Познавательно – исследовательская деятельность
план-конспект на тему

гашкова инна александровна

 Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Свойства воды».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

«Экология», «Художественная литература»

Цель: ознакомление детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки, активизировать и обогащать словарный запас. Развивать познавательную активность детей в образовательном процессе.

Воспитательные:

Формировать умение работать в подгруппе, группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, картинки на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, соломинки для коктейля, сок, лед, листы белой бумаги, старые зубные щётки, гуашь голубая, халаты и шапочки для детей.

Часть I.

Здравствуйте дети.

Ребята давайте с вами встанем вкруг, чтобы создать хорошее настроение и познакомиться. Я вам буду передавать мяч, а вы мне будете говорить, как вас зовут. Меня зовут Инна Александровна….(передаю мяч ребенку и со всеми знакомлюсь).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу лежит конверт, адресованный детям. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?

После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из конверта карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух. (Все садятся на пол и ищут отгадки на картинках)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: О воде!

Воспитатель: Ребята в реке вода – речная, а в море? – морская, а в океане? - океаническая.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода?

Кому еще нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

Что можно делать с водой?

Какая бывает вода?

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в юных исследователей и будем проводить опыты. А сейчас я вас приглашаю в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой и узнаем о ее свойствах. Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобиться одеть белые халаты и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места, и я вам расскажу правила работы в лаборатории:

1.Правила безопасности – у каждой вещи свое место.

2.Соблюдать тишину – уметь слушать и слышать.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель: ребята, чтобы доказать что вода это жидкость надо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой) Попробуйте ребята повторить этот опыт. Что происходит с водой? Она льется. Почему? Потому что она жидкая.

Воспитатель: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода?

Дети: белого (голубого).

Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой и ложечка.

Воспитатель: какого цвета молоко?

Дети: белого.

Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета?

Дети – нет (да).

Воспитатель: давайте проверим (ложку опускает в стакан с водой).

Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно?

Дети: да.

Воспитатель: давайте посмотрим, будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).

Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком?

Дети: нет.

Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я, приготовила символ (вывешивается на доске).

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель – а теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.

(детям предлагается кипяченая вода)

Воспитатель: какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Дети: вкусная.

Воспитатель: ребята вода не имеет вкуса, она безвкусная. И чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства воды. А для сравнения попробуйте сок, налитый в ваши бокалы (дети пробуют сок).

Воспитатель: какого вкуса сок? А из чего делают сок? Из яблок - яблочный, из апельсина?

Дети: сладкого

Воспитатель: правильно сок сладкий, а вода не имеет вкуса.

Опыт 4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети: нет.

Воспитатель: а теперь понюхайте сок. У сока есть запах?

Дети: да.

Воспитатель: правильно у сока есть запах, а у воды нет. И чтобы вы этого не забыли, я приготовила символ (вывешивается на доску).

Физкультминутка «Солнышко и дождик»

Опыт 5

- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)

- Что вы почувствовали? (Холод)

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

(чем-то мокрым, холодным, льдом).

- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Лед начинает таять.

Лед превращается в воду.

- Так что же такое лед (Лед – это вода в твердом состоянии)

- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)

- Возьмите салфеточки и протрите руки.

А теперь давайте поиграем с водой. Возьмите цветы и положите в воду лепестками вверх. Посмотрите, что происходит с цветком? (он распускается)

Часть III

Воспитатель: Ребята посмотрите, какого цвета ваши цветы. Найдите такого цвета цветок и подойдите к нему. Дети посмотрите, какие у нас корабли. Это какой это вид транспорта? (водный) А для того чтобы корабль поплыл чего у нас тут, тогда не хватает? (море). Вы хотите нарисовать море? Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками. Ребята договоритесь между собой, где вы будете рисовать море, и кто будет рисовать волны.

Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» и звучит аудиозапись Шум моря.

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Молодцы ребята красивое получилось у нас море. Теперь сможет наш корабль плыть? (да). Ребята пока наше море высыхает, давайте встанем вкруг.

Ребята человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все- таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру: «Какая бывает вода?»

А теперь ребята подойдите к столу. Тут на столе лежат смайлики, выберите того смайлика, какое у вас сейчас настроение после работы в лаборатории.

Спасибо вам ребята, мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_at-i.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Свойства воды».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

«Экология», «Художественная литература»

Цель: ознакомление детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки, активизировать и обогащать словарный запас. Развивать познавательную активность детей в образовательном процессе.

Воспитательные:

Формировать умение работать в подгруппе,группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, картинки  на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, соломинки для коктейля, сок, лед, листы белой бумаги, старые зубные щётки, гуашь голубая, халаты и шапочки для детей.

Часть I.

Здравствуйте дети.

Ребята давайте с вами встанем вкруг, чтобы создать хорошее настроение и познакомиться. Я вам буду передавать мяч, а вы мне будете говорить, как вас зовут. Меня зовут Инна Александровна….(передаю мяч ребенку и со всеми знакомлюсь).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу лежит конверт, адресованный детям. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?

После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из конверта карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух. (Все садятся на пол и ищут отгадки на картинках)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: О воде!

Воспитатель: Ребята в реке вода – речная, а в море? – морская, а в океане? - океаническая.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода?

Кому еще нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

Что можно делать с водой?

Какая бывает вода?

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в юных исследователей и будем проводить опыты. А сейчас я вас приглашаю в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой и узнаем о ее свойствах. Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобиться одеть белые халаты и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места, и я вам расскажу правила работы в лаборатории:

1.Правила безопасности – у каждой вещи свое место.

2.Соблюдать тишину – уметь слушать и слышать.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель: ребята, чтобы доказать что вода это жидкость надо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой) Попробуйте ребята повторить этот опыт. Что происходит с водой? Она льется. Почему? Потому что она жидкая.

Воспитатель: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода?

Дети: белого (голубого).

Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой и ложечка.

Воспитатель: какого цвета молоко?

Дети: белого.

Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета?

Дети – нет (да).

Воспитатель: давайте проверим (ложку опускает в стакан с водой).

Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно?

Дети: да.

Воспитатель: давайте посмотрим, будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).

Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком?

Дети: нет.

Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я, приготовила символ (вывешивается на доске).

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель – а теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.

(детям предлагается кипяченая вода)

Воспитатель: какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Дети: вкусная.

Воспитатель: ребята вода не имеет вкуса, она безвкусная. И чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства воды. А для сравнения попробуйте сок, налитый в ваши бокалы (дети пробуют сок).

Воспитатель: какого вкуса сок? А из чего делают сок? Из яблок - яблочный, из апельсина?

Дети: сладкого

Воспитатель: правильно сок сладкий, а вода не имеет вкуса.

Опыт 4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети: нет.

Воспитатель: а теперь понюхайте сок. У сока есть запах?

Дети: да.

Воспитатель: правильно у сока есть запах, а у воды нет. И чтобы вы этого не забыли, я приготовила символ (вывешивается на доску).

Физкультминутка «Солнышко и дождик»

Опыт 5

- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)

- Что вы почувствовали? (Холод)

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

(чем-то мокрым, холодным, льдом).

- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Лед начинает таять.

Лед превращается в воду.

- Так что же такое лед (Лед – это вода в твердом состоянии)

- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)

- Возьмите салфеточки и протрите руки.

А теперь давайте поиграем с водой. Возьмите цветы и положите в воду лепестками вверх. Посмотрите, что происходит с цветком? (он распускается) 

Часть III

Воспитатель: Ребята посмотрите, какого цвета ваши цветы. Найдите такого цвета цветок и подойдите к нему. Дети посмотрите, какие у нас корабли. Это какой это вид транспорта? (водный) А для того чтобы корабль поплыл чего у нас тут, тогда не хватает? (море). Вы хотите нарисовать море? Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками. Ребята договоритесь между собой, где вы будете рисовать море, и кто будет рисовать волны.

Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» и звучит аудиозапись Шум моря.

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Молодцы ребята красивое получилось у нас море. Теперь сможет наш корабль плыть? (да). Ребята пока наше море высыхает, давайте встанем вкруг.

Ребята человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все- таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру: «Какая бывает вода?»

А теперь ребята подойдите к столу. Тут на столе лежат смайлики, выберите того смайлика, какое у вас сейчас настроение после работы в лаборатории.

Спасибо вам ребята, мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития.

Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, ведущими принципами дошкольного образования являются принципы обогащения (амплификации) детск...