Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени.
статья на тему

Ракова Ирина Владимировна

Материал рассказывает о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку по программе "Преемственность" Н.А. Федосовой на базе школы. Подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Предлагается тематическое планирование и конспект занятия "Осенние страницы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkolnaya_podgotovka.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени»

Ракова И.В., учитель первой квалификационной

категории,  МБОУ г. Владимира «СОШ №24».

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только  к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

На базе нашей школы предшкольная подготовка осуществляется по программе  «Преемственность» Н.А. Федосовой.  Данная программа не только ставит своей целью подготовить ребенка к обучению в школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Подготовка детей осуществляется по следующим учебным пособиям:

Н.А.Федосова «От слова к букве» (1,2 часть),  С.И. Волкова «Математические ступеньки».

 Каждую неделю ребенок посещает по 2 занятия, продолжительность каждого - 30 минут. Занятия проводятся в группе, наполняемостью  до 8 человек.

Пособие «От слова к букве» готовит дошкольников к обучению чтению и письму. Работа по нему направлена на развитие речи, фонематического слуха, внимания; способствует развитию творческого воображения, готовит руку к письму.

«Математические ступеньки» содержат материал по развитию простейших математических представлений у дошкольников; а также систему заданий, способствующих развитию воображения, логического мышления, внимания, восприятия и памяти у детей.

Предшкольная  подготовка  может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Предлагаем тематическое планирование на 1 год обучения.

Курс «Математические ступеньки»

(Автор С. И. Волкова, УМК «Преемственность»)                                                            

№ занятия

Тема занятия

Страницы

пособия

Пространственные и временные представления.

1

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

Стр.3

2

Большой, маленький.

Стр.4-5

Высокий, низкий. Выше, ниже.

Стр.6-7

3

Слева, справа.

Стр.8

Длинный, короткий. Длиннее, короче.

Стр.9

4

Больше? Меньше? Столько же?

Стр.10-12

5

Круг. Многоугольник.

Стр.13

Прямоугольник. Квадрат.

Стр.14-15

6

Справа, слева, вверху, внизу.

Стр.16-18

7

Позже. Раньше.

Стр.19

8

Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

Стр.20

9

Обобщающее занятие. Проверочная работа.

Стр.21-23

Число и цифра.

10-11

Число и цифра 1.

Стр.24-26

12-13

Число и цифра 2.

Стр.27-29

14-15

Число и цифра 3.

Стр.30-33

16

Обобщение изученных цифр.

Стр.34-35

17-18

Число и цифра 4.

Стр.36-39

19

Число и цифра 0.

Стр.40-41

20-21

Число и цифра 5.

Стр.42-44

22

Равенство.

Стр.45-46

23

Действие сложение.

Стр.47-48

24-25

Действие вычитание.

Стр.49-53

26-27

Закрепление изученных действий.

Стр.54-58

28

Контроль и учёт знаний.

Стр.59-60

29

Число и цифра 6.

Стр.61-62

30

Число и цифра 7.

Стр.63-65

31

Число и цифра 8.

Стр.66-67

32

Число и цифра 9.

Стр.68-72

33

Число и цифра 10.

Стр.74-75

34

Обобщение цифр первого десятка.

Стр.76-77

Проверочная работа.

Курс «От слова к букве»

        (Автор Н.А.Федосова УМК «Преемственность»)                                                            

        1 год обучения.

Часть №2

Гласные буквы и звуки

4-23

1

«Гласный звук [О],  буква О».

4-5

2

«Гласный звук[ А],  буква А».

6-7

3

«Гласный звук [У],  буква У».

8-9

4

«Гласный звук [Ы],  буква Ы».

10-11

5

«Гласный звук [И],  буква И».

12-13

6

«Гласный звук [Э],  буква Э».

14-15

7

«Гласный звук[ А],  буква Я».

16-17

8

«Гласный звук [У],  буква Ю».

18-19

9

«Гласный звук [Э],  буква Е».

20-21

10

«Гласный звук [О],  буква Ё».

22-23

Согласные буквы и звуки

24-67

11

«Согласные звуки [ л ], [  л‘]. Буква  Л.»

24-25

12

«Согласные звуки [ м ], [ м ‘].Буква М .»

26-27

13

«Согласные звуки [ н ], [  н‘].Буква Н.»

28-29

14

«Согласные звуки [ р ], [  р‘]. Буква Р.»

30-31

15

«Согласные звуки [в ], [  в‘]. Буква В.»

32-33

16

«Согласные звуки [ф ], [ ф ‘]. Буква Ф.»

34-35

17

«Согласные звуки [з], [ з ‘]. Буква З.»

36-37

18

«Согласные звуки [с], [ с ‘]. Буква С.»

38-39

19

«Согласный звук [ш]. Буква Ш.»

40-41

20

«Согласный звук [ж]. Буква Ж.»

42-43

21

«Согласные звуки [б], [б‘]. Буква Б.»

44-45

22

«Согласные звуки [ п ], [ п‘]. Буква П.»

46-47

23

«Согласные звуки [д ], [д‘]. Буква Д.»

48-49

24

«Согласные звуки [ т ], [  т‘]. Буква Т.»

50-51

25

«Согласные звуки [ г], [ г‘]. Буква Г.»

52-53

26

«Согласные звуки [к], [к‘]. Буква К.»

54-55

27

«Согласные звуки [х ], [ х ‘]. Буква Х.»

56-57

28

«Согласный звук [ц]. Буква Ц.»

58-59

29

«Согласный звук [ щ ‘]. Буква Щ.»

60-61

30

«Согласный  звук [ ч ‘]. Буква Ч.»

62-63

31

«Согласный звук [ й‘]. Буква Й.»

64-65

32

« Мягкий и твердый знаки».

66-67

33

Устное народное творчество (песенки, потешки, считалки)

68-73

34

Сказки Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.

73- 86

Тематическое планирование на 2 года обучения.

Курс «Математические ступеньки»

(Автор С. И. Волкова, УМК «Преемственность»)

№ занятия

Тема занятия

Страницы

пособия

Пространственные и временные представления.

1

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

Стр.3

2-3

Большой, маленький.

Стр.4-5

4-5

Высокий, низкий. Выше, ниже.

Стр.6-7

6

Слева, справа.

Стр.8

7

Длинный, короткий. Длиннее, короче.

Стр.9

8-9

Больше? Меньше? Столько же?

Стр.10-12

10

Круг. Многоугольник.

Стр.13

11

Прямоугольник. Квадрат.

Стр.14-15

12-13

Справа, слева, вверху, внизу.

Стр.16-18

14

Позже. Раньше.

Стр.19

15

Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

Стр.20

16

Обобщающее занятие. Проверочная работа.

Стр.21-23

Число и цифра.

17-18

Число и цифра 1.

Стр.24-26

19-20

Число и цифра 2.

Стр.27-29

21-22

Число и цифра 3.

Стр.30-33

23-24

Обобщение изученных цифр.

Стр.34-35

25-26

Число и цифра 4.

Стр.36-39

27

Число и цифра 0.

Стр.40-41

28-29

Число и цифра 5.

Стр.42-44

30-31

Равенство.

Стр.45-46

32

Действие сложение.

Стр.47-48

33-36

Действие вычитание.

Стр.49-53

37-38

Закрепление изученных действий.

Стр.54-58

39

Контроль и учёт знаний.

Стр.59-60

40-42

Число и цифра 6.

Стр.61-62

43-45

Число и цифра 7.

Стр.63-65

46-48

Число и цифра 8.

Стр.66-67

49-51

Число и цифра 9.

Стр.68-72

52

Проверочная работа.

Стр.73

53-55

Число и цифра 10.

Стр.74-75

56-57

Обобщение цифр первого десятка.

Стр.76-77

58

Проверочная работа.

Работа с дополнительными заданиями (10 часов).

Курс «От слова к букве»

        (Автор Н.А.Федосова УМК «Преемственность»)                                                            

        2 года обучения.                                                      

Тема

Страницы

Часть  №1

Осенние странички

1

Осень в лесу.

4-5

2

Осень в парке.

6-7

3

Осенью на детской площадке.

8-9

4

Осенний сбор урожая.

10-11

5

Работа с текстом.

  М. Горький «Воробьишко».

12-15

6

Проверь себя

15-17

7

Наша семья

66-67

8

За обедом

68-69

9

Взаимопомощь в семье.

70-71

10

Выходные в семье.

72-73

11-12

Профессии в семье

74-77

Зимние странички

13

Наступила зима.

18-19

14

Зимние забавы детей.

20-21

15

Детские сны.

22-23

16-19

Работа с текстами.

24-27

20

Проверь себя.

27-29

21

Птицы.

58-59

22

Рыбы.

60-61

23

Насекомые.

62-63

24

Звери.

64-65

Весенние странички.

25

Приметы весны.

30-31

26

Весенние заботы детей.

32-33

27

Птицы и насекомые.

34-35

28

Работа с текстами.

36-45

29

Проверь себя

46-47

Летние странички

30

Лето пришло!

48-49

31

Летний отдых на реке.

50-51

32

Прогулка по летнему лесу.

52-55

33

Летом в деревне.

56-57

34

Проверь себя

90-92

Часть  №2 (согласно планированию на 1 год обучения)

Примерный конспект занятия.

Тема: Осенние страницы" (4 занятия).

Цели: развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи: 1. Познакомить с  осенними изменениями в природе.

2. Развивать речь дошкольников, внимание, творческое воображение.

Ход занятия.

  1. Беседа об осени.

Учитель читает стихотворение В. Лунина.

Осинку

Окрасила Осень.

Осинка мне нравится

Очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль-

Облетает.

  • Назовите художника в этом стихотворении.
  • Какое время года изображено на картине стр.4.
  • Назовите приметы осени. Выполнение штриховки " Дождь".
  1. Задание на стр. 4.
  • Посмотрите на иллюстрацию, все ли дети одеты правильно, по погоде?
  • Возьмите конверты, рассмотрите. Давайте поможем детям одеться.

( прикладываем).

  • Закончи картину, докрась рисунки.
  1. Задание №1 на стр.5.
  • Листочки каких деревьев вы видите?
  • Рассмотрите первую строку. Нарисуй недостающее.

Аналогично вторая строка.

  1. Работа с загадкой .

Читают дети или учитель.

Заучиваем наизусть.

- А теперь нарисуем отгадку.

  1. Работа со звуками. Задание №4 на стр.5.

Один кружок - один звук. Выделяем звук, составляем слово.

  1.   Итог занятия.

Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы учебные пособия «От слова к букве», «Математические ступеньки», тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши,   для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
 

Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.

Список используемой литературы.

  1. Н.А. Федосова, «Программа  по подготовке к школе «Преемственность», Москва, «Просвещение» 2012.
  2. Н.А.Федосова «От слова к букве» (1,2 часть), Москва, «Просвещение» 2012.
  3.  С.И. Волкова «Математические ступеньки», Москва, «Просвещение» 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная речь - залог успешного обучения в школе.

Это выступление логопеда на первом родительском собрании первоклашек. В нём даётся объяснение понятию "Что такое хорошая речь?", какие требования предъявляются к речи первоклассника и как это связано ...

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...

Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе

Статья для родителей  учащихся начальной школы...

статья Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе.

Учебная самостоятельнсть как залог успешного обучения в школе...

Развитие памяти - залог успешного обучения в школе

Развитие памяти ребенка на уроках в начальной школе....