Программа по изобразительной деятельности и художественному труду «Путешествие в мир прекрасного»
рабочая программа на тему

Зорина Ольга Владимировна

Модифицированная программа по изобразительной деятельности и художественному труду "Путешествие в мир прекрасного" составлена на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник", в соответствии с действующими ФГОС ДОО. Программа может быть использована на курсах по подготовке к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа по изобразительной деятельности и художественному труду «Путешествие в мир прекрасного» составлена на основе программы Т.А. Копцевой «Природа и художник». Программа составлена в соответствии с действующими ФГОС ДОО.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения. На современном этапе воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Поэтому данная программа направлена на развитие творческой личности дошкольника посредством изобразительного искусства и художественного труда, с учетом особенностей развития дошкольников и их предрасположенностей к различным видам художественно – творческой деятельности.

Цель программы  – научить мыслить, раскрыть творческие способности детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания, подготовить к школе.

 Учитывая направленность программы на организацию продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения, выдвигаются следующие

задачи:

  • расширять спектр технических изобразительных возможностей детей, позволяющих осуществить наиболее яркую передачу образа (нетрадиционные техники рисования, использование различных материалов, способов и приемов для реализации замыслов);
  • побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих нестандартные художественные решения, способствовать созданию положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно – художественной деятельности;
  • формировать эмоционально-образное восприятие окружающего мира;
  • способствовать развитию фантазии, творческого воображения, образной памяти, мелкой моторики ребенка;
  • воспитывать положительные качества личности ребенка (трудолюбие,     настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.).

     

Общая характеристика программы:

Программа имеет циклическое строение. Каждый цикл включает занятия по изобразительной деятельности и художественному труду и посвящен определенной тематике.

Изобразительное   творчество   детей — один   из   самых   ранних видов  художественной  деятельности,  в  которой  ребенок  активно отражает   реальный   мир   и   проявляет   свое   отношение   к   нему. Занятия планируются как занятия творчества. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

       Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью,  привлекая жизненный опыт детей, примеры из окружающей действительности.

      Содержание программы «Путешествие в мир прекрасного» выходит за рамки школьной программы и  выстраивается с учетом следующих принципов:

  • принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
  • принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности;
  • принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.

Изобразительное искусство и художественный труд призваны развивать у дошкольников художественное мышление, творческое   воображение,   зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться   выразительными средствами. Основами реалистического изображения дети овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет, линия, объем,  ритм, форма и пропорция, пространство, композиция. Использование нетрадиционных техник рисования направленных на развитие творческих способностей детей основаны на сотрудничестве, понимании и признании целей и задач самого ребенка способствуют решению важных проблем:

  • использование данной системы заданий способствует созданию благоприятного эмоционального фона, снятию напряжения, постепенному овладению специальными приемами продуктивного творческого мышления;
  • с первых занятий создается тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «педагог - ребенок», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность ребенка, т.к. от совместного выполнения заданий с педагогом он неизбежно приходит к самостоятельным познавательным действиям и к необходимости принятия индивидуальных решений;
  • позволяет повысить уровень развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения и др.), являющихся основой развития продуктивности мышления и творческих способностей дошкольников. А так же способствует развитию мелкой моторики ребенка;
  • дети становятся активными участниками учебного процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, позволяет сформировать творческий подход к решению поставленных задач.

На занятиях по программе «Путешествие в мир прекрасного» для успешного развития творческих способностей дошкольников используются: разнообразные игрушки, изделия декоративно – прикладного творчества, демонстрационный материал, а так же дидактические игры.

 Создание образа в работе связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Возникает необходимость воспитания у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям, т.к. в процессе работы для ребенка – это не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного «вхождения в образ». С этой целью на занятиях используются игровые приемы, они помогают вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ. Для создания более яркого, живого, эмоционального образа используются потешки, загадки, имитационные игры на воображение, пластические этюды; знакомство с произведениями художников, писателей (отрывки из  рассказов, сказок, стихотворений), прослушивание музыкальных произведений.

Формы и методы подведения итогов реализации программы.

Основная форма работы по развитию и совершенствованию  художественных способностей детей - творческая работа с разными художественными материалами, с использованием большого количества изобразительных приемов. Для развития творческого воображения используются нетрадиционные техники рисования (отпечаток, рисование восковыми мелками, рисование по мокрому, трафаретное рисование, пальчиками, ладошкой, монотипия, граттаж, коллаж). Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию, прослеживать связь между реальностью и полетом фантазии. 

   Вся работа на занятиях по художественному труду носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности детей при выполнении трудовых заданий. В программе предусмотрены работы со следующими материалами: пластилин, бумага, картон, природные материалы. Для расширения творческих возможностей на занятиях дети знакомятся с различными видами аппликации (обрывная, плоскостная, объемная), вводятся разнообразные способы работы с пластилином (рисование пластилином, пластилиновая мозаика, работа в объеме и др.)  

Место  программы   в учебном плане

На изучение курса отводится 1 год обучения : 28 часов, из расчета 1 час в неделю, согласно  учебному и годовому календарному графику (  с 15 октября по 14 мая). Занятия проводятся  в учебном классе, по 25 минут.    Возрастная группа  учащихся 5,5-7  лет. В группе занимаются  20 человек.

Направленность – программа дополнительного образования, целевая аудитория – дошкольники, не посещающие детский сад.

  На занятиях  учебная деятельность чередуется с двумя физминутками.

   

Планируемые результаты.

Предметные результаты освоения программы: 

Обучающийся научится:

  • получать простые технические сведения об используемых материалах и приемы работы с ними;
  •  первоначальные представления о роли изобразительного искусства и художественного труда в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
  • подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
  • выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами;
  • рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;

  • использовать выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.) в создании продуктов творческой деятельности;
  • Передавать в своей работе восприятие им окружающего мира.
  • Передавать сюжет, самостоятельно выбирать способы изображения и художественные материалы;
  • Создавать декоративные композиции, принимать участие в коллективных работах;
  • Выполнять простые операции резания и надрезов, склеивание и наклеивание, сгибания и прочного крепления разных материалов;
  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги, складывать, разрезать ножницами, склеивать по данному направлению;
  • Изготавливать поделки из разного материала.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы

  • положительное отношение к школе, интерес к учебному материалу;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •   интереса (мотивации) к учению;
  •  объяснять своё отношение к поступкам с позиции
    общечеловеческих нравственных ценностей;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Регулятивные УУД 

Обучающийся научится:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

         проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные УУД 

Обучающийся научится:

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
    делать простейшие обобщения и выводы;
  • выслушать и повторить за педагогом план работы над изделием, работать по шаблону;
  • владеть основными техническими навыками и умениями, необходимыми для творческой деятельности;
  • изготавливать поделки из разного материала.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных  алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД 

Обучающийся научится:

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
  • выражать свою точку зрения.

Содержание модифицированной программы

по изобразительной деятельности и художественному труду

«Путешествие в мир прекрасного».

Цикл «Собираем урожай» (3 часа).

Рисуем фрукты. Лепим овощи.

Лепка из пластилина. Правила лепки шара, палочки – валика.

Рисование акварелью натюрморта. Приемы смешивания красок. Знакомство со свойствами красок (акварель), развитие умения пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Правила организации своего рабочего места, пользования палитрой, стеком, работы кистью.

Цикл «Любимые игрушки» (2 часа).

Дымковская игрушка. Барышни – матрешки.

Лепка из пластилина. Способы украшения работы. Роспись гуашевыми красками шаблона. Введение понятия «декоративно-прикладное искусство». Воспитание уважения к труду народных мастеров, стремления научиться самим создавать изделия, радующие окружающих, интереса к народной игрушке. Знакомство с особенностями изготовления дымковской игрушки и особенностями ее росписи: основные элементы, особенности цветовой палитры. Освоение навыков кистевой росписи. Формирование умения замечать выразительность цвета. Упражнение в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту дымковской игрушки.

Цикл «Новогодний карнавал» (4 часа).

Елочка – красавица. Елочные украшения. Гирлянда «Цепочка», украшение «Фонарик».

Совершенствование умений передавать в работе впечатления от праздника, праздничный колорит, яркость и необычность карнавальных  атрибутов. Направить внимание на поиск хорошего расположения изображения на листе. Развивать эстетические чувства (цвет, композиция). Освоение символики новогодних и рождественских украшений и композиций, их цветовая гармония.  Аппликация из цветной бумаги. Введение понятия «обрывная аппликация». Работа с цветным картоном. Закрепление правил симметричного вырезания. Способы вырезания из листа, сложенного вдвое. Роспись гуашевыми красками шаблона игрушки. Знакомство с особенностями работы гелевыми ручками. Повторение видов линий. Роспись гелевыми ручками шаблона. Знакомство с особенностями работы восковыми мелками. Рисование восковыми мелками с покрытием акварелью.

Цикл «Сказка зимнего леса» (3 часа).

Лепим снеговика. Танец  снежинок. Зимние пташки.

Лепка из пластилина. Пропорции, особенности строения, способы соединения деталей. Способ соединения – «примазывание». Знакомство с основными законами построения орнамента в круге. Закрепление понятия «симметрия». Понятие симметрии в природе (на примерах). Рисование белой гуашью на цветном картоне. Аппликация из цветной бумаги. Закрепление вырезания округлых форм, правил симметричного вырезания.

Цикл «Посуда» (2 часа).

Лепим посуду. Украшаем посуду.

Лепка из пластилина. Простейшие способы соединения деталей, умение расплющивать шар, палочку – валик для получения элементов плоскостной работы. Декоративная роспись гуашью шаблонов. Рассматривание элементов гжельской росписи, особенности цветовой палитры. Законы составления орнамента на полосе, стилизации природных форм, использования декоративных элементов. Освоение навыков кистевой росписи.

Цикл «Мир сказок» (4 часа).

Волшебные предметы. Ковер – самолет. Сказочные герои. Жар – птица.

Знакомство со сказочно-былинным жанром,   творческой манерой, спецификой средств выразительности, с помощью которых художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах. Привитие интереса к творчеству художника Васнецова, формирование установки на внимательное рассматривание картин.  Развитие интереса к творчеству художников-иллюстраторов, их оригинальности, умению по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним. Развитие у детей целенаправленности зрительного видения, умения сравнивать и сопоставлять характер образа и средства выразительности, образного представления. Передача в рисунке сказочных образов  и характерных черт полюбившегося персонажа. Закрепление умения использовать в работе различные изобразительные средства. Лепка из пластилина. Закрепление известных приемов лепки. Использование приема «оттиск». Роспись заготовок цветными фломастерами и  гелевыми ручками. Закрепление видов линий.

Цикл «Идем в цирк» (2 часа).

Цирковые артисты. Веселый клоун.

Лепка из пластилина. Закрепление изученных приемов лепки. Ознакомление со способами передачи несложных движений человека; изображения характерных особенностей костюма клоуна. Знакомство с жанром портрета. Пропорции лица. Изображение портрета клоуна. Формирование умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма, передавать различное выражение лица, используя разные художественные средства. Воспитание у детей эмоционального отношения к образу.

Цикл «Идем в цирк» (2 часа).

Цирковые артисты. Веселый клоун.

Лепка из пластилина. Закрепление изученных приемов лепки. Ознакомление со способами передачи несложных движений человека; изображения характерных особенностей костюма клоуна. Знакомство с жанром портрета. Пропорции лица. Изображение портрета клоуна. Формирование умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма, передавать различное выражение лица, используя разные художественные средства. Воспитание у детей эмоционального отношения к образу.

Цикл «Цветы весны» (2 часа).

Мимоза. Первые подснежники.

Аппликация из крашеной ваты. Способы крепления и окрашивания ваты. Обобщение знаний детей о натюрморте. Рисование гуашевыми красками. Закрепление изученных приемов: «тычка», «примакивания» и др. Закрепление навыка рисования тычком кисти с жесткой щетиной.

Цикл «Космическое путешествие» (2 часа).

Космические дали. Пейзаж неведомой планеты.

Аппликация из цветной бумаги. Закрепление способов изготовления деталей различной геометрической формы. Составление работы из геометрических фигур. Закрепление и уточнение знаний детей о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. Формирование умения составлять сюжет рисунка. Упражнение в композиционном освоении всего пространства листа. Развитие умения передавать  настроение в рисунке. Обучение способам передачи движения и частичного загораживания предметов. Знакомство с техникой рисования – граттаж. Осуществление замысла, привлекая полученные ранее умения и навыки, в том числе нетрадиционное рисование. Развитие чувства цвета, фантазии, творческих способностей детей.

Цикл «Краски лета» (4 часа).

Ромашковое поле. Радуга – дуга. Птица счастья. Шмели и цветы.

Развитие у детей эстетического восприятия, любви к природе, желания передать ее красоту, используя нетрадиционные методы. Закрепление знаний об основных цветах и производных, теплых и холодных тонах, порядке расположения цветов в спектре. Работа над композиционным размещением изображения на листе бумаги (многоплановость). Рисование пастельными мелками летнего пейзажа. Закрепление изученных приемов работы с различными материалами. Роспись гелевыми ручками. Работа гуашевыми красками.  Создание объемной аппликации из цветной бумаги. Способы вырезания из листа, сложенного вчетверо. Способ складывания бумаги гармошкой. Изготовление коллективных работ. Создание позитивного фона работы в группе, снятие психоэмоционального напряжения.

Материально - технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей

программы:

  •  Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования. Дошкольное образование.
  •  Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

в общеобразовательных учреждениях.

  •  Копцева Т.А. Программа «Природа и художник». - М, «ТЦ Сфера», 2006.
  •  Наборы дидактических карточек с картинками: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Растения», «Грибы», «Транспорт», «Жилища»,  «Декоративно-прикладное искусство», «Сказочные герои», «Русские народные сказки», «Времена года», «Космос».
  •  Информационные карты «Правила безопасного труда», «Основы цветоведения» и др.
  •  Репродукции картин русских и зарубежных художников.

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей  программы:

 

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

 

Использованная литература.

         1.Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 г.

         2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: «Просвещение» 1991 г.

         3.Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и листок. – Ярославль: «Академия», 2000 г.

         4.Грибовская А.А. Организация работы изостудий в дошкольных учреждениях. – М: «Просвещение», 1995 г.

         5.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – Москва: «Карапуз-дидактика», 2006 г.

         6.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М: «Владос», 2002 г.

    7.Казакова Р. Рисование с детьми дошкольного возраста «Нетрадиционные техники изображения» - М: «ТЦ Сфера», 2004 г.

         8.Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г.

         9.Леонович Е. Толковый словарь – М: «АСТ-ПРЕСС», 1997 г.

        10.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: «Просвещение»,  1987 г.

Литература для детей.

      1.Сборники русских народных сказок, загадок и потешек.

      2.Произведения русских и зарубежных писателей:

  • Поэзия А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Барто, Р.Ругина, Г.Лапцуя, С.Есенина, С.Михалкова, С.Маршака и др.
  • П.Ершов «Конек-Горбунок»
  • А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  • А.Островский Снегурочка»
  • Г.-К.Андерсен «Снежная Королева»
  • С.Маршак «Двенадцать месяцев» и др.

        3.С.П. Алексеева, А.Г.Алексин и др. Энциклопедия «Что такое - Кто такой» 1,2,3           часть - М: «Педагогика – Пресс», 1997.

        4.Энциклопедия. Изобразительное искусство. –М: «Аванта+», 2005 г.

Календарно – тематическое планирование занятий

по программе «Путешествие в мир прекрасного».

п/п

Тема занятия

Деятельность обучающихся

Кол-во

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Собираем урожай-3часа.

Лепим овощи.

Рисуем фрукты.

Лукошко грибника.

Любимые игрушки – 2 часа.

Дымковская игрушка.

Барышни – матрешки.

Новогодний карнавал – 4 часа.

Елочка – красавица.

Елочные украшения.

Гирлянда «Цепочка».

Украшение «Фонарик».

Сказка зимнего леса – 3 часа.

Лепим снеговика.

Танец  снежинок.

Зимние пташки.

Посуда – 2 часа.

Лепим посуду.

Украшаем посуду.

Мир сказок – 4 часа.

Волшебные предметы.

Ковер – самолет.

Сказочные герои.

Жар - птица.

Идем в цирк – 2 часа.

Цирковые артисты.

Веселый клоун.

Цветы весны – 2 часа.

Мимоза.

Первые подснежники.

Космическое путешествие – 2 часа. 

Космические дали.

Пейзаж неведомой планеты.

Краски лета – 4 часа.

Ромашковое поле.

Радуга – дуга.

Птица счастья.

Шмели и цветы.

Учатся организовать свое рабочее место. Знакомятся с правилами лепки шара, палочки – валика.

Учатся работать с  акварелью. Узнают приемы смешивания красок.

Запоминают понятие аппликация. Правила работы с ножницами. Учатся вырезать округлые формы.

Повторяют правила работы с пластилином, украшают работы. Учатся уважать труд народных мастеров.

Знакомятся с правилами работы гуашевыми красками. Выполняют эскизы, находят цветовое решение.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги. Знакомятся  правилами симметричного вырезания.

Расписывают гуашевыми красками шаблон игрушки.

Знакомятся с правилами работы с цветным картоном.

Совершенствуют умение работать  с цветной бумагой.   Вырезают из листа, сложенного вдвое.

Закрепляют правила работы с пластилином. Знакомятся с понятием  «пропорция».

Учатся рисовать белой гуашью на цветном картоне.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги. Закрепляют способ вырезания округлых форм, правило симметричного вырезания.

Работают с пластилином. Закрепляют простейшие способы соединения деталей, умеют расплющивать шар, палочку – валик для получения элементов плоскостной работы.

Учатся декоративной росписи гуашью шаблонов.

Закрепляют известные приемы лепки из пластилина. Используют  приема «оттиск».

Учатся расписывать заготовки квадратной формы цветными фломастерами.

Закрепляют правила работы с пластилином.

Закрепляют умение расписывать шаблоны птицы гелевыми ручками.

Лепить из пластилина.

Закреплять известные приемы лепки.

Работают гуашью. Изображение портрета клоуна.

Выполняют аппликацию из крашеной ваты.

Закрепляют умение рисовать гуашевыми красками. Закрепление изученных приемов: «тычка», «примакивания» и др.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги. Составляют работы из геометрических фигур.

Учатся рисовать в технике «граттаж».

Выполняют аппликацию  из цветной бумаги. Знакомятся со способом вырезания из листа, сложенного вчетверо.

Рисование пастельными мелками летнего пейзажа.

Работают с цветной бумагой. Изучают способ складывания бумаги гармошкой. Расписывают гелевыми ручками.

Работают  гуашевыми красками. Изучают прием «примакивание».

1ч.

1ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

       

        1ч.

       1ч.

1ч.

       

       1ч.

       1ч.

        1ч.

1ч.

       1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

        1ч.

        1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Доклад: «Изобразительная деятельность и художественный труд учащихся во внеурочное время».

Доклад : "Изобразительная деятельность и художественный труд учащихся во внеурочное время"...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...