Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Шпикаловой Т.Я. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpikalova_3_kl._microsoft_office_word.docx32.96 КБ
Microsoft Office document icon shpikalova_3_kl.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Вид контроля

Дата проведе-

ния

Коррек-тировка

1

Инструктаж по ТБ.

Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж.

1

Создание моделей несложных объектов. Организация рабочего места, распределение рабочего времени. Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии).

Знать роль трудовой деятельности в жизни человека, распространённые виды профессий.

Применять основные правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой.

Фронталь-

ный

2

Жостовские фигурные подносы. Конструирование подноса из бумаги.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач.

Индиви-

дуальный

3

Необычные превращения соломки. Конструирование коврика из соломки.

1

Создание моделей несложных объектов. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Бережное использование и экономное расходование материалов.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом.

Знать приёмы складывания, симметричного вырезывания.

Индиви-

дуальный

4

Приёмы украшения соломенного коврика.

1

Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Рукотворный мир как результат труда человека.

Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для создания различных изделий по собственному замыслу.

Индиви-

дуальный

5

Лети, лети, бумажный змей!

Конструирование змея из бумаги.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь создавать модели несложных объектов из различных материалов, использовать приём клеевого соединения.

Индиви-

дуальный

6

Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитьё способами: «колодец», «изба».

1

Мелкий ремонт одежды. Овладение основными приёмами обработки текстильных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия.

Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы.

Уметь сшивать швом «за иголку», выполнять окантовку изделия.

Индиви-

дуальный

7

Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей.

1

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам.

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, схеме.

Уметь создавать модели несложных объектов из различных материалов.

Индиви-

дуальный

8

Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь осуществлять декоративное оформление и  отделку изделий.

Уметь применять приёмы симметричного и ассиметричного вырезывания, склеивания.

Индиви-

дуальный

9

Теремок для пернатых. Конструирование из картона.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: гофрирование, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Знать и уметь применять приём гофрирования.

Индиви-

дуальный

10

Теремок для пернатых. Украшение терема подзорами, полотенцами и т.д.

1

Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

Уметь осуществлять декоративное оформление и  отделку изделий.

Индиви-

дуальный

11

Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом».

1

Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами, материалами.

Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для выполнения домашнего труда

Индиви-

дуальный

12

Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки стебельчатым швом, швом «через край».

1

Трудовая деятельность в жизни человека. Сотрудничество в индивидуальной и коллективной работе.

Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Индиви-

дуальный

13

Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светцов из полос бумаги.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: гофрирование, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь применять приёмы скручивания, гофрирования, складывания, вырезывания.

Индиви-

дуальный

14

Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Создавать модели несложных объектов из различных материалов.

Индиви-

дуальный

15

Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объёмных конструкций.

1

Процесс труда: планирование, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности.

Знать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.

Индиви-

дуальный

16

Рождественские фантазии. Конструирование из соломки подвесок на основе октаэдров.

1

Плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции из различных материалов.

Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Индиви-

дуальный

17

Тканые узоры. Конструирование дощечек из картона.

1

Работа с простыми информационными объектами: преобразование, создание, сохранение, удаление. Детские презентации по теме урока.

Создавать модели несложных объектов из различных материалов. Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Индиви-

дуальный

18

Тканые узоры. Приёмы тканья поясов способом «к себе», «от себя».

1

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам.

Уметь выполнять отделку кисточками края тканого изделия.

Индиви-

дуальный

19

Город белокаменный. Художественное  конструирование из бумаги плоскорельефного панно.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для решения учебных и практических задач.

Индиви-

дуальный

20

 Конструирование из бумаги панно по мотивам традиционной русской архитектуры.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Создавать модели несложных объектов из различных материалов.

Индиви-

дуальный

21

Защитники земли Русской. Объёмное  конструирование из бумаги кукол.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: скручивание, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь применять приёмы прокалывания,  скручивания, складывания, вырезывания.

Индиви-

дуальный

22

Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения – оберега.

1

Ручной, механизированный и автоматизированный труд. Многообразие материалов и область их применения.

Знать область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств.

Индиви-

дуальный

23

Богородские потехи. Конструирование из бумаги по мотивам богородской игрушки.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Индиви-

дуальный

24

Богородские потехи. Украшение богородской игрушки.

1

Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач.

Уметь осуществлять декоративное оформление и  отделку изделий.

Индиви-

дуальный

25

Красны девицы. Объёмное конструирование из бумаги кукол в женском народном костюме.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Создавать модели несложных объектов из различных материалов.

Индиви-

дуальный

26

Красны девицы. Объёмное конструирование из бумаги кукол в мужском  народном костюме.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Индиви-

дуальный

27

Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков.

1

Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов.

Знать основные источники информации.

Индиви-

дуальный

28

Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура.

1

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам.

Уметь осуществлять декоративное оформление и  отделку изделий.

Индиви-

дуальный

29

Цветы России на павловских платках и шалях. Выполнение набойки на ткани (гуашь).

1

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам.

Уметь осуществлять декоративное оформление и  отделку изделий.

Индиви-

дуальный

30

Встречаем птиц. Конструирование образа птиц. Оригами.

1

Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. Несложный ремонт книг.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Индиви-

дуальный

31

Скопинские фантазии из глины. Лепка сосуда сложной формы.

1

Использование измерений для решения практических задач. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Уметь выбирать материалы с учётом свойств по внешним признакам.

Индиви-

дуальный

32

Скопинские фантазии из глины. Выполнение декора: рельеф, налепы, оттиски.

1

Виды бытовой техники. Соблюдение безопасных приёмов труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Индиви-

дуальный

33

Моё долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из пластилина.

1

Декоративное оформление предметов быта и жилища.

Экономное расходование материалов.

Использовать приобретённые умения в практической деятельности для поиска информации с использованием простейших запросов.

Фронталь-ный

34

Художественная выставка «Наши лучшие работы».

1

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу. Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по схеме.

Показать, чему научились за учебный год.

Знать основные источники информации.

Индиви-

дуальный

35

Экскурсия  на выставку работ мастеров Татарстана «Искусство вокруг нас».

1

Многообразие материалов и сферы их применения.

Знать роль трудовой деятельности в жизни человека.

Фронталь-ный

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.), Примерной программы начального общего образования по технологии (журнал «Народное образование», №7, 2005 год) и программы по изобразительному искусству и художественному труду (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II. Изобразительное искусство и художественный труд. Авторы Шпикалова Т.Я., Е.В. Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005). На изучение «Технологии» отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов в год.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов.

  1. Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги.
  2. Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани.
  3. Раздел «Работа с природными материалами» нацелен на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из природных материалов.

Предлагаемая программа по предмету «Технология»  ориентируется на реализацию следующих целей:

  1. овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  2. развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
  3. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  4. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений и навыков, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.  

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и  математикой (геометрические фигуры и объёмы).

Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Учитель использует игровую, образную форму приобщения детей к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает  проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций). Подведение итогов по  курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Работа с бумагой (16 ч)

             Приобретение начальных технологических знаний о материалах. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги.

            Формирование трудового опыта: виды конструирования из бумаги, конструирование с включением готовых вспомогательных форм, декоративные композиции.

           Экспериментирование с бумагой путем надрезов (двусторонний и односторонний).

          Моделирование (преобразование геометрических тел, складывание, вырезание). Художественное конструирование из бумаги на заданную тему. Моделирование кукол, деталей их одежды, ее декорирование по мотивам северорусского сарафанного комплекса.

Работа с тканью (10 ч)

           Приобретение начальных технологических знаний о материалах. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани.

          Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани, конструирование из ткани, проектирование из ткани, конструирование приспособлений для работы.

          Вышивка на предметах домашнего обихода, на народной одежде. Особенность орнамента, колорита вышивки различных регионов России. Мотивы и символика северной и южной вышивки. Ткани и нитки из натуральных волокон: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные; виды швов на основе традиционной вышивки; тамбурная вышивка, ее мотивы и колорит в разных регионах России.

Работа с природными материалами (9 ч)

           Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях.

          Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс  по технологии и изобразительному искусству:

В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
  2. понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
  3. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  4. приёмы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приёмы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
  5. основы орнамента;
  6. основные правила станковой и декоративной композиции; средства композиции;
  7. названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  8. разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа;
  9. основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов, ткани, бумаги, глины.

УМЕТЬ:

  1. организовывать своё рабочее место;
  2. пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  3. правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
  4. применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков;
  5. выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
  6. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
  7. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
  8. решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
  9. выполнять сюжетно-тематические композиции и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
  10. выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
  11. лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
  12. конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
  2. высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, выставок народного декоративно-прикладного искусства;
  3. выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям  и культурным традициям своего края, своей страны и других народов мира;
  4. положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Вид контроля

Дата проведе-

ния

Коррек-тировка

1

Чужие цветы краснее, а свои милее. Цветовые нюансы и контрасты. Знакомство с произведениями  В.М. Васнецова.

1

Образное содержание искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Основы изобразительного искусства.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Текущий

2

В жостовском подносе - все цветы России. Мотивы традиционных узоров.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Изображение с натуры.

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

Текущий, ответы на вопросы

3

В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Текущий

Самостоятельная работа

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Знакомство с произведениями И.Е. Репина.

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов. Уметь изображать натюрморт с использованием сближённой или контрастной цветовой гаммы.

Текущий

ответы на вопросы

5

Лети, лети, бумажный змей!

Орнамент и форма. Знакомство с произведениями К. Моне.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Изображение по воображению.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

6

Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Знать основные композиционные схемы узоров лоскутных ковриков. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж. Знакомство с произведениями В.И. Сурикова.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи.

Текущий

ответы на вопросы

8

Гжельская майолика. Роспись тарелочки по мотивам гжельской майолики.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

9

Двор что город, изба что терем. Узоры резного узорочья. Знакомство с произведениями В.А. Серова.

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

10

Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Использовать приобретённые знания  в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Текущий

11

Каждая птица своим пером красуется. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Ведущие музеи России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

Самостоятельная работа

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии.

Уметь передавать глубину пространства на плоскости с элементами линейной и воздушной перспективы.

Текущий

ответы на вопросы

13

Русская зима. Пейзаж в графике. Знакомство с произведениями А.К. Саврасова.

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

 14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. Знакомство с произведениями И.И. Шишкина.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Использовать приобретённые знания  в повседневной жизни для обогащения опыта восприятия произведения изобразительного искусства.

Текущий

Самостоятельная работа

15

Зима за морозы,  а мы за праздники. Карнавальное шествие. Знакомство с произведениями В. Гога.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции.

Текущий

16

Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

17

Узоры – обереги в русском народном костюме. Знакомство с произведениями И.И.Левитана.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции.

Текущий

Самостоятельная работа

18

Жизнь костюма в театре. Эскиз исторического или театрального костюма.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

ответы на вопросы

19

Город белокаменный. Сюжетное рисование. Знакомство с произведениями К.Ф. Юона.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Изображение по памяти.

Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции.

Текущий

20

Город белокаменный. Сюжетно – декоративная композиция «старинный русский город - крепость».

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах.

Текущий

21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знать и уметь изображать особенности исторического костюма.

Текущий

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. Знакомство с произведениями И.Э. Грабаря, Леонардо да Винчи.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

23

Широкая Масленица. Сюжетно – декоративная композиция.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Текущий

Самостоятельная работа

24

Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

25

Герои сказки глазами художника. Декоративно – сюжетная композиция. Знакомство с произведениями А.А. Пластова.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

ответы на вопросы

26

Герои сказки глазами художника. Иллюстрация к сказке в технике бумажной аппликации.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

27

Водные просторы России. Морской пейзаж. Знакомство с произведениями А.А. Дейнеки.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

Самостоятельная работа

28

Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Знать особенности мотивов, цветовой гаммы, орнаментального строя павловских шалей.

Текущий

29

Цветы России на павловских платках и шалях. Повтор, вариация и импровизация по мотивам цветочной композиции.

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Освоение основ рисунка.

Знать особенности мотивов, цветовой гаммы, орнаментального строя павловских шалей.

Текущий

30

В весеннем небе – салют Победы! Декоративно – сюжетная композиция.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

ответы на вопросы

31

Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного города.

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).

Текущий

32

Сиреневые перезвоны. Рисование натюрморта с натуры.

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Уметь изображать натюрморт с использованием сближённой или контрастной цветовой гаммы.

Текущий

33

У всякого мастера свои фантазии. Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии.

Уметь создавать эскиз украшения  из бисера. Знать особенности национальных костюмов русского и татарского народов.

Текущий

34

У всякого мастера свои фантазии. Импровизация по мотивам образов – символов. Знакомство с произведениями Р. Санти, Р. ван Рейна.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Освоение основ рисунка.

Использовать приобретённые знания  в повседневной жизни для оценки произведений искусства при посещении выставок.

Текущий

35

Экскурсия на выставку художников Татарстана «У каждого мастера свои фантазии».

1

Восприятие, эмоциональная оценка народного искусства. Богатство и разнообразие художественной культуры.

Знать ведущие художественные музеи России и Татарстана. Использовать приобретённые знания  в повседневной жизни для оценки произведений искусства при посещении выставок.

Текущий

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

На изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов в год.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования):

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии:

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

        Задачи:

  1. Познакомить с таким видом пластических искусств как архитектура, закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить с произведениями анималистического жанра. продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Жостово, Павловский посад.
  4. Познакомить с понятиями «свет и тень» в произведениях живописи и графики.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)  и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

                Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мир изобразительных (пластических) искусств

(10 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений  Леонардо да Винчи, Р. Санти, Р. ван Рейна); пейзаж (на примере произведений  И.А. Шишкина, А.К. Саврасова); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников) на примере работ К.Ф. Юона, В.М. Васнецова, И.Е. Репина. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи на примере работ И.Э. Грабаря, И.И.Левитана, Ван Гога). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений  А.А.Дейнеки, В.И. Сурикова, В.А.Серова).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Ознакомление с работами А.А. Пластова.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(15 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Ознакомление с работами  К.Моне.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т.д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс  по технологии и изобразительному искусству:

В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
  2. понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
  3. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  4. приёмы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приёмы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
  5. основы орнамента;
  6. основные правила станковой и декоративной композиции; средства композиции;
  7. названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  8. разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа;
  9. основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов, ткани, бумаги, глины.

УМЕТЬ:

  1. организовывать своё рабочее место;
  2. пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  3. правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
  4. применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков;
  5. выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
  6. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
  7. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
  8. решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
  9. выполнять сюжетно-тематические композиции и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
  10. выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
  11. лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
  12. конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
  2. высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, выставок народного декоративно-прикладного искусства;
  3. выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям  и культурным традициям своего края, своей страны и других народов мира;
  4. положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по изобразительному искусству и художествен­ному  труду  УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс...

Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012

Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...