Главные вкладки

    Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

    Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

           Программа разработана на основе основной образовательной программы  МБОУ лицей № 3 на 2015-2016 учебный год и адресована учащихся 3 классов МБОУ лицей №3  г. Воронеж

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo-3.doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

           Программа разработана на основе основной образовательной программы  МБОУ лицей № 3 на 2015-2016 учебный год и адресована учащихся 3 классов МБОУ лицей №3  г. Воронеж

         

    Общая характеристика учебного предмета

          Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной культуры.

    Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

    Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

    Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности  стимулирует  интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

    Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

    Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство»

    учебном плане

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 131 ч., из них в 1 классе 29 ч. ( в 1четверти по 0,5ч., во 2-4 четверти по 1ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2- 4 классах по 35ч. (1ч. в неделю, 35 учебных недели в каждом классе)

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

    Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

    Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

    Программа обеспечивает достижение учащимися следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.

              Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

              - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

              - толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

             - художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

            - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

           - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

           - сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

           - сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

    Метапредметными  результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

           Регулятивные универсальные учебные действия:

           - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

           - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

           - планировать практическую деятельность на уроке;

           - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

           - предлагать свои  конструкторско – технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

            - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),  осуществлять контроль точности  выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

           - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

           Познавательные универсальные учебные действия:

           - активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

          - стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;

    - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно – поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

    - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

    - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    - слушать и понимать речь других;

    - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

    - знание основных видов и жанров пространственно – визуальных искусств;

    - понимание образной природы искусства;

    - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

    - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;

    - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

    - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

    - умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, в театре, на празднике;

    - способность использовать в художественно – творческой деятельности различные материалы и техники;

    - способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

    - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

    - освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы  цветоведения, графической грамоты;

    - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

    - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных  регионов нашей страны.

     оценивания

    Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»  (35 часов)  

    Название темы

    Содержание учебного предмета

    Количество

    Часов

    Искусство в твоём доме

    Особенности художественного творчества: художник и зритель.

    Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общего через единичное.

    Красота предметов в реальной повседневной жизни.

    Связь декора посуды, платка с назначением.

    Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений.

    Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг.

    Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики.

    Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме.

    7 ч

    Искусство на улицах твоего города

    Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла.

    Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов.

    Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы.

    Разнообразие форм и образное решение транспорта.

    8 ч

    Художник и зрелище

    Художник в цирке.

    Художник в театре.

    Искусство рекламы, его роль в жизни  (афиша и плакат).

    Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе.

    Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок.

    Роль художника в праздничном украшении города, улицы.

    7 ч

    Художник и музей

    Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях  крупных городов России, памятники культуры родного края.

    Картина – особый мир.

    Картина – пейзаж (жанр пейзажа).

    Картина – портрет (жанр портрета).

    Картина – натюрморт (жанр натюрморта).

    Исторические картины и картины бытового жанра.

    Скульптура в музее и на улице.

    13 ч

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    Название темы

    Кол-во часов

    1.

    Искусство в твоём доме

    2.

    Искусство на улицах твоего города

    3.

    Художник и зрелище

    4.

    Художник и музей

    13ч

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса  

    для учителя:

            1.Неменский Б. М. Программа  Изобразительное искусство  М., Просвещение, 2013.

            2.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.

            3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2013.

          4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2013

    для учащихся:

    1. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1 – 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений.  Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.

    2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 – 4  классов начальной школы. Под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

        Технические средства обучения:

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
    • мультимедийный проектор;
    • экспозиционный экран;
    • компьютер;

     Экранно-звуковые пособия:

    • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
    • видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству;
    • слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по изобразительному искусству:
    • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

     

    .

    К концу обучения в  3-ем классе ученик достигнет следующих результатов:

    Ученик научится:

    знать/понимать:

    - основные жанры и виды изобразительного искусства;

    - известные центры народных художественных ремёсел России;

    - ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;

    уметь:

    - различать основные составные, тёплые и холодные цвета;

    - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

    - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

    - использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

    - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - самостоятельной и творческой деятельности;

    - обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

    - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

    Ученик  получит возможность научиться:

    - пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;

    - выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;

    - активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;

    - участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

    - выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

    - использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

    Изобразительное искусство 3 класс

    Дата факт.

    Дата план.

    Тема

    Р а з д е л  1.ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ(8 часов)

    1

    Твои  игрушки(создание формы, роспись).

    2

    Посуда у тебя дома.

    3

    Мамин платок.

    4

    Мамин платок.

    5

    Обои и шторы  у тебя дома.

    6

    Твои книжки.

    7

    Поздравительная открытка (декоративная закладка).

    8

    Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

    Р а з д е л  2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА(8 часов)

    9

    Памятники архитектуры.

    10

    Витрины на улицах.

    11

    Парки, скверы, бульвары.

    12

    Ажурные ограды.

    13

    Фонари на улицах и в парках.

    14

    Новогодний фонарик.

    15

    Удивительный транспорт.

    16

    Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

    Р а з д е л  3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ(10 часов)

    17

    Художник в театре.

    18

    Образ театрального героя.

    19

    Театральные маски.

    20

    Театр кукол.

    21

    Театральный занавес.

    22

    Афиша и плакат.

    23

    Художник в цирке.

    24

    Театральная программа

    25

    Праздник в городе

    26

    Школьный карнавал. Обобщение темы

    Р а з д е л  4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ(8 часов)

    27

    Музеи в жизни города.

    28

    Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

    29

    Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

    30

    Картина-портрет.

    31

    Картины исторические и бытовые.

    32

    Скульптура в музее и на улице.

    33

    Музеи архитектуры.

    34

    Художественная выставка. Обобщение темы.

    35

    Резервный урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

    Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

    УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД . 3 КЛАСС.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....

    Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

    Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

    Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы»

    Программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б. М. Неменского (Москва, 2001г.) и личного опыта педагога с учетом современных т...

    Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс...

    Рабочая программа "Изобразительное искусство и художественный труд" 2 класс

    Рабочая программа "Изобразительное искусство и художественный труд" 2 класс...

    Рабочая программа поизобразительному искусству

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса...