Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Мариняк Елена Викторовна

 

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобразительному искусству и художественному труду Ю. А. Полуянова.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

и художественному труду

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобразительному искусству и художественному труду Ю. А. Полуянова.   

Содержание:

  1. Общая характеристика учебного предмета: цели и задачи.
  2. Место предмета в учебном плане. 
  3. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  курса изобразительного искусства и художественного труда   к концу 1 класса.
  4. Содержание учебного предмета.
  5. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Интегрированный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» построен на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что обеспечивает ему единство с другими предметами школьного образования. Главным его назначением является развитие эстетического сознания детей, эстетического отношения к жизни окружающей и своей собственной, способности к ее творческому освоению по «законам красоты». Интеграция в обучение художественных и трудовых процессов значительно увеличивает педагогические возможности при решении одной из главных задач образования - воспитания у детей эмоционально-ценностного, положительного отношения к труду, которое становится возможным благодаря тому, что искусство вносит в трудовые процессы, наряду с освоением технологии работы с различными материалами и инструментами, приоритет творческого отношения ко всему, что делают ученики.

Программа обучения в 1 классе является вводной. Цель первого года обучения – ознакомление  обучающихся с основными видами изобразительного искусства и художественного труда, расширение и обогащение источников замыслов детей.

Задачи:

  1. обучить действиям по созданию, восприятию и практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы;
  2. сформировать представления о пластике и выразительности плоских и объемных форм;
  3. обучить простым операциям разрезания и надреза, склеивания и наклеивания, сгибания и скругления, сшивания и вышивки, прочного крепления разных материалов.  

  1. Место предмета в учебном плане.

На изучение курса в 1 классе отводится 2 ч × 33 нед. = 66 ч

  1. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  курса изобразительного искусства и художественного труда  к концу 1 класса.

Личностные:

  1. умение видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры);
  2. принимать во внимание  интересы другого человека, его запросы к действительности, его потребности.

Метапредметные:

  1. пользоваться нормами организации рабочего места, планирования работы и техники безопасности разных видов и технологий изобразительной и трудовой деятельности;
  2. применять при изображении и изготовлении изделий эскизы, схемы;
  3. соблюдать в работе последовательность операций изготовления частей и элементов изделий и их сборки;
  4. пользоваться особенностями опробованных в обучении материалов и соответствующих им инструментов при изготовлении и изображении изделий, макетов, декоративных поделок;
  5. экономно использовать расходуемые в работе материалы с учетом их строения, фактуры и специфических особенностей;
  6. применять способы и приемы обработки опробованных в обучении материалов;
  7. различать основные, спектральные и составные цвета, а также их теплохолодность;
  8. использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой изобразительной и трудовой деятельности; восприятия произведений искусства и оценки художественных достоинств изделий быта; изготовления и художественного оформления бытовых и учебных предметов.

Предметные:

  1. основные виды, жанры изобразительного искусства и ряд технологий художественного труда;
  2. название и назначение опробованных в обучении материалов и инструментов изобразительной и трудовой деятельности;
  3. известные центры народных художественных ремесел России;
  4. имена и некоторые произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников.

  1. Содержание учебного предмета.

В течение первого года обучения ученики знакомятся с теми видами художественной деятельности (трудовой и изобразительной), которыми будут заниматься в последующих классах и которые по содержанию и технологии доступны детям этого возраста: это общность и различие линий, пятен, силуэтов, скульптурная лепка, преобразование красок в цвет, декоративная роспись, архитектура и монументальная живопись, художественное шитье и конструирование.

Весь первый год обучения происходит введение детей в основной принцип эстетики  - целостность: восприятие произведений художественной культуры, собственных работ, выражение своего замысла.

Целостность вводится через практические действия учеников по соединению между собой изображений (людей, животных, строений и т. п.) на рисунках, частей и деталей разных поделок, объемных форм скульптуры. Критерием соединения служит начальное понимание детьми принципа меры как соотношения величин, форм, цветов и т. д. Расширяются представления учеников об источниках замыслов того, что они делают. Дети пробуют передавать смысловые функциональные и динамические связи внутри рисунков, скульптур, поделок, соединять линии, пятна, силуэты, учитывая их мерность хотя бы в трех градациях - двух крайних и средней. Мерность применяется ко всему: к своим действиям, материалам, инструментам и средствам деятельности. Краски гуашь: густые – жидкие - средней густоты. Кисти: широкие - тонкие  - среднего размера, а также жесткие - мягкие, круглые  - плоские. Цвета: светлые – темные - средней светлости. Формы: округлые – угловатые - смешанные. Величины: большие – маленькие - средние.

Все это вводится на уроках через освоение детьми общих способов художественной деятельности, которые позволяют находить самые разные выразительные соединения форм, цветов, величин независимо от того, какими материалами, инструментами и технологиями будут пользоваться ученики. При этом опорой для ребенка при целостном соединении любых материалов служит замысел живописного или графического рисунков, декоративной росписи или художественной конструкции, который нигде не выделен и потому требует особого рассмотрения.

  1. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.

6. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

Тема

   

Тип урока, организация УД.

Деятельность обучающихся на уроке

Дидактическое обеспечение, вспомогательные средства обучения

Предполагаемый результат

(в соответствии

со стандартом)

Раздел 1. Линии – пятна – силуэты. Общность и различия. Мера величины и формы. Соединение по замыслу.

1-2

«Как пройти в город художников?»

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Выполнение рисунков простым карандашом по правилам игры.

Полуянов Ю.А.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. Пособие для учителя.

Листы белой бумаги, простой карандаш, ластик.

Усвоение способов начертания различных линий.

Усвоение техники работы кистями и красками.

Усвоение техники работы ножницами, разных приемов вырезания.

Усвоение названий и назначений опробованных в обучении материалов и инструментов.

Знание имен и некоторых произведений выдающихся отечественных художников.

Организация рабочего места.

Умение ориентироваться на листе бумаги.

Выполнение  заданий на основе заданного алгоритма.

Моделирование различных фигур с помощью пятен-силуэтов.

Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом.

Умение оценивать свою работу и работы сверстников  по заданным критериям.

Участие в обсуждении выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3-4

Разные линии.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Выполнение рисунков какого-либо события из жизни людей или животных разными линиями простым карандашом.

Листы белой бумаги, простой карандаш, ластик.

Примеры следов движений карандашом.

Линейные рисунки художников: В.А. Серов «Портрет балерины Карсавиной», М.А.Врубель «Портрет В.С. Мамонтова».

5-6

«Найди середину! Проведи прямую линию!»

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Ориентирование на листе бумаги. Проведение горизонтальных и вертикальных линий.

 Листы белой бумаги, простой карандаш, ластик.

Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», иллюстрации к ней художника В. М. Конашевича.

7-8

Разные пятна.

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Наложение краски на бумагу.

 Листы белой бумаги, гуашь, плоские кисти.

Образцы пятен.

Литография В.В.Лебедева «Негры. Бегемот», «Эскимосы. Белый медведь, северные олени».

9-10

«Преврати пятна в силуэты».

Урок  анализа и решения УЗ.

Урок конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Вырезание ножницами силуэтов.

 Лист черной бумаги, ножницы, конверт.

11-12

«Соедини пятна в фигуру кого-нибудь живого».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Составление из пятен-силуэтов фигур кого-нибудь живого.

 Лист белой бумаги, простой карандаш, ластик, клей.

Магнитная доска, пятна-силуэты из черной бумаги, схема вариантов соединения пятен.

Литография В.В.Лебедева к книге Р.Киплинга «Слоненок» «Страус» или «Бегущий слоненок».

Раздел 2. Скульптурная лепка.

13-14

«Преврати плоские пятна в объемные формы».

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Лепка объемных форм.

Пластилин, дощечка, коробка, клеенка, картон.

Рисунки всех пятен краски.

Круглые скульптуры древних, народных и современных мастеров, изображающие животных, сказочных фантастических существ, людей. Произведения скульптуров-анималистов В.Ватагина, И.Ефимова.

Полуобъемные или рельефные изображения живых существ прикладного назначения – для украшения предметов.  

Усвоение первичных приемов лепки (скатывание, раскатывание, формовка плоскостей, растягивание, сжатие, вытягивание).

Усвоение разных видов скульптуры.

Организация рабочего места при работе с пластилином.

Соблюдение трудовой гигиены.

Моделирование объемных форм.

Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

15-16

«Соедини объемные формы в скульптуру».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Лепка скульптуры.

Дощечка, клеенка, подставка, спички с обломанными головками.

Детские рисунки фигур-силуэтов, объемные формы, пластилин.  

Раздел 3. Краски и цвет.

17-18

Первый светлотный ряд цвета.

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Группировка красок в наборе гуаши, высветление красок.

 Гуашь, плоская кисть, палитра.

Умение видеть светлотность цвета, смешивать краски, делать краску светлее, темнее.

Усвоение техники работы гуашью.

Усвоение приемов слияния пятен.

Организация рабочего места при работе с красками.

Самостоятельное планирование своего рисунка.

Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом.

Использование в изобразительном  творчестве эмоциональных характеристик сочетаний цветов, музыки.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

19-20

12, 16/11

Второй светлотный ряд цвета.

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Смешение красок, наложение красок приемом мягкого перехода между цветами.

 Лист бумаги, гуашь, широкая плоская кисть, палитра.

21-22

«Угадай! Угадай! Что с ней случилось?».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Работа в парах

Выполнение рисунков карандашом и красками.

 Лист бумаги, гуашь, плоские  кисти, палитра, карандаш, ластик.

23-24

«Преврати свои пятна в картину».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Сочинение замысла рисунка по сочетанию форм и цветов.

Листы белой бумаги разного формата, гуашь,  кисти, палитра.

25-26

Картина по музыке.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Самостоятельный замысел рисунка, выбор цветов на основе эмоциональной характеристики музыки.

 Листы белой бумаги разной формы, гуашь, плоские  кисти, палитра.

Два-три коротких музыкальных произведения разного эмоционального содержания.

Раздел 4. Декоративная роспись.

27-28

«Моя рука гуляет по листу».

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Знакомство с особенностями декоративной росписи.

Замысел росписи, выполнение рисунка.

 Лист бумаги, тонированный неярким цветом, лист белой бумаги, гуашь, плоские  и круглые кисти, палитра, ластик.

Отпечатки (очертания) человеческой руки на древних наскальных рисунках.

Образцы декоративной росписи предметов быта из Хохломы, глиняных игрушек их Дымкова.

Схемы вариантов «пути» следов руки по листу бумаги.

Усвоения приема «примакивание».  

Усвоение приемов работы с кистью для росписи.

Усвоение техники декоративной росписи.

Знание известных центров народных художественных ремесел России.

Организация рабочего места для росписи.  

Использование знаний и умений для изготовления и художественного оформления учебных предметов.

Формирование уважительного отношения к России, истории и культуре нашей страны.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

29-30

Закладки для книг.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Знакомство с особенностями декоративной росписи. Изготовление закладок для книг.

Лист бумаги, тонированный неярким цветом, лист белой бумаги, лист черной бумаги, гуашь, круглые кисти, палитра, карандаш, ластик, клей ПВА.

Цветные репродукции и оригиналы изделий мастеров декоративно-прикладной росписи.

Таблицы: примеры разметки росписи, образование узорных фигур из кружков разной величины.

31-32

Сказочные цветы.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Самостоятельный замысел росписи, выполнение  работы.

Цветная бумага разных неярких цветов темной и средней светлотности, гуашь, кисти разной формы, палитра, клей ПВА.

Раздел 5. Художественное конструирование.

33-34

«Котенок, лошадка и другие».

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Изучение строения и свойств бумаги. Изготовление фигуры животного.

4 листа бумаги размером 7х10 см для пробы, лист бумаги размером 15х20 см для модели, клей ПВА, карандаш, ластик, ножницы, кисточка для клея, скрепки, линейка, шариковая ручка.

Прямоугольный кусочек одноцветной толстой ткани, на которой хорошо видно направление волокон, схемы строения игрушек «Котенок», «Лошадка», «Корова»; образцы разных видов бумаги, образец декоративной фигуры животного, схема образования квадрата.

Усвоение свойств, структуры бумаги. Ознакомление с приемами определения направления волокон листа бумаги.

Усвоение способов превращения плоского в объемное.  

Организация рабочего места.

Умение пользоваться схемами при изготовлении изделий.

Умение соблюдать в работе последовательность операций изготовления изделий.

Моделирование объемных форм.

Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

35-36

Декоративные фигурки.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Изготовление фигуры животного из различного листового материала.

То же. Разный листовой материал, лист бумаги для эскиза, фломастеры, шариковые ручки, гуашь (на выбор).

Изображения игрушек народных промыслов: Дымкова, Городца. Рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, И. Ефимова, В Ватагина. Фотографии животных.

Схемы конструирования фигурок «Лебедь», «Ослик», «Коза».

37-38

«Оживи котенка, лошадку или корову».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Лепка.

Пластилин разных цветов.

Скульптурные и графические изображения животных, фотографии в различных движениях и позах.

39-40

Корзиночка для подарков.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Изготовление корзиночки по схеме.

Лист бумаги размером 20х30 см, ножницы, клей ПВА, лист многоцветной бумаги размером 40х60 см, гуашь, круглые кисти: широкая, средняя, тонкая.

Схема конструирования корзиночки.

Раздел 6. Архитектура и монументальная живопись.

41-43

Вырезание по шаблонам.

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Индивидуальная

Вырезание.

Конверты, шаблоны, карандаш, цветная бумага, ластик, ножницы. 

Ознакомление с двумя видами монументальной живописи: фреской и мозаикой.  

Освоение жанра «фриз».

Освоения технологии вырезания по шаблонам.

Организация рабочего места.

Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами.

Умение соблюдать в работе последовательность операций изготовления изделий.

Умение экономно использовать материал.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

44-46

Картины фриза. Замысел фриза.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Соединение элементов разной формы, величины, цвета. Обводка контуров элементов, наклеивание.

Лист бумаги размером 50х40 см, конверт, набор элементов из цветной бумаги, карандаш, ластик, ножницы, клей ПВА, тряпочка.

Схема строения фриза, формы шаблонов для вырезания элементов зданий.

47-48

«Что происходит в сказочном городе?»

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Работа в группах.

Замысел картин. Рисование и вырезание силуэтов. Поиск композиционных и смысловых связей между фигурами.

Набор цветной бумаги, карандаш, ластик, ножницы, клей, тряпочка, мерка-полоска бумаги.

49-50

Роспись зданий и силуэтов фигур.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Роспись узоров на зданиях и деталей на фигурах приемами «примакивания».

Гуашь, кисти разного размера и формы,  карандаш, ластик, листы белой бумаги, клей ПВА.

51-52

«Мой знак».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Строение орнаментальной фигуры.

Лист бумаги в клетку, лист бумаги для пробы, гуашь, клей ПВА, кисти круглые мягкие: широкая, средняя, тонкая; карандаш, ластик, линейка.

Схемы «Образование узорной фигуры из кружков разной величины», «Варианты замещения элементов узорной фигуры».

Раздел 7. Художественное шитье.

53-56

Подушечка для иголок и булавок.

Урок постановки УЗ.

Урок  анализа и решения УЗ.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Кройка по  шаблону. Приемы соединения ткани. Декоративная роспись гуашью. 

Лоскут одноцветной ткани, шаблон из плотного картона размером 9х18 см, нитки белые и цветные, ножницы, иголка толстая № 4-5 штопальная, наперсток, мел портновский, кусочек поролона для втыкания иглы, гуашь, клей ПВА, круглая мягкая кисточка среднего размера, лист бумаги в клетку размером 7х20 см, карандаш, ластик, вата или поролон для набивки подушечки.

Схема станочка для ручного ткачества, образец подушечки, виды швов.

Схема «Образование узорной фигуры из кружков разной величины».

Ознакомление с видами и технологией изготовления разных тканей.

Освоение простейших приемов шитья и видов швов («вперед иголкой», «через край», «косой стежок», «тамбурный шов»).

Организация рабочего места.

Соблюдение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Умение соблюдать в работе последовательность операций изготовления изделий.

Умение экономно использовать материал.

Умение  использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой изобразительной и трудовой деятельности, в повседневной жизни.

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

57-60

«Таинственный замок, крепость, дворец…»

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Выполнение коллажа из цветных журнальных иллюстраций.

Листы разной тонированной бумаги (светлые, темные, средней светлотности), клей, наборы иллюстраций из журналов, проспектов, рекламы разного цвета, лист бумаги (журнальный текст) для пробы на разрывы, конверт.

Образцы коллажей.

61-64

Картина из тканей по коллажу.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Вырезание шаблонов. Раскройка частей картины. Поиск соединения частей. Наклейка. Прошивка швами. Декор зданий.

Одноцветные ткани неяркого цвета разной светлотности,  цветной лоскут различных цветов(одноцветный, многоцветный, узорчатый), картон, ножницы, мел портновский, иголка № 5 штопальная, булавки портновские, кусочек поролона для втыкания иглы, нитки разных цветов, клей ПВА, скрепки, лист тонкого картона для шаблонов, карандаш, ластик, линейка.

Фотографии необычных зданий разных стилей и разных стран.

65-66

Весенние шапки.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Индивидуальная

Конструирование.

Лист бумаги размером 70х80 см, фломастеры, клей.

Схема изготовления шапки.