Доклад: «Изобразительная деятельность и художественный труд учащихся во внеурочное время».
методическая разработка по теме

Столинец Наталия Григорьевна

Доклад : "Изобразительная деятельность и художественный труд учащихся во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu-1.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Изобразительная деятельность и художественный труд учащихся во внеурочное время».

Составитель: учитель начальных классов

ГБОУ ЦО «Бескудниковский»

 Столинец Н.Г.

Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего воробья. Девчонка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой…    

А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека.

 К сожалению, мы редко задумываемся об этом.

                                                                                                                                                        Э.Шим

Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств – великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать – замечательные достоинства, да-да именно так: достоинства.

Сильное чувство движет человеком. Поражённый маленький человек испытывает чувство привязанности к тому, что поразило его.

                                                                                                                                                     А.Лиханов

Умение рисовать способствует познанию окружающей действительности, формированию материалистического мировозрения, развитию пространственного воображения, зрительной памяти, творческого мышления.

Дети в раннем возрасте очень чувствительны к ярким краскам, интересным формам окружающих предметов.

Важную роль в художественном восприятии детей играют занятия во внеурочное время, с воспитателями и педагогами дополнительного образования в группе продлённого дня. Они прививают ребятам интерес к изобразительному искусству, развивают у школьников интерес к художественному труду, побуждают к творчеству и формируют художественный вкус.

Дети начинают рисовать задолго до школы. Поэтому основная задача школы – воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к окружающему миру и способности осваивать его по «законам красоты».

Образы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены не только в классических видах изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре), но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно- прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну – к художественному труду.

Каждому человеку изначально присуща потребность в красоте.

Потребность идеальная, то есть  бескорыстная, и поэтому составляющая одно из оснований его духовной жизни. Поэтому именно в школе формируется и развивается способность учащегося воспринимать, понимать, чувствовать, создавать прекрасное в своей художественной действительности, в окружающей жизни и в искусстве. Эту способность называют «чувством красоты». На её основе у детей формируется «художественный вкус» - умение отличить подлинные эстетические ценности от их подделки, красоту от красивости.

Обучить «творчеству» нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам  и указаниям, требует особого состояния, которое зависит от индивидуальности ребёнка.

Поэтому во время занятий в группе продленного дня у воспитателя больше возможности создать условия, ситуации для развития творческой активности детей. Для создания ситуации, когда ученик стремится максимально выразительно реализовать свой замысел, используя разные педагогические методики: организационные, игровые, методические.

Дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а так-же с основными приёмами их применения.

Занятия по изобразительному искусству и художественному труду в группе продлённого дня оптимально подходят для решения межличностных отношений.

На занятиях часто проводятся коллективные работы, что даёт возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Здесь они рисуют, лепят, моделируют, конструируют и получают результат своего труда. И здесь их легче научить взаимодействовать: работать вместе, оценивать и быть внимательнее друг к другу при работе в группе, в коллективе; легче помочь становлению межличностных отношений.

Внеучебные занятия в начальных классах восполняют потребность в творчестве. На этих занятиях есть возможность обратить внимание на вопросы композиции, формы, цвета, особенности декоративно-прикладного искусства. В то же время можно заметить обратную связь – формирование у учащихся эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности наиболее эффективно, если эта работа связана с разнообразной трудовой деятельностью младших школьников.

Внеурочные занятия открывают широкие возможности для развития у детей эстетического вкуса, творческих способностей, мы имеем возможность ознакомить учащихся более подробно с искусством предметного мира, изготовить изделия декоративно-прикладного характера, заинтересовать изобразительным творчеством народных умельцев. Все это развивает самостоятельность, творческое отношение и познавательные интересы.

Работа младших школьников по изобразительному искусству во внеурочное время не ограничивается лишь иллюстративным рисованием.

Дети рисуют с натуры, выполняют различные декоративные работы в разных материалах. Большое внимание уделяется здесь развитию наблюдательности  и эстетической восприимчивости детей во время прогулок, экскурсий.

Занятия в группе продлённого дня по изобразительному искусству с младшими школьниками открывают большие возможности для  проведения различных видов работ по искусству во взаимосвязи. Хорошо, например, когда дети сначала лепят с натуры, а затем уже рисуют эти предметы, это помогает им постепенно им постепенно и в рисунке постичь правила передачи объёмной формы. Полезно рисовать яркие, привлекательные природные формы растительного и животного мира – цветы, листья, ягоды, фрукты, бабочки, стрекозы, птицы, а затем использовать эти мотивы в работах по аппликации, составляя интересные декоративные композиции и узоры для оформления поделок.

Работа с детьми в группе продлённого дня по изобразительному искусству не похожа на ту, которая проводится на уроке. И это правильно. Ведь дети занимаются здесь после своего рабочего дня. Поэтому она должна быть разнообразна и интересна, включая в себя игровые моменты. Это могут быть задания на дорисовывание недостающих деталей в рисунке, или на закрашивание уже нарисованных предметов краской, которую нужно самостоятельно выбрать. Интересны бывают задания на составление тематических композиций или декоративных узоров из готовых элементов. Эти элементы могут заготовить учащиеся более старшего возраста, вырезая их ножницами из цветной бумаги. Передвигая готовые элементы на соответствующем фоне, дети тренируются в постижении законов композиции, ритма, симметрии, учатся подбирать нужный цвет.

Большое оживление вызывают у детей игры на отгадывание .Эти игры обычно хорошо закрепляют знания, полученные детьми на предыдущих занятиях.

Интересно проходят игры на отгадывание специфических элементов народного узора на т изделиях Хохломы, Городца, Гжели. Детям показывают эти элементы и они отгадывают, к какому виду народного искусства они принадлежат.  Затем дети рисуют различные предметы (посуду, игрушки) и украшают их соответствующим образом.

На занятиях в группе продлённого дня учащимся даёт возможность вести себя более свободно и раскованно, чем на уроке.  Детям разрешается иногда вставать из-за стола, за которыми они работают, ходить по комнате, смотреть на свою работу издали. Иногда разрешается понаблюдать, как работают их товарищи.

Мы не раз убеждались в том, что младшие школьники очень любят выполнять коллективные работа по аппликации. Это нужно поощрять.

Ведь коллективный труд сплачивает детей, воспитывает чувство товарищества.

В процессе осуществления всех этих видов деятельности будущие учителя приходят в выводу, что руководство детским творчеством по изобразительному искусству как на уроке, так и во время внеурочное включает в себя следующие моменты:

- развитие у детей зрительного восприятия, которое может осуществляться лишь при целенаправленном  наблюдении ими окружающей действительности;

-знакомство младших школьников в доступной для них форме с законами рисования, лепки, аппликации и выполнения других видов работы;

-привитие детям технических умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации и других видов художественной деятельности;

- знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства, раскрытие  содержания и средства художественной выразительности этих произведений.

Таким образом, работа по изобразительному искусству и художественному  труду во внеурочное время ,в частности в группе продлённого дня, открывает широкий простор в эстетическом воспитании младших школьников, способствует развитию у них творческого мышления.

Занимаясь изобразительны и искусством и художественным трудом, ребёнок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить. Анализировать и обобщать. А эти качества нужны любым специалистам в любой отрасли и виде деятельности.

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Программа по изобразительной деятельности и художественному труду «Путешествие в мир прекрасного»

Модифицированная программа по изобразительной деятельности и художественному труду "Путешествие в мир прекрасного" составлена на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник", в соответствии с ...

Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...

Занятие внеурочной деятельности по ФГОС во 2 классе,изобразительное искусство и художественный труд.

В материале представлены: план - конспект занятия, анализ  внеурочной деятельности во 2 классе "Богатыри"по ФГОС и презентация - представление в рамках методического дня " Актуальные вопросы разв...