"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием). 3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета(на белом фоне, синий, голубой, фиолетовый цвета и на черном фоне красный, желтый, зеленый), творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. 4. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc1.13 МБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_2.doc1.18 МБ
Файл Promysly_Rossii.pptx425.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Общеобразовательная средняя школа №16

Урок изобразительного искусства и художественного труда

«Промыслы России. Гжель и Хохлома»

Учитель начальных классов

МОУ – СОШ №16 г. Белгорода

Съедина И.Н.

Г. Белгород – 2009 год

Тема урока: Промыслы России. Гжель и Хохлома.

Цель урока:       1.   Познакомить с особенность с рисования на стекле.

    2.  Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием).

         3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета(на белом фоне, синий, голубой, фиолетовый цвета и на черном фоне красный, желтый, зеленый), творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

          4. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование.

Для учителя:

- репродукции и образцы изделий Гжели и Хохломы;

- образцы рисунков-упражнений орнамента Гжели и Хохломы;

Для обучающихся:

- шаблоны различных росписей;

- гуашь, палитра, кисти, стекло;

Ход урока.

I.  Организационное начало.

II. – Выросла золтая травка на ложке. Распустился красный цветок – мальва на плошке. Ягода клюква созрела на поварешке. И клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

  Вот лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы, стоят блюда. Вся эта домашняя утварь, выточенная из дерева, веселит глаз затейливым узором.

Откуда же взялась вся эта красота?

1 ученик. Издавна делали да расписывали посуду из дерева в лесных заволжских деревеньках Семино, Кулагино. Но зовут эту посуду хохломской. А почему?

2 ученик. Катят груженые подводы вдоь извилистых берегов малой реки Узолы. Везут деревянный товар в большое село Хохлому, что под Москвой. Оттуда разлетятся жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

1 ученик. Откуда посуда?

2 ученик. К вам приехала сама Хохлома!

1 ученик. Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской.

III. – В рассказе встретилось слово утварь. Что оно означает? (выслушиваются ответы детей). А как это слово толкует словарь, нам прочитает Сережа (работа с «Толковым словарем») из чего делается эта посуда? (из дерева)

IV.  А вот другая история.

 3 ученик. Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду.

     Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.

    Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой.

   А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.

V.  – В этой сказке встретилось слово гончары. Кто эти люди? (выслушиваются ответы детей)

- И еще одно слово керамика. Что оно обозначает?

 - Вот как слово толкует слово.

VI.  – Сегодня на мы  будем рисовать на стекле элементы этих росписей. Давайте повторим, что нам понадобится для работы.

  1. Стекло, оклеенное по краям бумагой.
  2. Наличие красок, кисточки, баночки, ватных палочек.
  3. Клей, ножницы.

Повторение техники безопасности при работе со стеклом, клеем, ножницами.

На доске прикрепляется план работы.

  1. Нанести контур.
  2. Покрыть краской.
  3. Дать высохнуть.
  4. Приклеить фон.

- Повторим, какие цвета будем использовать для «хохломской» росписи? (красный, зеленый, золотой или желтый)

- Какие цвета будем использовать для росписи под Гжель? (белый и оттенки синего)

- Какой должна быть краска? (густоватой, чтобы не растекаласьпо стеклу)

- Объясните приемы работы с кистью. При росписи под Гжель кисть надавливается на основание, цвет получится темнее, насыщеннее, а края более светлыми.

VII. Самостоятельная работа.

Дети работают по трафаретам, положенным под стекло. Во время работы следить за осанкой, правильностью выполнения, густотой краски.

VIII.  – Наши работы должны подсохнуть. А мы пока поговорим об этих росписях подробнее.

- Давайте сравним элементы каждой росписи, из какого материала делается та или иная посуда, что в них общее и чем они отличаются.

Начнем с хохломской росписи.

 - Какие цвета используются в этой росписи? (красный, зеленый, черный, желтый)  Если присмотреться, то увидим не желтый, а …золотой. А где же брали столько золота мастера?

4 ученик. Экономя золото, иконописцы Древней Руси придумали закрашивать фон серебром или тертым алюминием. А потом покрывали лаком из льняного масла и ставили в печь. Под влиянием температуры лак становился золотистого цвета, и просвечивающееся серебро тоже становилось золотистым.

 - Теперь давайте посмотрим, какие элементы встречаются в этой росписи.

5 ученик. «Травка» - это тонкие, легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона. (Приложение 4)

6 ученик. «Письмо под листок» - отличается от травки более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок. (Приложение 2)

7 ученик. «Кудрина» - это роспись, в которой формы листиков, цветов создаются кистью из круглящихся завитков. (Приложение 1)

8 ученик. «Махаон» - этот жаркий цветок с черными и золотистыми тычинками, усиками, так и хочется назвать бабочкой – махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнулими и вот – вот улетит. (Приложение 3)

- Из чего делают хохломскую посуду? (из дерева)

IX. – Из чего делают Гжель? (из белой  глины)

9 ученик. Для керамических изделий используют глину, ее важнейшее свойство – пластичность и огнеупорность.

    Из глины формируется изделие на специальном станке  - гончарном круге, затем сушитсяпри комнатной температуре и помещается в печь на обжиг. Посуду после обжига покрывают глазурью и расписывают специальной краской – кобальтом. А затем опять помещают в печь с очень высокой температурой до 1400 ºС. При такой температуре краска становится синего цвета с различными оттенками.

- Теперь познакомимся с некоторыми элементами гжельской росписи.

10 ученик. «Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки. (Приложение 5)

11 ученик. «Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно. (Приложение 8)

12 ученик. «Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской. (Приложение 7)

13 ученик. «Паутинка» - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки. (Приложение 6)

- Какие элементы росписи под Гжель вы узнали?

X.  Наши работы высохли. Давайте закончим работу.

- Что нам осталось сделать? (приклеить фон)

-С какой стороны приклеиваем фон? (со стороны рисунка)

-Какой фон в Гжели? (белый) Какой фон в Хохломе? (черный)

Повторение техники безопасности  при работе с клеем, ножницами.

- Свои готовые работы поставьте на стенды по номерам: хохломская роспись – слева, роспись под Гжель – справа.

- Теперь я буду волшебницей. Закрыли глаза, легли на парту. (Каждый стенд с детскими работами сверху накрывается вырезанными из картона петухом, раскрашенным, соответственно, под Гжель и Хохлому. В них вырезаны отверстия на месте детских работ. Рисунок ребенка является продолжением росписи петуха)

 - Вот какая красота у нас получилась. (Приложение 9)

XI.  Итог урока.

- Назовите вид росписи на каждом стенде. Докажите, почему вы так решили.

- Какой материал используют для изготовления Гжели? (глина)

- Какой материал используют для изготовленияХохломы? (дерево)

- Похожи эти материалы? (нет)

- А что делаеют из этих материалов? (посуду). Значит, они схожи способом применения.

- А что еще общее? (огонь, краски). Почему?

- Какие краски используют в каждой росписи? (Гжель – белый, синий, Хохлома – красный, желтый, черный)

Каждый ответ прикрепляется к доске, получилась схема:

Гжель

Хохлома

Глина

Дерево

Посуда

Огонь

Краски

Синий

Белый Голубой

Черный

Желтый

Красный

Фантазия

- Расшифруйте слово и узнайте, что еще общее: ЯИЗАТНАФ

- Это слово ФАНТАЗИЯ. Давайте подберем синонимы к этому слову.(вымысел, мастерство, творчество, искусство, умение)

- Это объединяет все сделанное руками человека. Фантазия бесконечна и изменчива. Ни один мастер не может повторить рисунок, узор дважды одинаково. Поэтому все изделия единственны и неповторимы. В этом их ценность.

- Сегодня на уроке и вы были мастерами, вы проявили свое творчество, показали свои умения. В результате у нас получилось неповторимое изделие.

- Вы молодцы. Спасибо за урок.

Литература

  1. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. М. Академия. 2001г
  2. Конышева Н.М. Художественно – конструктивная деятельность младшего школьника в системе интегративнрй педагогики.  «Начальная школа», №3,  2003 год.
  3. Логинов В.М., Скальский Ю.Г. Эта звонкая сказка –Гжель. М.Академия.1994г
  4.  Марон А.К. История декоративно – прикладного искусства, М. Искусство, 1999г.
  5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М. Знание. , 1987г
  6. Шадрина И.М. Развитие художественного воображения, М. Просвещение, 2007 год

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Промыслы России Гжель и Хохлома

Слайд 2

Выросла золтая травка на ложке. Распустился красный цветок – мальва на плошке. Ягода клюква созрела на поварешке. И клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

Слайд 3

Вот лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы, стоят блюда. Вся эта домашняя утварь, выточенная из дерева, веселит глаз затейливым узором. Откуда же взялась вся эта красота?

Слайд 4

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.

Слайд 5

Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Слайд 6

Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.

Слайд 7

Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой .

Слайд 8

А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.

Слайд 9

Экономя золото, иконописцы Древней Руси придумали закрашивать фон серебром или тертым алюминием. А потом покрывали лаком из льняного масла и ставили в печь. Под влиянием температуры лак становился золотистого цвета, и просвечивающееся серебро тоже становилось золотистым.

Слайд 10

« Травка» - это тонкие, легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона . «Письмо под листок» - отличается от травки более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок.

Слайд 11

« Кудрина» - это роспись, в которой формы листиков, цветов создаются кистью из круглящихся завитков. «Махаон » - этот жаркий цветок с черными и золотистыми тычинками, усиками, так и хочется назвать бабочкой – махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнулими и вот – вот улетит .

Слайд 12

«Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки. «Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно.

Слайд 13

« Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской. «Паутинка » - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки.

Слайд 14

Гжель Хохлома Глина Дерево Посуда Огонь Краски Синий Белый Голубой Черный Желтый Красный Фантазия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Изобразительное искусство и художественный труд

Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И....

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

КТП по изобразительному искусству и художественному труду 2 кл. по УМК "Школа России".

КТП по изобразительному искусству и художественному труду 2 кл. по УМК "Школа России"....