Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Высказывание Л.С. Выготского о том, что “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни: в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменение социальная ситуация. Простого обладания некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Формирование творческих способностей общих для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.

Введение в младших классах комплексного двухчасового занятия (изобразительное искусство + художественный труд) позволяет избежать негативных явлений в образовательном процессе.

Цель работы: Выбор средств, обеспечивающих условия для занятий изобразительным искусством и художественным трудом.

Задачи педагогического опыта:

1.Выявление и использование эффективных приемов и средств развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

2.Выявление и развитие креативных способностей детей, которые необходимы для практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного искусства и художественного труда.

3. Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизация

творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной и практической деятельности.

Теоретическое обоснование

-Концепция эстетического отношения к действительности как основы способности к творчеству А.А. Мелик-Пашаева;

-Концепция креативности Дж. Гилфорда;

Для проявления интереса к творчеству на своих уроках я использую следующие принципы:

1.Принцип свободы.

2.Принцип позитива.

3.Принцип многообразности.

4.Принцип техник.

5. Использование элементов творческой игры на уроках.

6.Принцип презентирования.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Исходя из собственного опыта работы, я определила, что такими условиями являются:

1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.

2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих

максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в

сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.

5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение

стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание

нестандартных композиций.

 6.  Использование индивидуального подхода, а также различных методик,

упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

7. Достаточное количество часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ КРАСНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шуклина Елена Александровна

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания.

В. В. Давыдов

Высказывание Л.С. Выготского о том, что “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека [2], со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни: в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменение социальная ситуация. Простого обладания некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Формирование творческих способностей общих для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.

Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях. Вряд ли великий энциклопедист имел в виду, что именно художественные способности человека лягут в основу расцвета культуры, науки и общества в целом. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности [8].

По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих  по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается.  Я думаю, одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах.

Многие рассуждают, что   «Изобразительное искусство – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником, ведь об этом постоянно твердят родители,  а значит, можно не очень стараться  и на уроке, и дома.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки изобразительного искусства должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Введение в младших классах комплексного двухчасового занятия (изобразительное искусство + художественный труд) позволяет избежать негативных явлений в образовательном процессе.

 Эту программу отличает целостное блоково-тематическое построение единых кругов познания в каждом году и четверти при разнообразии практической деятельности. Существует последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного урока к другому. Сквозная идея программы – связь искусства и жизни. Каждый год является новой ступенькой в познании этих связей, каждая четверть последовательно развивает и конкретизирует тему года, а каждый урок – тему четверти. Именно это и привлекло  меня в данной программе.

Таким образом, основанием для определения проблемы выступила  потребность в создании условий для творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Цель: Выбор средств, обеспечивающих условия для занятий изобразительным искусством и художественным трудом.

Задачи педагогического опыта:

1.Выявление и использование эффективных приемов и средств развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

2.Выявление и развитие креативных способностей детей, которые необходимы для практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного искусства и художественного труда.

3. Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизация

творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной и практической деятельности.

Теоретическое обоснование опыта:

-Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления — так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в ранних направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий [10]. Дивергентное мышление ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения.

- Согласно концепции эстетического отношения к действительности как основы способности к творчеству А.А. Мелик-Пашаева, способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется [3]. В основе «эстетического» отношения к жизни, – пишет А. А. Мелик-Пашаев, – лежит «какое-то особое отношение человека к жизни. И это… отношение к жизни надо в первую очередь распознавать, поддерживать и развивать» [12].


  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем [10].

Для проявления интереса к творчеству на своих уроках я использую следующие принципы.

В современной науке принципы - это основные,  исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения,  действия [8]. 

1.Принцип свободы. Я считаю, что ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2.Принцип позитива. Сюжет детской работы никогда не  подвергается мной критике, а наоборот, я воодушевляю ребенка, чтобы он продолжал творить. Если затрудняется творить, предлагаю ему нарисовать все, что он любит.

3.Принцип многоцветия. Для стимулирования ребенка к творчеству рисования я поощряю детей использовать большое количество красок. Именно цвет является  благодатным материалом, экспериментируя с которым,  ребенок развивает художественное восприятие мира. Он с большим интересом открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает различные оттенки.

4.Принцип многообразия техник. На своих уроках я знакомлю детей с различными художественными материалами и техническими средствами (помимо красок). Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок  в детстве строит, изображает, украшает.

5.Использование элементов творческой игры на уроках.  В творческой игре я  учу детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются  ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и  даже страсть.

6.Принцип презентации. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает  ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. В школе я очень часто после каждой большой темы провожу выставки детского творчества. Работы детей являются оформлением школы. Они никогда не остаются без зрительского внимания. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремится делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей творческой деятельности.

Все эти принципы я использую на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Ведь детская фантазия не знает границ. А, используя различные технические материалы (лепка, аппликация, флористика, работа с природным материалом и т.д.), развивает изобретательность в стремлении к созиданию.  Умение фантазировать и созидать – это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ребенок уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

Творческая деятельность включает в себя следующее:

  • Изобразительное искусство.
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Вышивка, мягкая игрушка.
  • Дизайн, конструирование, моделирование.

Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним относятся – скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие образа и реальности – характерная черта этих искусств. Достигается это сходство в каждом искусстве своими особыми средствами: в скульптуре – пластикой объемных форм, в живописи – красками на плоскости, в графике – линиями, штрихом, пятном в условном, чаще всего черно-белом цвете.

Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением, называют декоративно-прикладным. Прикладное – значит, употребляемое в жизни. Декоративное – значит, украшающее жизнь. К этому виду искусства относится: лепка, керамика, различные виды аппликации, коллаж, флористика, игрушки, куклы, костюмы, народная роспись, орнамент.

Большую роль в развитии креативных способностей занимают занятия по

моделированию и конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном. Дизайн – это особая область искусства конструирования, проектирования и моделирования предметного мира, на основе практических и эстетических данных. Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественноевидение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные практические навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими руками, проявить свою изобретательность, находчивость, смекалку. А делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

На уроках творчества решаются вопросы эстетическо-познавательного воспитания открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало - креативность.

Под креативностью в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Термин «креативность» ввел американский психолог Дж. Гилфорд. В культурологическом аспекте креативность рассматривается как «характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, способность осуществлять нечто новое: новое решение проблемы, новый метод и инструмент, новое произведение искусства» (от лат. Creative – творческий; creato – создание) [13].

Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления:

-Беглость представляет собой способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках, рисунках, способность переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разнообразные стратегии ее решения.

-Оригинальность выражается в способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных.

-Гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

-Разработанность мышления предполагает способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества.

Творческая деятельность – это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении школьника к окружающей действительности с целью ее познания и преобразования по законам красоты [6].

Формируя эту деятельность, я воспитываю эстетически развитую личность, способную к творчеству. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Я знаю, что дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их, ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. Ведь, именно я являюсь инициатором творческих задумок. И я с огромным интересом наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами. Дети доверяют мне потому, что я никогда не буду при всех критиковать их работу, а только помогу, посоветую, как исправить неточности и ошибки. Я стараюсь также создать им особую обстановку, атмосферу. Мой кабинет  напоминает творческую мастерскую. Он весь наполнен искусством: мной оформлена постоянная экспозиция, которую я пользую на уроках; собраны репродукции, методическая литература, раздаточный материал, предметы декоративно-прикладного  творчества, поделки, рисунки учеников с уроков. Ни один из учеников не может пройти мимо этого маленького мира красоты. А любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию дети несут в своем творчестве [7].

Особенностью  обучения на уроках творчества является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое).        

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием

профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях.

Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не  оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.

Для того чтобы маленький художник «вступил во владения» собственным

творческим потенциалом я использую оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.

 В ходе данного обучения хочется отметить несколько важных моментов, применяемых мной для обучения на уроках:

1.Перед детьми с первых шагов обучения я ставлю задачу на «выразительность», все более усложняющуюся по содержанию, касающуюся цвета, формы, материала (всей совокупности изобразительных средств). Решая эту задачу, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

2.Добиваюсь, что ребёнок осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач, чтобы его художественное развитие протекало нормально. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

3. Для того чтобы пробуждать у ребенка личную заинтересованность в искусстве, я придумываю задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка (например, игры по развитию цветовой чувствительности).

Я считаю, что обязательные условия  творчества:

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества.

4. Мотивация задания.

5. Достаточное количество часов.

Практическая часть.

Методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей [1].

Методы, используемые мной на уроках:

1.      Практические.

2.      Словесные.

3.      Наглядные.

4.      Игровые.

5.      Коллективные.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Словесный метод – это рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, пересказ, диалог, обсуждение.

Наглядный метод – это наблюдения, просмотр рисунков, картин, репродукций, диафильмов, прослушивание музыки.

Игровой метод  предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Коллективный метод – вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подход к работе.

К практическим методам относятся – упражнения, которые подразделяются на:

1.Подражательно – исполнительные (академические).

2. Конструктивные.

3. Творческие.

В процесс организации обучения развитию творческих способностей большое

значение придается обще-дидактическим методам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

-активности

-использование индивидуального подхода.

Важнейшая роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Именно он является инициатором идей. К такому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.

В процессе занятий я стала работать по принципу – от простого к сложному. Он заключается в постепенном развитии и приобретении различных навыков.

Опираясь на данные методы и принципы, я стараюсь строить свои занятия по изобразительному искусству и художественному труду в 1-4 классах в рамках школьной программы.

Принцип от простого к сложному чаще всего применяется в практической

деятельности, где нужно начинать с подражательно – исполнительного метода и только потом, переходить к конструктивным и творческим методам, чтобы у

ребенка уже была основная база навыков для творческой деятельности. Но

главное, педагог должен грамотно использовать взаимодействие всех методов – и словесных, и игровых, и наглядных, и коллективных. Только тогда можно говорить о продуктивной творческой деятельности.

Для практических методов существует целый ряд специальных занятий на

наблюдение и открытия, сравнения и фантазию. На различных примерах идет

планомерное обучение различным, художественным приемам изображения

окружающего мира, передача эмоций и настроения.

Подражательно-исполнительный метод

Одним из таких примеров служит урок во 2-м классе – «Изображение и фантазия. Сказочная птица», работа с трафаретом, где у школьников вырабатываются навыки владения карандашом, фломастером, и красками, где они учатся работать с ножницами и бумагой и комбинировать эти приемы. Это с одной стороны простой – подражательно-исполнительный метод, но он строится в форме игры, в результате которой у детей развивается желание создавать что-то новое, т.е. творить.

Дети пришли на занятие, посмотрев в книгах сказочных птиц. Я заранее вырезала силуэты перьев для хвоста.

Предварительно перед занятием нарисовала сказочную птицу без хвоста:

- Посмотрите, сказочная  птица спешила к нам на урок, и пока добиралась до нашего кабинета, по доброте своей раздарила ребятам все свои пёрышки, поэтому  осталась без хвоста.

На этом уроке дети узнают, как можно помочь птице, а также узнают различные приемы рисования, как один цвет превратить в другой.

А в конце урока у нас получится нарядный хвостик сказочной птицы. И благодаря нашей помощи, птица снова может вернуться в сказку.

На этом уроке дети повторяли за мной те приемы, которым я их обучала.

Подражательно-исполнительный метод предполагает выполнение по готовым шаблонам, но мы, все же, использовали элементы творчества и наблюдения, сравнения. Это был первый этап для развития творческих способностей.

Для подражательно-исполнительного метода хорошо использовать обрывную аппликацию из цветной бумаги, аппликацию – флористику из засушенных цветов и листьев, технику бумагопластики и аппликацию из ткани и других различных материалов. На первом этапе обучения это дает хорошую базу для приобретения различных практических навыков, развивает мелкую моторику, что дает возможности для дальнейших творческих заданий, использую приобретенные знания.

Конструктивный метод

Ребенку предлагается видоизменить предложенный объект, используя данные или добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец, предлагаемый учителем, а можно с учетом творческого подхода, изменить первоначальный вариант и выполнить по-своему способу изготовления, применив изобретательность и находчивость. Ребенку также предлагается подумать над практическим применением работы или предложить варианты использования поделки.

Сюда также входят задания на активизацию приобретенных знаний и навыков.

Ребенок самостоятельно находит пути и приемы взаимодействия различных известных ему технологий, например, пройденные приемы выступают в качестве вспомогательных в новой поделке. Или же даются задания на создание нового объекта по уже изученной технологии. Это развивает художественное видение и конструктивное мышление.

Приведу конкретный пример:

Тема: «В мире народного зодчества конструирование храма», 3 класс. Заранее делаю из картона трафареты и предлагаю детям сконструировать подобное изображение из предложенных фигур, но оформление и цвет продумать самостоятельно.

Для конструктивных методов хорошо подходят и другие занятия, например, придумать карнавальный костюм или сцену для кукольного театра, конструирование различных предметов из подручных материалов и т. д. Умение что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире, а также развивает ловкость рук и точность глазомера.

Творческий метод

Дети на следующем этапе обучения должны научиться, самостоятельно понимать задачи учебного занятия, определять виды используемых материалов и находить интересные сюжеты. Один из важнейших моментов методики – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения я могу помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца.

Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это я всячески поощряю, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

Для такой творческой работы, я очень часто использую коллажную технику. Это может быть и смешанная техника, с использованием рисунка и аппликации. Этот вид творчества вызывает особый интерес и удовольствие у ребят, т.к. они в полной мере проявляют свою фантазию и самовыражение, а главное, эту работу всегда ожидает успех.

Приведу несколько примеров:

     1.Создание коллективного коллажа, используя рисунки самих детей.

Тема: Украшение и реальность «Обитатели подводного мира», 2 класс.

Предлагаемая тема урока может быть выполнена различными приемами, разученными ранее. Я предлагаю используемый материал, как один из примеров. Если у ребенка нет такого материала, то он может найти ему замену. Но даже если этот материал есть, все равно нужно подыскать варианты использования иного материала. Тогда это занятие превратится в объект поиска новых возможностей.

Для этого занятия нам потребуется: Большой белый лист, картон, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. На этом уроке мы отправимся в подводное путешествие. На первом уроке придумываем форму и украшение рыбки и вырезаем её. На втором уроке делимся на три группы: первая группа выбирает колорит для нашего водоёма; вторая группа вырезает камни, которые положим на дно водоёма; третья группа вырезает кораллы, водоросли.

В завершении нужно только подсказать, как сделать одно целое, как вписать в общий цвет величины и форму вырезки, а остальное дети находят сами. Этот прием можно использовать в различных других темах, например, чудо букет, разноцветные букашки.

Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых

эффективных  методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих сил [7].

     2.Сочетание самостоятельного коллажа с рисунками заданной темы.

Например, цикл тем о Японии: «Образ японских построек», «Отношение к красоте природы в японской культуре», «Характер одежды в японской культуре» в 4 классе. Для занятия нам подойдет: изображения по темам, ножницы, клей. Сюжет продумывается заранее. Вариантов сюжетов может быть множество.

Ножницами вырежем нужные изображения. У детей получаются очень интересные  творческие работы.

3. Объемная бумагопластика.

Тема: «Древнерусский город-крепость», 4 класс.

Нам будут необходимы – клей, ножницы, бумага.

Цель данного занятия – научить выполнять работу в одном стиле.

Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику,

способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.

В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и

создавать интересные образы и изделия. Занятия этих трех видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать,  создавать, творить и познавать.

Сочетание методов друг с другом

1. Урок  по воображению и наблюдению.

Самые первые уроки – это всегда настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов, которыми украшен класс, это не только наглядно – активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке, но это еще и фон для любования, всматривания, наблюдения в красоты природы. Красота цветов проникает в души детей, именно она будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.

На первых уроках дети знакомятся с тремя самыми главными  и волшебными цветами. Дети узнают и о том, какие чудесные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом, они научатся смешивать их наблюдать и передавать красоты природы. Примером для одного из таких уроков послужит тема «Сказочные цветы», где ребята услышат маленькую сказку о том, как злой волшебник решил наказать художника, спрятав от него все краски и оставив только красную, синюю и желтую. Таким образом, они невольно будут вовлечены в игру, помогая художнику выйти из затруднительного положения, и вполне самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

Прежде чем ребята начнут работать красками, превратим их в эльфов. Так им будет интереснее и полезнее для работы, т. к. задача урока написать цветы сверху. И пролетая над лугом или полем, эльфы не видят стеблей, а только красивый и пестрый ковер цветов с яркими пятнами, такие же, как у нас в классе.

Ребенок привык раскрашивать цветом все, что он изображает, но сейчас для меня важно подвести его от раскраски к удивительному эффекту слияния цветов, а затем вывести на широкую свободную импровизацию, когда цветы начинают принимать самые невиданные очертания и формы. Но главное в этой работе – эмоциональное восприятие ребенком цвета, свободный и смелый поиск цветовых сочетаний, на основе трех основных и свободный полет фантазии.

Здесь применялся в совокупности наглядный и игровой метод, который очень хорошо усваивается детьми. Эти методы хорошо применяются и в других темах на наблюдение природы: « Осенний дождик», « Каким бывает осеннее небо или море», «Стихии природы», «Ветер», «Гроза», «Какого цвета добро и зло», «Как зажечь костер», «Собирая осенние листья», «Морское дно», «Зимнее окно», «Симфония цвета» и т. д.

     2. Знакомство с художественными материалами. Тематическое рисование.

Дети знакомятся с разнообразными художественными средствами и приемами, которые будут использованы в дальнейших творческих и декоративных работах.

Гуашь, акварель, пастель, уголек – каждый из этих материалов обладает своими эмоциональными образными возможностями. Знакомя ребят с различными материалами, я учу детей создавать образы, используя выразительные способности этих материалов. Другая задача состоит в том, чтобы они могли узнавать их по внешним признакам.

На этих уроках я  показываю ребятам, как работать всеми этими материалами и как их можно смешивать между собой. Ребята должны будут почувствовать прозрачную мягкость акварели и ее переходов, матовость и насыщенность гуаши, разнообразность штриховки разноцветной пастели, выразительность и четкость  уголька.

Темой первых уроков будет «Деревья». Ребята опять услышат маленькую сказку о том, как поссорились разные краски между собой и решили выяснить, какая лучше и главней. Но я беру чистый лист бумаги и на глазах у детей рисую три разных пейзажа, прямо на глазах у детей, используя особенности этих художественных средств. К концу спора красок ребята увидели три совершенно разных и красивых пейзажа. На одном солнечно – золотистая и радостная, на другом – мрачная и дождливая, а на третьем рисунке получилось сплетение радости и грусти. Для еще большего эмоционального восприятия, я показываю ребятам репродукции картин художников: Левитана и Рериха, Саврасова и Васильева. Это поможет детям еще раз понять, как прекрасны деревья в разное время года. В практической работе ребята самостоятельно и индивидуально выберут себе материал и настроение в работе. Каждый ребенок создаст свою картинку.

По окончанию работы над этой темой, можно сделать выставку на школьных стендах. Собрав ребят вместе для коллективного просмотра. Предлагаю ребятам самим высказать свое мнение по работам. В ответах ребят прослеживается эмоциональная отзывчивость на все увиденное и услышанное на уроках.

Здесь решались задачи нравственно – познавательного характера. Меня волновало не только то, что ребенку была дана информация, но и то, как он реагирует и воспринимает ее.

На этом уроке, главным образом использовался наглядный и словесный метод, принцип доступности  и активности. Обязательно нужно было создать условия детям для высказывания своих мыслей и чувств, и чтобы каждый ребенок был уверен в том, что его выслушают. По ответам детей можно проследить, как на основе своих наблюдений, он воспринимает искусство. Детская работа – это главный ответ на то, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями.

     3. Рисование с натуры.

Приношу на урок несколько разных предметов, раскладываю их на столе и предлагаю составить свой натюрморт.

Вариантность заданий на уроке изобразительного искусства позволяет  творчески подходить к осуществлению поставленных задач. Широкое разнообразие вариантов внутри одной темы поможет избавиться от стереотипности и откроет простор для творческого самовыражения в дальнейшем.

     4. Декоративное рисование. Творческое задание.

Тема такого урока будет посвящена украшению платков. А называться она будет так: «О чем рассказывают украшения».

Ребята входят в класс и видят везде развешанные прекрасные платки бабушек, мам, летние косыночки, на столах разложены старинные вышитые кисеты и мешочки. Дети делают открытие: все прекрасные платки – тоже искусство, в котором нашли воплощение щедрые мотивы цветущей земли, переосмысленной творческой фантазией художника.

- А откуда художник черпает свое вдохновение, где он находит такие интересные завитки и витиеватые линии?  Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров и цветов!

- Человек всегда жил в содружестве с природой, наблюдал ее, именно она

вдохновляла художников. В наших платках тоже присутствуют элементы цветов и листьев, завитки веточек деревьев и разноцветные крылья бабочек. Художник не разрушает эту красоту, а подчеркивает ее, делает более выразительной и красочной.

-А какой платок вы бы выбрали для своих мам или бабушек?

Ребята увлеченно спорят, приводят свои доводы. В итоге мы вместе приходим к выводу, что платок – это настроение. Он может подчеркнуть красоту человека, а может не соответствовать ей. Темный платок может приглушить молодость, а яркий и броский – может подчеркнуть старость. Если за каждым предметом ребята научатся видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ человека, то творческий процесс на уроке будет наполнен новым содержательным смыслом.

Украшения. На этот раз мы будем рассматривать их, как украшения выражающие характер человека – силу, нежность, доброту.

- А как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке?

Показываю очередной красивый старинный платок.

- Попробуйте рассказать о том, для кого он предназначен.

Я могла бы и сама это сделать, но сейчас важнее, чтобы это сделали ребята.

Дети говорят, что такой платок, носила молодая девушка, добрая и веселая, как мама   т. к. он яркий и на нем много цветов и завитков.

- А если представить, что на платке не цветы и бабочки, а львы и тигры?

- Кто бы мог надеть такой платок? Наверное, человек, обладающий силой и мужеством.

Ребята разобрались в том, для кого украшения и почему они так выглядят и могут передавать характер человека, рассказать, какой он.

- А что бы вы предложили бы для своих платков? Дети предлагают звезды, солнышко, бабочек, луну, цветки и листья, грибы и веточки.

-А теперь давайте посмотрим на платок, как на цельную, замкнутую композицию.

В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов. Я показываю схематично, как можно изобразить один из платков, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами. Вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема. Вначале не у всех получается, но постепенно ребята понимают, что от них требуется, и уже более уверенно справляются с работой.

- Художник, прежде чем начнет изображать листья, веточки, цветы и т. д.,

продумывает композицию, а не располагает их бездумно и хаотично. Точно так

же, как это сейчас я продемонстрировала. А потом эту схему можно заполнить и конкретными природными элементами. Предлагаю ребятам подумать, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. После подготовительной работы можно подключать свою фантазию, выполнив роспись платка.

Состояние, которое испытывают ребята, выполняя эту работу не только –

творческий поиск, но и еще это прекрасный момент, когда они в мыслях о своих близких и дорогих людях. Сейчас это не бездушное и механическое заполнение квадрата различными узорами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым содержанием. И чем чаще ребенок будет испытывать подобное состояние души, тем заметнее будет его рост, как творческой и гармоничной личности.

Здесь использовались наглядный и словесный методы в сочетании с практическими. Принцип научности, доступности, наглядности, активности детей.

Для таких заданий хорошо подходят темы: «Костюм, который не для всех», «Добрые и злые образы», «Наша посуда», «Маски и куклы», «Роспись предметов нашего быта» «Игрушки» и т. д.

Таким образом, на примерах вышеописанных занятий, я показала, как

использовать различные методы для достижения продуктивной творческой

деятельности, и при этом опираться на главный принцип построения уроков –

принцип от простого к сложному.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые шаги в мире искусства – это первые шаги на пути к себе, к своим

творческим возможностям. И основная цель педагогического опыта  заключалась в создании определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы быть художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных художников.

В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6-7 лет, а затем, если детям не помочь, они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Подытожив все сказанное ранее, можно придти к следующему выводу, что такими условиями являются:

1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.

2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих

максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в

сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка. 

5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.

 6.  Использование индивидуального подхода, а также различных методов,

упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

7. Достаточное количество часов.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. М., 1971.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

3. Мелик-ПашаевА.А. Способность младших школьноков к эстетическому обобщению // Нов. исслед. в психол. 1990. №2.

4. Мелик-ПашаевА.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.

5. Мейлах Б.С. Пути комплексного изучения художественного творчества. М., 1968.

6. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М.,1978.

7. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2006.

8. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.,1984.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества // тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. М.,1997.

11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1992.

12.Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Метод. пос. /А.А.Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н.Ф. Чубук., 2006.

13. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Презентация к уроку изобразительного искусства и художественного труда «Подснежники» (оригами)

Поэтапное изготовление оригами "Подснежник". Урок приурочен к Дню подснежника....

Формирование экологического мировоззрения и бережного отношения к окружающему миру через применение нетрадиционных приемов на уроках изобразительного искусства и художественного труда

В работе содержится материал, связывающий темы экологии со школьными предметами: окружающим миром и изобразительным искусством и художественным трудом. Использование на уроках ИЗО и художественн...

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»...