Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Александрова Надежда Геннадиевна

Сообщение на тему

«Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках

изобразительного искусства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Березово

Пугачевского района Саратовской области»

Сообщение на тему

«Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках

изобразительного искусства»

Учитель начальных классов

Александрова Н.Г.

2015 год

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Для этого, как отметил Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию, необходимо ввести «новые требования к качеству образования, расширить список документов, характеризующих успехи каждого школьника, проводить комплексную оценку академических  достижений ученика, его компетенции и способностей».

На данный момент можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке  не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках  ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д.

Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика.

Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку и отметку вместе, сообща. 

Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.

 Ниже представлены возможные формы диалогового  (внешняя оценка + самооценка) оценивания  учащихся на уроках изобразительного искусства.

  1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  • по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
  • по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения в листе;  построение формы, передача пропорций;  умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

2. «Отзыв о  творческой композиции». 

Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельно проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

3. Обучение алгоритму самооценивания  работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

- Такие художественные работы  мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

- В этой работе  мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

- Такие работы  мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом,  на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика,   получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки,  позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  

Критерии оценивания практических работ  по ИЗО

Критерии оценивания предметных умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Система организации внеурочной деятельности с использованием ИКТ в коррекционной школе"

Одна из задач современного педагога – постоянный поиск новых путей решения проблем воспитания, использование в своей педагогической практике инновационных форм обучения и воспитания, т.к. именно от эф...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика.На данный момент существующая система оценивания в области "Изобразительное искусство", основана только только н...

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

Цели и задачи открытого урока направлены на: закрепление знаний  признаков зимы; формирование у детей представления о зимних изменениях в природе; воспитание любви к природе и стремления ее ...

Комбинированный урок окружающего мира на тему «Зима и ее признаки» и образовательная деятельность по художественно-творческому развитию. «Зимнее дерево» - конструирование из природного материала

Цель урока: Закрепить знания  признаков зимы.Цель деятельности учителя: формировать у детей представление о зимних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе и стремление ее охр...

Сообщение по теме «Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС».

Вданной статье говорится о новой системе оценивания - Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?...