СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
статья по изобразительному искусству (изо)

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика.На данный момент существующая система оценивания в области "Изобразительное искусство", основана только только на одном - детском рисунке, что не даёт возможности оценивания личностных достижений детей. Необходимо, чтобы оцениванию на занятиях в системе ОДОД подлежали не толькоспециальные художественные особенности, но и его творчество, инициатива.Возникает проблемма использовать такую оценочную систему, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

на занятиях кружка «Юный художник» 

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика.

На данный момент существующая система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанна только на одном конечном продукте – детском рисунке, что  не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Необходимо, чтобы оцениванию на занятиях в системе ОДОД по изобразительному искусству подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, оригинальность его вопросов, самостоятельный поиск дополнительного материала, высказывание  интересных предположений и т.д.

Возникает потребность использовать такую оценочную систему, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику.

Крайне важным становится обучение самих ребят способам оценивания и фиксации своих результатов.

Учитель и ученик должны оценивать работу вместе, сообща.

Арсенал используемых форм оценивания ребят на занятиях разнообразен.

 Ниже представлены  формы оценивания  учащихся на занятиях кружка «Юный художник».

1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть времени на занятии отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  • по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
  • по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
    «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции можете увидеть на слайде.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются поощрительными карточками. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если дети начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

2. «Отзыв о  творческой композиции». 

Это одна из форм  деятельности, способствующая формированию адекватной самооценки обучающихся на занятиях кружка.

Примерный план отзыва о композиции можете увидеть на слайде. Такая форма деятельности формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

3. «Портфолио или Портфель достижений».

 «Портфель достижений » – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Разделы «Портфеля достижений » для кружка вы можете увидеть на слайде.

Одним словом, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данному предмету. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику .

Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен. «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика за все годы занятий в кружке «Юный художник», информацию о динамике его достижений,   развивать у ребёнка умение самостоятельно оценивать результат,  позволяет  поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.  

  Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое  — рабочее — учащийся складывает все продукты своей деятельности, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении).

4. Обучение алгоритму самооценивания  работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на занятие («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих занятиях самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками (достаточно 1-2 эпизодов на одно занятие, главное, чтобы они происходили на каждом занятии). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  

Алгоритм самооценки:

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика,  позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

на занятиях кружка «Юный художник» 

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика.

На данный момент существующая система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанна только на одном конечном продукте – детском рисунке, что  не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Необходимо, чтобы оцениванию на занятиях в системе ОДОД по изобразительному искусству подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, оригинальность его вопросов, самостоятельный поиск дополнительного материала, высказывание  интересных предположений и т.д.

Возникает потребность использовать такую оценочную систему, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику.

Крайне важным становится обучение самих ребят способам оценивания и фиксации своих результатов.

Учитель и ученик должны оценивать работу вместе, сообща.

Арсенал используемых форм оценивания ребят на занятиях разнообразен.

 Ниже представлены  формы оценивания  учащихся на занятиях кружка «Юный художник».

1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть времени на занятии отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  • по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
  • по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
    «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции можете увидеть на слайде.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются поощрительными карточками. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если дети начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

2. «Отзыв о  творческой композиции». 

Это одна из форм  деятельности, способствующая формированию адекватной самооценки обучающихся на занятиях кружка.

Примерный план отзыва о композиции можете увидеть на слайде. Такая форма деятельности формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

3. «Портфолио или Портфель достижений».

 «Портфель достижений » – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Разделы «Портфеля достижений » для кружка вы можете увидеть на слайде.

Одним словом, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данному предмету. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику .

Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен. «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика за все годы занятий в кружке «Юный художник», информацию о динамике его достижений,   развивать у ребёнка умение самостоятельно оценивать результат,  позволяет  поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.  

  Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое  — рабочее — учащийся складывает все продукты своей деятельности, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении).

4. Обучение алгоритму самооценивания  работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на занятие («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих занятиях самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками (достаточно 1-2 эпизодов на одно занятие, главное, чтобы они происходили на каждом занятии). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  

Алгоритм самооценки:

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика,  позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»...

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....