Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
статья на тему

Блохина Галина Иннокентьевна

Это можно использовать учителю в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина Г.И.

учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№5» , г. Краснокаменск

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Л.В. ЗАНКОВА

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта разработана система оценки  образовательных достижений учащихся.

Способы оценивания в рамках нового стандарта по дидактической системе Л.В.Занкова.

1. Специфика оценивания по Л.В.Занкову.

2.Основные функции системы оценивания по Л.В.Занкову.

3.Кто и как сможет достигать планируемые результаты?

4.Возможности достижения планируемых результатов в предметном содержании УМК дидактической системы Л.В. Занкова.

5. «Комплексное оценивание»

6. Результаты оценивания.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (Портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Во всех  предметных линиях системы Л.В. Занкова учебный материал рассматривается, как:

  • самостоятельная деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
  • представлен в различных формах сравнения и для постановки проблемных задач;
  • направляет  на формирование умений мыслительной деятельности, для формирования предметных, личностных, метапредметных УУД.

В МАОУ «СОШ №5» на протяжении 16 лет реализует программу развивающего обучения Л.В. Занкова. Мониторинговые исследования результативности обучения по различным УМК позволяют сделать вывод, об оптимальных  уровнях обученности, интеллектуальном развитии,  овладения УУД. С введением  в образовательное учреждение ФГОС пересмотрены подходы к системе оценки обучающихся начальной школы. В школе разработана программа «Система оценки достижения планируемых результатов» программы Л.В.Занкова». Цель программы: планирование и осуществление комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных,  метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.

Основные функции  оценивания по системе Л.В.Занкова:

  • нормативная функция – фиксирование достижений конкретного учащегося в рамках государственного стандарта, административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, классов, уровня их подготовки и качества работы учителя; (ООП, рабочие программы педагогов, локальные акты ОО);
  • информативно – диагностическая функция  – связь между всеми участниками образовательного процесса (мониторинги);
  • функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся (методики – диагностики).

Оценивание ребят по планируемым результатам целесообразнее начинать со 2 класса. Оцениваться должен  результат определенного этапа обучения  учебных предметов и осуществляться через  диагностические,  проверочные и контрольные работы. Все результаты этих работ фиксируются в Дневнике учебных достижений ученика. Учитель заполняет его после каждой работы, используя содержательную оценку. Такой «Дневник» есть у каждого ученика. Родители и сам ученик имеют возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить личную оценку с содержательной оценкой учителя, которая формулируется не с позиции "что не так", а с позиции "что смог, что получилось". Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения.

Дневник ученика отвечает  определенным требованиям:

  1. Дневник – это подборка работ обучающихся, показывающая его достижения.
  2. Прежде чем начинать работать с Дневником достижений, обучающийся должен знать, что должно быть в дневнике, что является необходимым и  важным.
  3. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки учащегося – проблемы, трудности, необходимость коррекции.
  4. Работа с дневником ведется в течение года.
  5. Дневник  представляет собой личный выбор работ обучающихся,  нацелен  на самооценку, на рефлексию.
  6. Дневник - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.

Таким образом, дневник (достижений; отчет; самооценки) - технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности. Собранный и представленный учеником материал  оценивается с точки зрения движения  к намеченным целям.

В соответствии с ФГОС НОО с  «Дневником учебных достижений» ребята начинают работать уже с первого класса, где оценивается лишь результат определенного этапа обучения. Странички дневника: «Планируемые результаты», «Мой безопасный путь», «Алгоритм самооценки», «Мои успехи», позволяют каждому ученику на начальном этапе вести наблюдения,  сравнения, учатся обобщать, делать выводы, оценивать себя, свои результаты. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. На эти вопросы обучающиеся могут ответить в тетради «Учимся учиться и действовать» авт.Т.В. Меркулова. Во 2 – 4 классах работа с дневником усложняется: добавляются странички «Оценочный лист», «Лист индивидуальных достижений обучающихся», «Лист самооценки обучающегося» Одной из форм реализации самоконтроля или взаимоконтроля по предмету    является оценочный лист, который даёт информацию:  

  • о  картине успешности усвоения раздела, темы учеником, классом в целом;
  • о рациональном планировании процесса обучения;
  • о постановке и решении учебных задач;
  • для рефлексии.

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений по разным предметам. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

Работа с листом «Лист самооценки обучающегося»,  дает возможность каждому ученику оценить себя  по данным критериям, определить для себя знания и умения.

таблица 1

Лист самооценки по предмету

____ФИ______________ предмет  

Моё участие в уроке

(этапы урока)

Мои чувства и эмоции во время урока

Мои затруднения

Ценные мысли от урока для меня

Ученик ставит

Учитель ставит

Пути решения проблемы

!-знаю, умею очень хорошо

!-знает, умеет

посещение библиотеки

чтение литературы

*-иногда ошибаюсь

*-знает, но иногда ошибается

Такой лист самооценки позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока. При этом учитель должен чётко определить критерии оценки для самоконтроля учащимся своей учебной деятельности. Родители всегда могут узнать о том, каких успехов достиг их ребенок в обучении.

По итогам года каждый обучающийся выполняет комплексную работу.  Данные выполнения работы заносятся в сводную таблицу, которая позволяет педагогу отслеживать результаты. Примерный максимальный результат 20 баллов (100%)

таблица 2

Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)

                                        Баллы

Стандартная работа (базовый уровень)

 Повышенный уровень.

Не превышает 25%

1,0 – 2,0

1,0 – 3,0

Не превышает 50%

2,1 – 4,0

3,1 – 5,0

Не превышает 75%

4,1 – 5,0

5,1 – 7,0

Превышает 75%

5,1 – 7,0

7,1 – 10,0

Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы по каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2  балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

В течение года запланированы 3 – 5 обязательных контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития данного предмета (знания, умения, навыки). В задании каждой линии присутствует выбор уровня сложности: необходимый, базовый, максимальный.

Освоение важнейших новых знаний и умений по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований) заносятся  в «Лист оценки индивидуальных достижений», куда входят стартовые результаты и текущие.

таблица 3

«Лист оценки индивидуальных достижений», куда входят стартовые результаты и текущие.

Критерии (предметы, УУД)

                           Образец задания

Самооценка

Оценка учителя

                                                   

Ф.И

уч-ся

Формируемые умения и     навыки

                                       Даты

Старт

I

II

III

IV

Итог

     

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в системе

«зачтено – не зачтено»

90 -  100 %

высокий

зачтено

66 – 89 %

выше среднего

зачтено

50 – 65 %

средний

зачтено

меньше 50 %

ниже среднего

не зачтено

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы.

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

  • выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета;
  • выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями;
  • выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования;

Решение об успешном освоении обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно знать следующее:

  • какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить свое личностное отношение к изучаемому материалу;
  • удалось ли ему продвинуться вперед в повышении результатов в учебном труде.

Программа Л.В. Занкова – это та программа, которая  носит многофункциональный характер: задания, разработанные на предметном содержании  решают проблемы воспитания, развития обучающегося, формирует предметные, метапредметные, личные качества,  а в своей совокупности учат его учиться, давать оценку своим действиям, оценивать  результаты.

Литература:

  1. 4. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010. (В ближайшее время выйдет очередной номер журнала с этой статьей.)
  2. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
  3. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Современные способы оценивания достижений младших школьников.

Информация об используемых современных способах оценивания достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...

Мастер –класс «Критериальное оценивание достижений младших школьников»

Мастер –класс«Критериальное оценивание достижений младших школьников»...

Мастер-класс "Критериальное оценивание достижений младших школьников"

В условиях критериального оценивания происходит изменение отношений между учеником и учителем. Это сотрудничество направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей с...