«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами»
методическая разработка на тему

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка   мастер-класса.

Курсы повышения квалификации по ДОП «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: экспериментальное обоснование, трансляция и диссеменация»

Хайброва Розалия Равиловна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»

г. Нижнекамск РТ

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами» 

Цель: познакомить присутствующих с приёмами развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами.

Задачи:

1.Помочь освоить нетрадиционный приём «закрытой картины»

2.Представить слушателям курса свой опыт;

3. Развивать коммуникативную компетентность.

Форма: групповая работа

Методы: прием «закрытой картины»

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

Категория участников: учителя начальных классов - слушатели курсов повышения квалификации при ИДПО

Мониторинг сроков реализации:20 минут

Ресурсы: педагог-помощник для мониторинга времени,  для раздачи бумаги и Приложения №1.

Оборудование: столы и стулья, расставленные для групповой работы; приложение №1 для каждого участника; интерактивная доска для  презентации.

Ход мастер-класса:

  1. Вызов (3 минуты).

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и

изумительно радостный труд».

                                                                                      Н. Островский.

Ведущий: 

Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами».

Моя задача, как педагога- помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения мира.

 Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции  учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

         В концепции федеральных государственных стандартов  в качестве конечного результата образовательной деятельности школы фиксируется портрет выпускника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

       Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, 80 % родителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей.

           Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

II. Основная часть (15 минут)

      Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»

«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой.» «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.

* Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции).

* В чем ошибка первого учителя? (а прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению, а роль учителя становится направляющей)

    Китайская пословица  гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму…»

Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!

Рисование нетрадиционными способами направлено на умение отходить от стандарта.

Виды: отпечатки листьев, рисование пальцем, монотипия, «закрытая картинка»и т. д.

Уважаемые коллеги! Вся наша работа будет связана с родным краем. А девиз наш будет такой «Если есть на свете рай, это Нижнекамский край»

Игра «Собери пазлы». Собрав пазлы вы узнаете легенду о народном названии поселка нашего района.

«В восточной части поселка находится родник, которое впадает в озеро (оно теперь высохло). Озеро было большим и глубоким, согласно легенде, не имело дна. Вокруг озера земля была топкой, болотистой, вода была всегда холодной. Издали оно казалось красным пятном. Отсюда и название -  Красный ключ».

Приступаем к творческой работе – мы нарисуем пейзаж родного края по «закрытой картине».

Дорожная карта.

На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. На переднем плане высокая ель. На ели и около птицы.

- Какие птицы обитают зимой в наших краях?(синицы, снегири, воробьи, голуби,,,,)

- Какие цвета нужны для их окраски?(серый, желтый, красный,,,,,)

* Не забывайте подкармливать зимой птиц! 

- Чем можно подкармливать птиц?(различные семена, сало,….)

На еле висят маленькие корзиночки. Что может быть в них? На ели сидит белка и смотрит на корзинку. Прибежали 2 зайчика. Какое угощение лежит на пенечке? Что можно увидеть на снегу? На втором плане кустарники, березы. Какого размера? На заднем плане деревня.

*Дети на вопросы не отвечают вслух!!!

Задание: нарисуйте картинку по вашему представлению. Затем сравним с «закрытой сюжетной картинкой».(практическая работа)

Вернисаж готовых работ. А вот «закрытая картинка». Сравните со своей. 

- Почему картинки получились разные? (прямого указания не было, каждый представлял по своему)

Картинки очень красивые! Берегите и охраняйте красоту родного края!

III. Рефлексия(2 минуты)

-Понравился ли вам результат?

-Какие трудности испытывали при выполнении задания?

-Что можно было изменить, дополнить?

Ведущий:

-Благодарю за работу.

Литература

  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
  5. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7                                                                                                                       6.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006

7.Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. – Москва, «Владос», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».

Методическая статья «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству»....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...