Методическая разработка "Представь, что ты -машина" (включение младших школьников в учебную деятельность)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

 

Использование образного языка для осознания младшими школьниками включения в учебную деятельность или как правильно раставить акценты.

Статья в материалах V Всероссийской конференции с международным участием, посвященной ДНЮ Учителя 16-17 сентября 2013 года, "Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения/Здоровье и образ жизни учащихся: взгляд врача и педагога", Спб, страницы 151-153.

Статья в тезисах прилагается (страницы 151-153)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию обязанности "Учиться"

Обязанность «учиться» на примере машины.

Аналогия (ассоциацию себя)  с машиной.

"Я - машина. Что мне нужно делать,   чтобы ехать?" (перенос на учебную деятельность).

Ребёнок младшего возраста живёт образами. Далёкие цели- для него неприемлены. Он живёт настоящим. Цель: «Учиться для того, чтобы получить образование»,- кажется ему очень далёкой и непонятной.

И объяснить её я попыталась на примере близком ребёнку –на примере машины.

Я предложила 4-классникам представить себя машиной и задать себе вопрос: «Что мне нужно, чтобы ехать?»

И мы… стали рассуждать вместе. Спорили, соглашались и вот, что у нас получилось!!!

Для того чтобы машина не глохла и её не тащили на верёвочке или не заводили с толкача, а чтобы она ехала САМА нужны:

  • 4 колеса – а это:

1 колесо - внимание, сосредоточенность

2 колесо - умение слушать

3 колесо - умение доводить начатое до конца (трудолюбие)

4 колесо - усидчивость

Запасное,  5 - юмор, вера в себя, вера в успех. Машине нужны все 4 колеса, иначе не поедет.

  • насос, воздух в шинах - выполнение домашних заданий (Повторение - мать учения) иначе машина не поедет.

  • руль - цель, умение отворачиваться от ненужного и поворачиваться к нужному.
  • ключ зажигания - переключение и отключение ролей (ученик в школе -ребёнок дома, видеть- не видеть, слушать-не слушать, говорить-молчать)
  • стёкла - чтобы было хорошо видно дорогу - видеть свои ошибки и вовремя исправлять
  • дворники- убирать не нужное с глаз

  • мотор -режим . Чередование труда и отдыха. Если всё время работать - мотор перегреется, а всё время  отдыхать -машина не заведётся.

  • Водитель в машине :

 вариант первый - родитель и учитель первое время, затем наши знания и умения

вариант второй –ум (большинство за этом вариант)

И самое главное – желание учиться – это бензин. Без него машина не поедет сама, её повезут на верёвочке (ребенок будет не субъектом, а объектом педагогического воздействия).

Бензозаправка –родители- первые учителя, учителя в школе  (их вера в успех ребёнка, сравнение ребёнка лишь с ним самим, поддержка и любовь). 

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»

Английская пословица

Прошло на ура!!!

 В завершении, о шиномонтаже и автомойке.

Детям понравилась аналогия:

шиномонтаж - кабинет директора.

автомойка - головомойка от родителей из-за замечаний в дневнике.

В процессе  обсуждения, мы это записывали, а после обсуждения, дети рисовали свою машину.

С детьми 2-х классов у нас по-другому образ колёс!

4 колеса – а это:

1 колесо – умение молчать

2 колесо - умение слушать

3 колесо - умение видеть

4 колесо – усидчивость.

 Дети первых классов затруднялись переводить образы деталей на учебный язык. Но общую идею они восприняли хорошо!

С ними прошла хорошо идея ДТП и соблюдения правил дорожного движения – о том, что необходимо соблюдать правила поведения на дороге (то есть в школе). И если машины будут ездить как захотят, будут аварии (перевод на соблюдения правил безопасного поведения школе: не бегать, не драться)

Обязанность «Учиться» -это и право и обязанность, причём не только детей, но и их родителей!

Жизнь –это учёба вечная , с повторением и с принятием нового.

И как говорила Махатма Ганди: « Живи так, как будто умрёшь завтра, а учись так как будто будешь жить вечно!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

Cаморазвитие младшего школьника в учебной деятельности

Младший школьный возраст, как утверждают многие исследователи, наиболее значим и благоприятен для развития свободы личности и ее ответственности. В этом возрасте закладываются первые ценностно-смыслов...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Сформированность  самооценки  школьника  во  многом  определяет  активность  и  направленность  его  социальной  позиции,  подготовлен...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...