Общеобразовательная программа «Истоки родного края».
рабочая программа (1 класс) на тему

 
    Общеобразовательная программа «Истоки родного края». направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину. Все эти качества являются ведущими планируемыми результатами ФГОС начального общего образования, что обосновывает актуальность и востребованность программы. Программа кружка «Истоки родного края» рассчитана на 33 часа из
расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_rodnogo_kraya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ для детей дошкольного и младшего  школьного возраста « «Актанышская начальная общеобразовательная школа-детский сад»

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

«ИСТОКИ РОДНОГО КРАЯ»

                       Программу составила учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

                                    Мусина Ания Хасиповна

Актаныш-2015

1. Пояснительная записка

              Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

          Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

        Актанышский район имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.  

         Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.

         Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

 усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

        Задачи программы:

1.   Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

2.  Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.

3. Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

     Цели краеведческого кружка:

 1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному  воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.

 2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую  сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.

 3.  Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.

 4.  Создать условия для формирования интеллектуальных и  практических умений.

2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

      В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены

3 блока:

-    историческое краеведение;

-    природно-географическое краеведение;

-    художественное и духовное краеведение.

     Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

    Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

    Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).

2.    Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в  библиотеке, зарисовки…)

3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)

Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 33 часа из расчета 1 часа занятий в неделю.         

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной   деятельности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

У обучающегося будут сформированы понятия:

-  о культуре, истории, природе родного края,

- о владении  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы);

- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой  Родины;

- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;

- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.

6. Содержание программы по внеурочной деятельности

В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:        

1. Край, в котором мы живём. Знакомство с  Татарстаном.

2. Моя Малая родина. Знакомство с Актанышским районом.

3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Актанышского района.

4. Глубоки корни: история Татарстана, Актанышского района.

7. Тематическое планировании с определением основных видов деятельности

1 класс

№ п/п

  Дата

                               Тема

Основные виды  

  деятельности

п

ф

1 раздел

«Край, в котором мы живём. Знакомство с Республикой Татарстан».

1.

Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с республикой Татарстан

Диспут и игра

2.

Татарстан в прошлом.

Виртуальная экскурсия

3.

Наша древняя столица.

Беседа и игра

4.

Древние города Татарстана

Просмотр д/ф

5.

Растительность Татарстана

Ролевая игра

6.

Животный мир Татарстана

Ролевая игра

7.

Реки Татарстана и их обитатели.

Беседа и игра

8.

Экологические проблемы

Беседа и дискуссия

9.

Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края.

Практическое занятие

10.

Стихи о Татарстане

Инсценировка стихотворений

11.

Храмы, мечети  Татарстана

Просмотр д/ф и интерактивная игра

12.

Музеи и достопримечательности Татарстана

Просмотр презентации и викторина

13.

Праздники и обряды Татарстана

Ролевая игра

14.

Ремёсла и промыслы Татарстана

Просмотр презентации и инсценировка  сказки

15.

Топонимика (из истории названий Казанских улиц)

Диспут и викторина

16.

Военно – исторические памятники

Устный журнал и историко- познавательная игра

17.

Татарстан в годы  Великой Отечественной войны

Историко-познавательная игра

2 раздел

«Моя Малая родина»

18.

Моя Малая родина. Актаныш

Устный журнал и викторина

19.

Географическое положение, история, население Актаныша

Просмотр д/ф  и интерактивная игра

20.

Достопримечательности Актаныша

Диспут с просмотром презентации и викторина

21.

 Обычаи, традиции, праздники

Диспут и экскурсия в «Дом творчества»

22.

Поэты, художники, композиторы на земле Актанышского района

Библиотечное занятие

23.

Наши знаменитые земляки 

Диспут с просмотром презентации  и викторина

24.

Минтиме́р Шари́пович Шайми́ев- первый президент Татарстана 

Устный журнал и викторина

25.

Авзалова Альфия Авзаловна - народная артистка Татарской АССР,

Виртуальная экскурсия и викторина

26.

Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Актанышского района

Диспут и ролевая игра

27.

Спорт в Актаныше

Просмотр презентации и подвижные игры

28.

.Виртуальная экскурсия по село Актаныш

Виртуальная экскурсия и викторина

29.

Экскурсия в Районный музей

Экскурсия

30.

 Великая отечественная война в истории Актанышского района

Экскурсия в парк «Победы»

31

Встреча с участниками ВОВ

Беседа и дискуссия

32.

Чтение произведений земляков

Библиотечное занятие и инсценировка рассказов.

33.

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?

Урок-игра

                                                 Всего: 33 часа

8. Описание материально-технического обеспечения

  1. Компьютерная техника
  2.  Фотоаппарат.
  3. DVD-проигрыватель
  4. Магнитофон.
  5. Интерактивная доска
  6. Медиапроектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»

В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....

"Истоки родного края"

Коллективно - творческое дело, сценарий открытого мероприятия...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наш родной край»

Программа разработана для учащихся начальной школы с учетом возрастных особенностей.Основы краеведческой культуры следует закладывать у людей с раннего возраста. Особая значимость этого курса состоит ...

Истоки родного края

В презентации подобран иллюстративный ряд к уроку, и сформулированы вопросы по теме урока...