Авторская программа культура родного края
рабочая программа на тему

Табитуева Людмила Николаевна

 

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь никогда не  было целостной системы национального образования. В  округе  коренное население бурят составляет одну третью часть всего населения, а число учащихся около 40%, фактически во всех школах национальный состав учащихся смешанный. По данным переписи населения более 20% от общего числа бурят не считают бурятский язык родным языком. Много и межнациональных браков. Поэтому так остро стоит проблема не только языка, но и самобытной культуры в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_kultura_rodnogo_kraya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Иркутская область

Нукутский район

МОУ Новоленинская средняя общеобразовательная школа

Авторская программа

«Культура родного края»

                                 

Авторы: Табитуева Людмила Николаевна

 

 

Новоленино 2008 год.

                                       

Пояснительная записка

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь никогда не  было целостной системы национального образования. В  округе  коренное население бурят составляет одну третью часть всего населения, а число учащихся около 40%, фактически во всех школах национальный состав учащихся смешанный. По данным переписи населения более 20% от общего числа бурят не считают бурятский язык родным языком. Много и межнациональных браков. Поэтому так остро стоит проблема не только языка, но и самобытной культуры в целом.

Новизна программы заключена в том, что она  составлена на материалах изучения бурятского героического эпоса «Гэсэр» и изучения русского устного народного творчества (сказок, былин, песен, поговорок и пословиц).  Она должна формировать эстетические знания, пробуждать интерес к изучению народной культуры, к истории родного края на примерах сравнения двух культур.

 Программа должна обеспечить развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, толерантного отношения к культуре всех людей живущих на территории  муниципального поселении, воспитывать любовь и уважение к малой родине; гордости за людей, живущих на ней; эстетическую восприимчивость, закреплять их в творческом опыте учащихся.

Системообразующий компонент программы – народное искусство. Это позволяет по-новому раскрывать связи искусства с другими учебными дисциплинами: литературой, музыкой, историей, географией.  Программа дает возможность строить образование с учетом культурного многовекового наследия народа, проживающего на территории  Иркутской области, реализовать связь времен. Не нарушая целостности общего развития, программа призвана по-иному, оценить вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру.

Достоинством данной программы является то, что для достижения целей обучения применяется широкий спектр обучения: теоретические занятия, просмотр видеофильмов, слайдов, чтение литературы, практические и самостоятельные занятия, включающие занятия в сети Интернет.

Цель программы:

Становление и развитие личности школьника на национальной основе.

Задачи программы:

Создавать   нравственно-этическую полноценную среду общения с народным искусством во всем многообразии его видов.

Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей.

Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа – общее достояние всех народов, проживающих на его территории.

Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре.

Осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством народов области для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.

Структура программы

Культура – это память. Начинаем   знакомство с русскими сказками, бурятскими улигерами, с эпическим произведением «Гэсэр», происходит знакомство с улигершинами-сказителями, рапсодами, сказочниками. «Всё начинается с семьи»,  поэтому надо познакомиться с традициями внутрисемейных отношений и русских и бурят. Итоговой творческой работой детей по этой теме будет составление семейного древа.

 Затем изучаем национальное своеобразие красоты человека, природы, труда и быта, которые находят отражение не только в литературе, но и в произведениях архитектуры, декоративно-прикладных и изобразительных видах искусств. Дети должны познакомиться с традициями  и обрядами, с основными  национальными праздниками и верованиями. Итогом изучения этих материалов   является создание и защита проекта «Дом моей мечты», в котором должна быть отражена  идея национального жилища.

В третьей четверти дети должны познакомиться с традиционной одеждой бурят и русских переселенцев из центральных областей России, с традициями и обрядами, связанными с одеждой, с традиционными узорами и орнаментами. В конце изучения темы дети  должны создать куклу-оберег, используя традиционные материалы.

В четвертой четверти дети должны познакомиться с основными подвигами Гэсэра и подвигами русских былинных богатырей, с традиционным воспитанием и обрядами, связанными с рождением и воспитанием бурятских и русских детей.

  В конце года на конференции дети должны защитить свой проект или реферат по выбранной теме.      

 Погружение в культуру любого народа бурятского и русского в том числе, должно идти с использованием исторических материалов, фото и художественных рядов, показа слайдов произведений восточного отдела Иркутского художественного музея, подлинных произведений декоративно-прикладного искусства, уроков-презентаций, в которых используются репродукции произведений художников Бурятии и Иркутской области.

 К проведению занятий должны привлекаться бабушки и дедушки – знатоки бурятского быта и традиций.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.

Тематическое планирование курса «Культура родного края»

№      

Тема занятия

Цели и задачи

Методы обучения

Практическая деятельность

1

Введение. Гэсэр энциклопедия быта, традиций…..

Знакомство с произведением. Формирование знаний о том, что, знакомясь с любым произведением устного народного творчества, можно многое узнать о жизни наших предков.  

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Зарисовка природы с использованием национальных мотивов.

2

Распространение героического эпоса на территории Прибайкалья и Забайкалья

Формирование знаний о видах сказаний, местом их распространения.  Знаменитые сказители.

Беседа

Сбор информации и иллюстративного материала. Иллюстрирование

3-4

Улигершины земли унгинской.

Знакомство с творчеством улигершинов, дети должны знать фамилии сказителей земли унгинской

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Фиксация фамилий и их основных произведений.

Иллюстрации к эпосу.

5

Альфор – Васильев. Рапсод.

Знакомство с творчеством Васильева уроженца улуса Одиса.

Беседа с приглашением родственников

Сбор информации и иллюстративного материала. Иллюстрации.

6-7

Внутрисемейные отношения. «Седьмая вода на киселе».

Формирование знаний о внутрисемейных отношениях. Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Подобрать пословицы и поговорки, связанные с семейными отношениями. Иллюстрирование пословиц…

8-9

Истоки моей фамилии. Составление семейного древа.

 Познакомить детей с правилами составления родословного древа. Формировать умение собирать информацию. Развитие речи и любознательности Воспитание уважения к старшему поколению своей семьи.

Беседа

Беседа со старшим поколением своей семьи и составление родословного древа.

10

Верования.

Знакомство с основными верованиями бурят.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала.  Зарисовки на свободную тему.

11

Обряды и традиции, связанные с верованиями.

Формирование знаний о традициях и обрядах, связанных с верованиями. Воспитание толерантного отношения к верованиям другой национальности.

Беседа

Сбор информации и иллюстративного материала. Идол, божок.

12-13

Календарь. Календарные праздники.

Формировать знания детей об основных праздниках бурят и русских, связанных с сезонной деятельностью или религиозным календарём.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Бумагопластика «Хоровод»

14-15

Жилище - вселенная. Мой дом - моя крепость.

Формирование знаний о видах жилища,  материалах для их изготовления, выбором места для постройки.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Изображение сказочных жилищ

16

Обряды и традиции, связанные с жилищем.

Знакомство с обрядами и традициями двух народов, связанных с построением и обживанием жилища.

Беседа

Сбор информации и иллюстративного материала. Зарисовка основных видов жилища.

17

Защита проекта: «Дом моя мечта»

Воспитание толерантного отношения к культуре другой национальности, умения слушать друг друга.

Выставка

Изобразить дом своей мечты, в котором будет отражена национальная особенность.

18-19

Традиционная одежда бурят.

Формирование знаний о традиционной одежде бурят.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Зарисовка значимых деталей традиционного бурятского костюма народов Прибайкалья.

 20-22

Традиционная одежда русских, переселенцев с центральных областей России.

Знакомство с комплектом народного костюма переселенцев,

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Зарисовка основных компонентов костюма

23-24

Обряды и традиции, связанные с одеждой.

Знакомство с обрядами и традициями двух народов, связанных с изготовлением и ношением одежды.

Лекция

Сбор информации и иллюстративного материала. Зарисовки традиционных моделей одежды.

25-26

Традиционные узоры и орнаменты.

Формирование знаний о традиционных орнаментах и местах их употребления

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Зарисовка и аппликация.

27

Защита проекта «Кукла - оберег».

Воспитание толерантного отношения к другой культуре, развитие творческих способностей и умения применять свои знания.

Выставка.

Изготовление куклы-оберега с использованием традиционных материалов.

28

Рождение Гэсэра.

Знакомство с рождением Гэсэра,

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Рисунок «Рождение Гэсэра»

29-30

Традиции и обряды, связанные с воспитанием.

Знакомство с обрядами и традициями, связанными с воспитанием.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Рисуем сказки.

31-33

Героические подвиги Гэсэра и богатырей земли Русской.

Формирование знаний о подвигах Гэсэра и богатырей земли русской для защиты своего Отечества. Воспитание патриотизма.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Сбор информации и иллюстративного материала. Зарисовки фрагментов эпоса и былин.

34

Обобщающее занятие -  конференция.

Воспитание толерантного отношения ко всем людям, развитие речи и умения преподносить свою творческую работу.

КИТ, обзорно-иллюстративный,

Оформление творческих работ в виде рисунков, монтажей, моделей одежды, рефератов, КИТов. Защита работы.

Содержание программы

Программа носит ознакомительный обзорный характер, рассчитана на 1 год  обучения. Для расширения учебно-воспитательного эффекта дети в конце изучения каждой темы  должны защитить проект или реферат. Это может быть представлено в виде рисунков, письменных сообщений, подборке иллюстративного материала,  литературных выдержек, материалов бесед со старейшинами села.

Программа разделена на 4 основные темы по четвертям.  На первом занятии при ознакомлении с эпическим произведением «Гэсэр» используется мультимедийная презентация «Гэсэр - энциклопедия быта, традиций…» (см.приложение 1), в которой использован материал изучения и обобщения опыта работы над этим произведением. Детям представлена карта распространения  эпоса на территории России, для того чтобы они имели представления о значимости этого  произведения в жизни бурят Предбайкалья, Забайкалья, Читинской области. Дети должны узнать о видах сказания по территории, на которой он этот вид распространён.  Далее происходит знакомство с творчеством отдельных сказителей, проживавших в Унгинской долине. Материал о творчестве Папы Тушемилова представлен в виде мультимедийной презентации. Отдельное занятие посвящёно творчеству Альфора великолепного сказителя и рапсода, земляка. На этом занятии использован материал бесед с родственниками рапсода, со старейшинами, с теми, кто его видел и слышал. Дети должны знать фамилии Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Васильева - Альфора. В «Гэсэре» много говорится о традициях внутрисемейных отношений, о том, что свою родословную надо знать до седьмого колена, здесь же надо дать детям понять, что знание своей родословной свойственно и русским. На занятиях используется презентация материала по теме «Родословная». На основе бесед со своими старшими членами семьи дети должны составить своё родословное древо.

Во второй четверти при ознакомлении с основными религиями и верованиями  используется презентация, в которой представлены репродукции известных художников Бурятии и Иркутской области. Дети должны знать основные верования людей, проживавших на территории Предбайкалья. С использованием мультимедийных презентаций представлен материал по праздникам - «Делу-время, потехе-час», «Поселения и жилища». Знакомство с традиционным русским жилищем происходит  с использованием беседы, потому что с этим материалом дети хорошо знакомы, так как все живут в деревенских деревянных домах.

 В третьей четверти дети должны узнать о традициях и обрядах, связанных с традиционной одеждой, как бурят, так и русских, основная часть которых является потомками переселенцев из Центральных областей России по Столыпинской реформе. Материал представлен в виде мультимедийных презентаций «Традиционная одежда бурят» и «Русский традиционный костюм» (см. приложение 2).  Обзорно дети знакомятся с орнаментами и должны знать 5 основных орнаментальных рисунков как бурятских, так и русских. Обращается внимание на то, что некоторые условно орнаментальные изображения  дублируются в разных культурах. В конце изучения этого материала дети должны выполнить куклу- оберег в той манере, которая присуща его национальности.

Четвёртая четверть посвящена знакомству с подвигами Гэсэра и богатырей земли русской. Материал представлен в мультимедийной презентации с использованием репродукций художников, скульпторов, отрывков фильмов, также использованы рисунки детей. Дети должны усвоить, что жизнь героя посвящена служению своему народу, борьбе с нечистой силой и мангатхаями. Богатыри-прежде всего защитники своей Родины. А чтобы вырасти справедливым, нужно хорошее воспитание. Поэтому последние занятия посвящены традициям в воспитании. Мультимедийная презентация «9 наук настоящего мужчины» (см. приложение 3) расскажет о традиционном воспитание мальчиков в бурятских семьях, в ней использованы репродукции художников Иркутской области и Бурятии.  На занятиях, посвящённых традициям в воспитании, также рассказывается о воспитании девочек, о привитии им трудолюбия, умения свою жизнь сделать красивее.  Ведь всё своё приданое девушки готовили сами и начинали это делать с 5 лет.

В  мультимедийных презентациях представлен большой иллюстративный материал, который сопровождается выдержками из эпоса «Гэсэр», исторических источников, сказок, поговорками и пословицами, как русскими, так и  бурятскими.  На занятиях должна звучать музыка не только народная, но и современная. При знакомстве с традиционным костюмом обязательно надо сделать акцент на то, что и современной моде характерны черты национального костюма.

И завершается программа  конференцией, на которой дети должны представить свои творческие работы по изученному курсу (см. приложение 4).

Прогнозируемые результаты

Ученики должны знать:

Материальную и бытовую культуру своего народа;

Традиции семейных отношений;

Обряды и традиции народов Прибайкалья;

Улигершинов и их сказания (Гэсэр);

         Ученики должны уметь:

Владеть лексикой и фразеологией, отражающей быт и культуру народов Прибайкалья;

Использовать полученные знания в быту (приготовление блюд национальной кухни, изготовление оберегов и т.д.)

Общаться с  представителями  других национальностей на основе уважения и понимания их традиций и обрядов.

Итогом года является участие обучающихся в научно-практической конференции. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “Культура родного края”

Проведение выставок быта народов, проживающих в нашем районе.

Участие в муниципальных, региональных, международных творческих конкурсах (см.приложение 5).

Проведение обучающимися культурно-массовых мероприятий «Сагаалган», «Масленица»

Формы контроля уровня достижений обучающихся

Является защита проекта или реферата по выбранной теме.

 Учебно-методический комплекс

Основная литература для учителя:

Л.Н. Соловьёва «Матрёшка» - М.: Интербук бизнес, 1997г.

А.С. Пушкин «Сказки» - М.: Группа Аттикус, 2008г.

А.И. Немировский  «Мифы и легенды Древнего Востока» - М.: Просвещение, 1994г.

Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991г.

Иркутский областной художественный музей – ВРИБ Союзрекламкультура, 1990г.

«Искусство», под редакцией проф. М.В. Алпатов – М.: Просвещение, 1969г.

Пеохон Петров «Гэсэр» перевод Преловского и Солоухина.

Папа Тушемилов «Гэсэр».

С.Г Батырева «Старокалмыцкое искусство» - Элиста, 1991г.

В Бережных «Хох Тэнгэр». Исторический путь и духовная жизнь народов Азии. – Открытый мир Азия, 2008г.

В. Малеев «Стоп – кадр». 2007г.

В.Орсоев Земля Гэсэра». Издательство «Свят», 1995г.

В. Васнецов. Москва – Белый город, 2000г.

Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. «Нютаг», 1992г.

15. Русские народные сказки с рисунками И.А.Билибина.

16. История округа.

17. Материалы исследовательских работ, которые дети представляли на научно-практических конференциях,  педагогических чтениях и молодёжном форуме «Моё Прибайкалье»: Барташкин Дмитрий «Гэсэр - энциклопедия быта бурятского народа»,  Хубракова Мария «Бурятский костюм», Барташкин Дмитрий «Шаманизм», Баторов Николай «Юрта», Тукеева Анастасия «Русский костюм», Петрова Юлия «Подвиги Гэсэра», Шагдуева Мария «Бурятская свадьба», Хубракова Мария «Семейное воспитание», Тукеева Анастасия «Праздники. Делу время - потехе час», Тукеева Анастасия «Три девицы под окном…».

            18. Тугутов И.С. Бурятские народные игры. Улан-Удэ, 1994г.

            19.  www.nsu.ru/ip

www.buryitia.org.

 

Основная литература для учащихся:

1.    История округа.

            2.   Пеохон Петров «Гэсэр» перевод Преловского и Солоухина.

Папа Тушемилов «Гэсэр».

Материалы исследовательских работ, которые дети представляли на научно-практических конференциях,  педагогических чтениях и молодёжном форуме «Моё Прибайкалье»: Барташкин Дмитрий «Гэсэр - энциклопедия быта бурятского народа»,  Хубракова Мария «Бурятский костюм», Барташкин Дмитрий «Шаманизм», Баторов Николай «Юрта», Тукеева Анастасия «Русский костюм», Петрова Юлия «Подвиги Гэсэра», Шагдуева Мария «Бурятская свадьба», Хубракова Мария «Семейное воспитание», Тукеева Анастасия «Праздники. Делу время - потехе час», Тукеева Анастасия «Три девицы под окном…».

www.nsu.ru/ip

www.buryitia.org.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...

"Изучение истории и культуры родного края"

В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...

Тест по культуре родного края по теме "Язычество древних славян". 4 класс.

Проверочный тест по изученной теме "Язычество древних славян"...

Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»

laquo;Реализация регионального компонента  в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»

Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на ос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного края" 2023-24г

Рабочая программа по внеурочной деятельности Брянского края...