ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья по окружающему миру на тему

Галицына Людмила Валентиновна

 

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galicyna_lyudmila_valentinovna.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

                             

   Галицына Людмила Валентиновна

                    учитель начальных классов

      высшей категории

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС
«МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
МБОУ СОШ №74 г.о. Самара

         Современное образование в связи с изменяющимися общественными приоритетами изменило свою цель с простой передачи социального опыта от старшего поколения младшему на формирование всесторонне (гармонично) развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.  В тоже время с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности, ответственного за результаты своего труда.

К сожалению, прежние способы организации образования, опирающиеся на представление о единстве обучения и воспитания, оказались формальными. Обучение несло  «вооружение» знаниями, развивало познавательные способности по мере возможности, а воспитательные задачи ставились на второй план, решались обычно на уроках гуманитарного цикла. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный  потенциал в реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведения в начальной школе.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.  Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине.

        Как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!

В сентябре 2008 года нашей школой заключен договор с Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования о научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работе по реализации совместных образовательных и научно – исследовательских программ по теме: «Современная модель школьного краеведения как составная часть системы обучения и воспитания учащихся». Была утверждена программа экспериментальных исследований, согласно которой в 2008-2009 учебном году в начальных классах школы был введен пропедевтический курс «Мой родной край» (автор - учитель начальных классов Табачнова З.А.).

Данная программа прошла экспертизу в лаборатории координации экспериментальных исследований РАО и получила высокую оценку. В октябре 2009 года на базе школы прошел городской семинар учителей начальных классов, на котором был обобщен опыт работы школы по реализации программы «Мой родной край», а затем в апреле 2010 года – городской семинар по краеведению для заместителей директоров по ВР. Уже три года на базе школы проходит Всероссийский интернет семинар, на котором присутствуют учёные из Москвы.

    Образовательная программа «Мой родной край» в начальной школе призван зародить и развить у ребят зримый образ родного края как колыбели народов, создавших прекрасные образцы материальной и духовной

культуры. Программа содействует накоплению знаний о своей «малой» Родине, её истории, природе, хозяйстве, традициях и земляках.

        Материал  охватывает широкий курс вопросов: от изучения своей семьи и школы, знакомства с природой и экологией родного края до выработки начальных навыков наблюдения в природе, поисковой работы и сбора историко – краеведческого материала.         

        Младшие школьники под руководством педагога познают природные явления, былое и современность, непосредственно из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них.

        В основу программы положен

«принцип концентризма», когда материал изучается по темам – концентрам, своеобразным кругам знаний.

        Программа предусматривает следующие темы – концентры: «Моя семья», «Наша школа», «Наш микрорайон», «Природа и мы», «Туризм и элементы ориентирования».

Задачи курса

  1. Зародить у ребят интерес к познанию истории родного края;
  2. Сформировать у учащихся мотивацию к работе с историческими источниками;
  3. Совершенствовать формы работы  по патриотическому воспитанию учащихся.

Разделы курса:

  1. «Моя семья»
  2. «Наша школа»
  3. «Наш район»
  4. «Мой город»
  5. «Туризм и элементы   ориентирования»

Моя семья.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся интереса к истории и традициям своей семьи, как ячейки общества, хранительницы национальных традиций и духа народа.
  2. Формирование понятий – «Счастье семьи – это счастье и благополучие народа, общества и государства.
  1. Конкурс родословных  «История моей семьи в истории Отечества»
  2. Праздник «Бабушкин сундук»
  3. Посиделки «Листая страницы семейного альбома»
  4. Конкурсная программа «Как папа и старший брат»
  5. Семейный праздник «Мой дом – моя крепость»
  6. Встреча с интересными людьми «Мои бабушка и дедушка –  самые лучшие».

Моя школа.

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к поисково – исследовательской  деятельности.
  2. Формирование  у учащихся необходимых навыков работы  в музеях и архивах, умения систематизировать собранный краеведческий материал.
  3. Работа в школьном музее.
  4. Изучение школьной символики.
  5. Озеленение школы и кабинета
  6. Встречи с выпускниками и старшеклассниками школы.
  7. Конкурс стихов, сочинений, рисунков о школе

  1. Работа в школьном музее.
  2. Изучение школьной символики.
  3. Озеленение школы и кабинета
  4. Встречи с выпускниками и старшеклассниками школы.
  5. Конкурс стихов, сочинений, рисунков о школе.
  6. Мой  район.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся топонимических навыков, знакомства с историей,  культурой района, его природой и экологическим состоянием.
  2. Включение школьников в активную общественно – полезную деятельность на благо родного района.
  1. Социальный проект «Сделаем район наш краше»
  2. Экскурсии на предприятия Куйбышевского района
  3. Пешеходные экскурсии по району
  4. Праздники для жителей микрорайона
  5. Конкурс рисунков «Моя малая Родина»

Мой город.

Задачи:

  1. Формирование  и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота  Самары.
  2. Воспитание чувства ответственности за настоящее и будущее своего любимого города.
  1. Экскурсии в музеи, библиотеки  города
  2. Конкурс фотографий «Волжские мотивы»
  3. Конкурс рисунков «Мой город родной»
  4. Встречи с интересными людьми

Туризм и элементы  ориентирования.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся экскурсионных и экспедиционных  навыков  изучения краеведения.
  2. Формирование навыков умения ориентироваться  на местности.

Формы и режим занятий. 

Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю.

Формы и методы проведения занятий: 

беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Средства:

• программное обеспечение;

• посредством интернет технологий;

• посредством индивидуального обучения.

Методы контроля:

консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы:

предназначена для детей 6-11 лет, посещающих ОУ

Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения(1 час в неделю). 1 год обучения – 32часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения –34 часа;
4 год обучения – 34 часа.

Психологическая обоснованность введения данного курса

 - интеллектуальный возраст;

 - закладывается "глубокая" память, на основе непосредственно полученных от пережитого опыта эмоциональных впечатлений;

 - развиваются такие качества личности как последовательность, усидчивость.

«Мотивация

            «Информационные  источники»

«Историческая осведомленность»

ВЫВОД:

Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «Ученик – ученик».

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

                                 

                                       

                             Библиографический список

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М. : Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Сборник программно-методических материалов по краеведению: 3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. – Липецк: ИРО, 2007. – 210 с.
  6. Семенова Е.А. Краеведение в современной школе: учебно-методическое пособие / Е.А. Семенова. – Липецк: ЛИРО, 2008. – 98 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48с. – (Стандарты второго поколения).А.Е. Сейненский Родной край. Страницы истории. В помощь педагогу краеведу. (-М. 1994, с.8 – 10)