Учебный курс "История родного края"
рабочая программа (3 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Изучение курса "История родного края" даёт возможность обучающимся формировать представления о самобытности и значимости культуры родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_irk_3_klass.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс «История родного края»

Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования " и ООП НОО  МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ».

Согласно учебному плану школы учебный курс «История родного края» изучается в 3 классе 34 часа в год (1 час в неделю).

Используемый УМК

      1. Антропова Е. Б. От Холмогор до Колы 33 Николы / Елена Антропова; [худож. : В. Лукконен]. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера». – 136с.: ил. ISBN978-5-85879-821-7

2. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для

учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.

      3. Изучаем культуру родного края: сб.материалов / авт.-сост. Н.А. Подчередниченко, К. Е. Непомилуева.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2019.-94с.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

2) положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;

3) способность к самооценке;

4) осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

5)  устойчивый интерес к изучению истории своего края;

6) чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

7) осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края.

Метапредметные результаты отражают:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1)  умение находить необходимую информацию в различных источниках;

2) умение строить сообщения в устной форме;

3)  умение строить монологическое высказывание;

4)  владение диалогической формой коммуникации;

5) сотрудничество с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

         6)  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

         7)  умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;

         8)  умение распределять обязанности при работе в группе;

         9)  умение учитывать мнение партнёра;

         10)  аргументировано критиковать допущенные ошибки;

         11) обосновывать своё решение.

Предметные результаты отражают:

1) владение представлениями об истории родного края;

2) сформированность образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины;

3) владение умениями работать с картой Архангельской области;

4) владение умениями применять полученные знания для объяснения исторических событий, происходивших в родном краю;

5) владение умениями видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник научится:

- составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей;

- находить на карте Холмогорский район, Архангельскую область;

- определять на карте местонахождение городов Архангельской области;

- готовить сообщения о достопримечательностях родного края;

- называть имена выдающихся деятелей культуры родного края;

- узнавать памятники истории и культуры родного края;

- характеризовать основные этапы жизни великого учёного М. В. Ломоносова.

- приводить примеры животных и растений родного края.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать ценность семьи и родного дома;

- ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;

- анализировать влияние человека на природу родного края;

- овладеть начальными трудовыми умениями и навыками в области прикладного искусства Архангельского Севера;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны.

Содержание учебного курса

Р а з д е л I. Родной очаг

Введение. Что такое краеведение? Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознаёт себя.

Я и моя семья.  Восстановление культурно-исторических связей с малой родиной начинается с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Моя семья. Выполнение рисунка по теме «Моя семья». Построение монологического высказывания (рассказ по рисунку).

Друг, который не предаст! Беседа о тепле взаимоотношений в семье, в школе. Обо всём и всех, кто помогает, поддерживает, создаёт хорошее настроение. Воспитание доброты, любви к близким, к домашним питомцам, оказывающих на поддержку здоровья северян.

Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Рисунок дома, выполненный в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Традиционные заботы мужчин в русской северной семье. Жизнь предков, северных русских крестьян, была ритмичной. С каждым новым временем года менялись заботы и хлопоты семьи. Исторические факты о  традиционных семейных заботах мужчин русской северной семьи. Провести связь сохраняются ли сегодня традиционные семейные заботы мужчин русской северной семьи.

Наша школа. Рассказ – экскурсия. История нашей школы. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Наш посёлок. Рассказ – экскурсия.  Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Формирование  положительного отношения и интереса к изучению истории родного края. Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Р а з д е л II.  Край навеки наш родной

Мы живём на земле Ломоносова.  Основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина. Рассказ о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Гений земли русской. Временной период жизни; названия стран и отдельных городов, в которых учился М. В. Ломоносов.

Моя малая родина.  Формирование эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины.

Промыслы Архангельской области. Формирование у обучающихся представлений о промыслах Архангельской области (добыча соли, смолокурение, промысел слюды, ловля жемчуга, рыбный и звериный промыслы, изготовление щепных птиц, посуда из бересты, резьба по кости, глиняные игрушки, художественная роспись по дереву).

Рыбные промыслы Архангельского Севера. Русский Север с суровым климатом и тощей почвой, рассечённый реками и речушками, покрытый озёрами, находящийся близ моря, создал условия для развития рыболовства. Моря, реки и озёра, богатые сёмгой, стерлядью, треской, щукой, лещом и другими видами, не только снабжали жителей Севера рыбой, но и обеспечивали Центральные районы России.

Одежда жителей Севера. Пополнение знаний обучающихся об одежде людей, живущих на Севере. Практическое занятие: изготовление северного пояса.

Семь чудес Архангельской области.  Архангельская  область  -  уникальный северный  регион России со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и этнопсихологическими особенностями. Воспитание эмоционально-ценностного, бережного отношения к духовно-нравственной культуре, формирование и развитие патриотических чувств.

Р а з д е л III. Мой край на карте Родины

Карта Архангельской области.  Территория  и географическое положение области. Знакомство с картой области, границы, история образования.

Каргополь – древнейший город русского Севера.  Знакомство с достопримечательностями города. Каргополь – город-музей, в котором сохранились памятники культуры XV – XVIII веков.

Каргопольская глиняная игрушка. История каргопольской глиняной игрушки. Каргопольская игрушка – это история, жизнь и фантазия народа (Полкан – крестьянский богатырь – фантастический полуконь – получеловек).

Город Онега на реке Онеге. Происхождение названия города Онега. Герб Онеги. Онежский морской торговый порт. Онежские судостроители. Онежское Адмиралтейство.

Кий-остров. Кий – маленький островок с большой историей. Знакомство с легендой. Рассказ об онежских поморах.

Мезень. Происхождение названия города Мезени. Герб Мезени. Знаменитые крещенские ярмарки.

Мезенская роспись.  Достопримечательность Мезенского края – порода мезенских лошадок. Практическая работа: рисование лошадки – элемента традиционной мезенской росписи.

Город Пинега.  История происхождения города Пинеги. Герб города. Пинежские монастыри.

Пинежская земля богата талантами. Знакомство с жизнью и творчеством северного писателя Ф. А. Абрамова. Чтение произведений. Умение находить в тексте  изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о русском Севере. Знакомство со сказительницей М. Д. Кривополеновой.

Город Вельск. История происхождения города Вельска. Герб города. Исторические события.

         Смолокуренное производство.  Иметь представление о смолокуренном производстве. Что такое смольё? Чем смола от дёгтя отличается? Понятия: смольё (смоляки), смоляные ямы (смолокурки), майдан, печь – смолокурка.

Р а з д е л IV. Кладезь земли Архангельской

Пинежский заповедник.  Изучение природных особенностей Пинежского заповедника. Карстровые пещеры. Карстровая пещера «Голубинский провал» признана памятником природы. Формирование экологической культуры.

Пинежский заповедник.  Растения и животные Пинежского заповедника, занесённые в Красную книгу России. Растения и животные Пинежского заповедника, занесённые в Красную книгу Архангельской области. Формирование экологической культуры.

Разнообразие видов северных ягод. Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. Происхождение слова «ягода». Беседа о разнообразии северных ягод (морошка, черника, голубика, брусника). Использование ягод в быту. Целебные свойства ягод. Сбор ягод жителями Архангельской области. Способы хранения и переработки ягод местными жителями. Правила сбора ягод. Северные ягоды – щедрый подарок природы, «кладовая» витаминов, которые позволяют сохранить здоровье. Формирование экологической культуры. Чтение стихотворений и загадок о северных ягодах.

 Разнообразие видов северных ягод. Продолжение беседы о разнообразии северных ягод (морошка, черника, голубика, брусника). Использование ягод в быту. Целебные свойства ягод. Сбор ягод жителями Архангельской области. Способы хранения и переработки ягод местными жителями. Правила сбора ягод. Северные ягоды – щедрый подарок природы, «кладовая» витаминов, которые позволяют сохранить здоровье. Формирование экологической культуры. Чтение стихотворений и загадок о северных ягодах.

 Клюква – полезное растение Северного края. Расширение представлений  обучающихся о северной ягоде – клюкве. Особенности распространения клюквы. Сроки заготовки. Целебные свойства ягоды. Клюква – ценное лекарственное растение.  Использование клюквы в кулинарии.  Ягода богата витамином С, кладезь витаминов в зимнее время года. Клюква укрепляет и сохраняет здоровье человека.

Обобщение пройденного по разделу «Кладезь земли Архангельской». Обобщение пройденного по разделу «Кладезь земли Архангельской» в форме защиты проекта.

Урок-викторина. Обобщение  знаний о городе Архангельске и Архангельской области.

Урок обобщения по теме «История родного края». Ответы  на вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Родной очаг

8

2

Край навеки наш родной

7

3

Мой край на карте Родины

11

4

Кладезь земли Архангельской

8

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Учебный проект "Аптека родного края"

Примерная структура работы над презентацией проекта....

Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"

Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

Учебная программа по вариативному курсу "Родной край"

Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего тру...