Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рыжкова Елена Леонидовна

Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧУВАШСКО-БУРНАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬКЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Рассмотрено

На педагогическом совете

Протокол №

От ___августа 2021

                         Утверждаю:        

                 Директор МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

          ____________Н.В.Хвостов

    «____» _________20____

Дополнительная общеразвивающая программа

духовно-нравственной направленности

 «Культура родного края»

Возраст обучающихся: 7-10лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Рыжкова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

с. Чувашское Бурнаево 2021

Информационная карта образовательной программы

1

Образовательная организация

МБОУ"Чувашско-Бурнаевская СОШ" Алькеевского муниципального района РТ

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Культура родного края "

3

Направленность программы

Духовно-нравственная

4

Сведения о разработчиках

4.1

ФИО, должность

Рыжкова Е.Л. учитель начальных классов первой квалификационной категории

5

Сведения о программе

Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.

5.1

Срок реализации

1 год обучения

5.2

Возраст обучающихся

7-10 лет

5.3

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

-форма организации содержания и учебного процесса

модефицированная

дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающая

групповая

5.4

Цель программы

Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей.  Внимание обратить на  традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить  чувашскую  культуру  во  всем  ее  многообразии.

6

Формы и методы образовательной деятельности

Формы: учебное, практическое занятие, занятие презентация, самостоятельная работа, творческая

работа, выставка, открытое занятие.

Методы: словесные, практические, наглядные, контроль и самоконтроль, стимулирования и мотивации,

наблюдения..

7

Формы мониторинга результативности

Практическая работа, участие в конкурсах, школьного, муниципального, республиканского и др. уровней, творческий отчет, выступление на концертах.

8.

Результативность реализации программы

По окончании курса обучения, программа должна быть усвоена:

Сохранность контингента-100%

 Участие в конкурсах, фестивалях-

Наличие призеров и победителей в конкурсах:

- республиканский уровень-

- муниципальный уровень-

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

31.08.2021

10

Рецензенты

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по чувашскому языку «Культура родного края» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Программа относится к духовно-нравственному направлению и рассматривается как дополнительное пространство для самовыражения и самореализации учащихся, разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся как фундамента.

 В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста, а связь с музыкой повышает этот интерес, делая процесс обучения творческим и эмоциональным.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни.

Новизна программы: программа основана на взаимосвязи краеведения и музыкальной культуры.

1. Региональный компонент.

Региональный компонент направлен на решение задачи формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, её современной жизни. Данный компонент ориентирован, помочь детям лучше узнать свой край: его историю и обычаи, сформировать базовые знания по национальной литературе, культуре, фольклору, этнографии. Многосторонние знания о крае, где человек родился, живёт и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край.

2. Музыкальное искусство.

Музыка это удивительный мир, сотканный из тончайших человеческих эмоций, глубин души, того, что невозможно описать и выразить. Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида (исторических событий, картин природы) в преломлении национальных, народных корней композитора. Музыка обладает удивительным и неповторимым свойством воспитания нравственности души человека. Она помогает глубже понимать, любить, ценить прекрасное, позволяет быть чутким и развивает внутреннее чутьё видеть и слышать то, что другим недоступно. Музыка пробуждает в нас самые сокровенные желания, цели и мечты, помогает открыть лучшие качества нашей истинной природы: чистоту, искренность, честность, щедрость, смелость, доброту. Через неё мы обретаем себя, узнаём своё истинное «я»

Актуальность  программы:

        В настоящее время становится актуальной проблема формирования национального самосознания представителей любого народа. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальной  культуры становится достаточно актуальной. Решению этой проблемы и призваны содействовать учреждения дополнительного образования детей, которые посещают обучающиеся разных национальностей.

        Образовательная программа   ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной  культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Отличительные особенности программы «Культура родного края» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.

Тип программы – модифицированная, комбинированная составлена с учетом современных требований и с опорой на нормативные источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года».

4..Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5.Приказ МОиН РТ №1465/14 от 25 марта 2014г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуг по организации предоставления дополнительного образования детей  в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции.

6.Методические рекомендации по проектированию современных  дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ- МОиН РТ РЦВР РТ - Казань-2017г

   7.Устав, учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ».

Особенности возрастной группы детей. Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для учащихся младшего звена.

Цель программы: 

Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей.  Внимание обратить на  традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить  чувашскую  культуру  во  всем  ее  многообразии.

Задачи программы

Образовательные:

- дать первоначальное представление о народной чувашской культуре.

- изучить произведения устного народного творчества;

-познакомить с круглогодичным календарем путем постепенного сбора материала об обычаях, традициях и обрядах чувашского народа;

-изучить особенности развития науки, техники и культуры.

-обучить навыкам народного пения, элементам народного чувашского танца, игры.

Развивающие:

- создать условия для развития личности ребенка, развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- развивать навыки проведения игр с использованием национальных элементов;

- развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся;

- развивать эмоциональную культуру речи.

Воспитывающие:

- воспитать у детей любовь к малой Родине через изучение истории и культуры родного народа, живущих рядом, чувства уважения и почитания народных традиций;

- воспитать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, осознанности собственного «я» в коллективе путем приобщения детей к совместным формам выполнения заданий;

- вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность общественно-творческого процесса по возрождению народных традиций (изучение и изготовление изделий народного быта по музейным образцам);

- приобщить детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того, что культура чувашского народа – неотъемлемая часть мировой культуры.  

 Адресат программы - Занятия в объединении заинтересуют и увлекут ребят, с 7 -10 лет, своей необычностью, тем, что они смогут применять выдумку, фантазию, творчески общаться друг с другом.

При посещении объединения «Культура родного края» у детей будут развиваться творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

          Сроки и этапы реализации программы: программа рассчитана на 1 год (68 часов в год) для ее освоения

Формы и методы занятий

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями и уровнем начальных знаний, умений и навыков результативность в освоении изобразительных навыков может быть различной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю и  предусматривают лекции, практические, мастерские, концерты, музыкально-литературные композиции, выполнение самостоятельной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия длительностью 45 минут с 10-15 минутным перерывом.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения  курса «Культура родного края» учащимися будут достигнуты определенные результаты.

Метапредметные:

– овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– овладеть навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.

Личностные:

- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

– понимание учащимися национальной  культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание  эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное  отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.

Предметные:

В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:

– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;

– формирование представления о важнейших элементах материальной  и духовной культуры разных народов;

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и  интересах народов Республики Татарстан;

– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Республики Татарстан;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;

– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;

        – умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.

Формы подведения итогов реализации программы:

Виды аттестации

Формы оценки результативности

Срок проведения

Промежуточная аттестация

Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся, выполнение диагностических задач поискового характера .

Формы – выступление на концертах, открытые мероприятия для родителей и учителей.

Май 2022г.

Итоговая аттестация

Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе.

Формы –  показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы)

май 2022 г.

Содержание программы

История культуры чувашского народа (68ч)

Происхождение и расселение чувашского народа( 1 ч)

         Древняя история чувашей. Демографическая картина республики.

В некотором царстве...( 8ч)

Чувашские народные сказки. Главные герои народных сказок. Добро и зло, юмор и мораль в чувашских сказках. Жили-были…» (инсценирование сказок).

Простонародные обряды (9ч)

Летние обряды: «Çимĕк», «Уяв». Осенние обряды: «Авăн». Разучивание календарной фольклорной песни. «Нартукан». Особенности праздника «Крещение».

Не красна изба углами, а красна пирогами (2ч)

Пища наших предков. Кушанья, подаваемые на стол. Шăртан, тăвара (сырки). Рецепты их приготовления. Разнообразие видов и форм пирогов. Подача пирога к столу. Приготовление пирогов.

Народные посиделки (6ч)

«Улах»-древнейший праздник у чувашского народа. Игры: «Поясок», «Петух», «Орешки». Разучивание и исполнение песен «Айтар, херсем выляма», «Сар ача,сар ача».

Весенние хороводы (4ч)

Обычаи и традиции праздника «Уяв». Разучивание хороводных песен. Песня-игра «Сар автан», «Асаттесем-асатте». Аппликация  «Весенний хоровод».

Праздник Сретения Господня (встреча зимы с весною).

Обряды и традиции чувашского народа(8ч)

Разучивание игр и песен к Масленице. Изготовления куклы оберег из лоскутков ткани.

Традиции  празднования  Вербного воскресенья

 «Качака». Украшение веточек вербы с фантиками конфет.

Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи

Легенда о первом яичке из детской Библии. Традиционные пасхальные блюда.

Крашение и роспись  яиц.

Музыка моего народа(13ч)

 Роль музыки в жизни наших предков.  Жанры чувашских народных песен. Музыкальный фольклор Чувашей.  Разучивание песни.

Чувашские народные танцы (14ч)

Просмотр СD дисков. Разучивание  народного танца «Ахаяс». Разучивание и исполнение песни «Ахаяс».

Баюшки – баю, я вам песенки спою (2ч)

Обряды по случаю рождения ребенка (Ачана ят пани). Колыбельные песни. Пеленание кукол.

Ах, лето, лето (3ч)

Разучивание и исполнение песни «Ах-ха люли, люли». Игры «Лапталла», «Шур турильке».

Деревенские посиделки

Гости и гостеприимство. «Улах» - итоговое занятие.

Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Форма

аттестации/     контроля

Всего

Теория

Практика

Культуры родного края (68 ч)

1

«Происхождение и расселение чувашского народа»

1

1

-

Беседа,

практика

 опрос

2

В некотором царстве

6

3

3

Беседа

опрос

3

Простонародные обряды 

9

4

5

Беседа,

практика

опрос

4

Не красна изба углами, а красна пирогами

2

1

1

Беседа,

практика

опрос

5

Народные посиделки

6

2

4

Беседа,

практика

опрос

6

Весенние хороводы

4

-

4

Беседа,

практика

опрос

7

Обряды и традиции чувашского народа

8

-

8

Беседа,

практика

опрос

8

Музыка моего народа

13

-

13

Беседа,

практика

опрос

9

Чувашские народные танцы

14

-

14

Практика

опрос

10

Баюшки – баю, я вам песенки спою

2

-

2

Беседа,

практика

 опрос

11

Ах, лето, лето

2

-

2

Беседа,

практика

опрос

Итоговое занятие

Деревенские посиделки.

1

-

1

Беседа,

практика

Проверка ЗУН (уст. + практич.)

Итого:

68

11

57

Список использованной литературы

 для педагога:

1. Л.А. Харисова. Культура народов Татарстана. Казань: Магариф, 2005 г.

2. Г.Ф. Трофимов, Р.Н. Петрова. Чувашская детская литература. Хрестоматия, Чебоксары, 2001г.

  • 3. Г.В.Волков. Свет в родном окне. На чувашском языке. -Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 2007..

4. З.С. Антонова, Н.Н. Чернова, В.И. Игнатьева. Методические указания к учебнику 1 класса для русских школ. Чебоксары, 1994 г.

5. Л.П. Сергеев. Грамматические игры. Чебоксары, 1989 г.

6. Г.Н. Платонова, «Тетте» № 6 – 9, Чебоксары 2009 г.

7. С.И. Павлов. «Таван  Атал», № 1-3, Чебоксары, 2006 г.

8. Газета «Танташ», Чебоксары, 2009 г.

9. М.И. Скворцов. Культура чувашского края. Часть 1, Чебоксары, 1995 г.

10.  М.И. Скворцов. Русско-чувашский и чувашско-русский словарь. Чебоксары, 2000 г

Интернет-ресурсы:

1. http://www.lib.cap.ru – Чаваш Республики Наци Библиотеки

2. http://vcheboksari .ru – Патшалах символики

3. http://www.hotelcom.ru – Чаваш Республикин пала выранесем

4. http://www.opera-bollet.culture21.ru – Операпа балет  театре

5. http://www. Obrazov. Cap.ru – Чаваш  Республикин  Верену  тата  самраксен политикин  министерств

6. http://chrio.cap .ru – ЧР  Верену Институче

7. http://pedkanash.ru – Педканаш

8. http://www.tc-sfera.ru – Журналсем,  хасатсем, кенекесем

9. http://pupar .ru – «Хыпар»  издательство cурче

10. http://yumah.ru – Чаваш халах пултарулахе

11. http://www. Chuv06. narod.ru – Чавашла верентекенсен перремеш сайче

12. http://www.enc.cap.ru – Чаваш энциклопедийе. Интернет версии

для обучающихся и их родителей:

1. О.Н. Терентьева. Пословицы и поговорки. Чебоксары, 2007 г.

2. В. А. Минеева. Чувашское узорное ткачество. Книга-альбом. Чебоксары, 2008 г.

3. Г.А. Матвеева. Чувашские легенды и сказки. Чебоксары, 2009 г.

4.В.Д.Данилов, Б.И.Павлов .История Чувашии. Чуваш. кн. издательство. Чебоксары, 2003г.

5. А.А. Трофимов, Н.Ф. Угаслов, П.В. Афанасьев, А.Д. Ефимов. Чуваши Татарстана. Книга – альбом. Чебоксары, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"

Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Родничок»

Целый ряд факторов способствовал тому, что проживающие в сельской местности люди в настоящее время утратили те духовно-нравственные качества, которыми был силён русский человек: трудолюбие, крепкие се...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»

Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через пр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧИТАЙ-КА»

Дополнительная     общеразвивающая     программа     для     младших     школьников«Почитай-ка...

Дополнительная общеразвивающая программа Духовно-нравственной направленности «Дорога Жизни»

С самого раннего возраста мы должны готовить детей к восприятию и принятию духовного значения основных нравственных понятий....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....