Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»
статья на тему

Сураева Ирина Геннадьевна

Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

   В последнее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика.

        Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

        Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определенной суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений.

    Широкое внедрение инновационных технологий направлено на формирование современно образованного, нравственного, активного человека.

        Таким образом, информационная культура учащихся начальных классов психолго-педагогической поддержки– это неотъемлемая часть результата их образования.

     ИКТ являются мощнейшим стимулом для творчества умственно отсталых детей. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.       

      Поэтому нам, учителям-дефектологам приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Мной была выбрана программа для создания презентаций Power Point.

      Презентамция (от лат. praesentatio) — представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Презентация представляет собой сочетание изображения, звука, музыки, графики и т.д, которые организованы в единую среду удобную для восприятия информации.

      Почему я выбрала именно презентацию? Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания детей с интеллектуальной недостаточностью. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

         Главное в презентации это – тезисность для учителя и наглядность для ученика. В ней могут быть представлены самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, видеосюжеты т.д.

      Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, делает их более наглядными, мобильными и интересными. А самое главное позволяет привлечь к их организации большое количество учеников, их родителей.

    В своей работе использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации и  проекты.          

        Например, на уроках русского языка использую тренажёр «Грамотное письмо», где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Для учащихся 2-4 классов использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трёх вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения.

        На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

       На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Красота в музыке и живописи», «Русские писатели и поэты». Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками «Родные просторы», «Цветы весны», «По земле гуляет лето», «Зимние зарисовки» и многие другие.

     Мультимедийные презентации на уроках не только помогают в полной мере реализовать принцип наглядности, но и позволяет активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, а также реализовать принципы развивающего обучения, повышает объем выполняемой работы на уроке, расширяет возможность самостоятельной деятельности.   Не зря гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

    Вместе с тем, при подготовке к уроку, необходимо соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован. Презентация должна содержать материал, который может быть эффективно представлен учителем только с помощью ИКТ. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбирается соразмерный плотности текста. Слайды должны носить. Прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекает внимание младших школьников.

        Доказано, что развивающим и воспитывающим современное обучение может быть при максимальной активности учащихся, побуждаемой непосредственным влиянием педагога. Поэтому на любом уроке большое значение имеет умение учителя заинтересовать ребят предметом, нацелить их на развитие памяти, логического мышления. Речи, поощрять их заинтересованность и инициативность.

        Считаю, что  использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес умственно отсталых младших школьников, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению.

         Моя практика использования информационных технологий в школе психолого-педагогической поддержки показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

        Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

    Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно»…

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.

Литература 

  1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
  2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
  4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
  5. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
  6. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
  7. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
  8. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
  9. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
  10. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.

11.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе....

Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, ...

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...

Тема самообразования: «Возможности использования информационных технологий в начальной школе»

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...