Исследовательская работа
проект на тему

Иванова Елена Васильевна

 

В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации современного начального образования, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Развитие личности младшего школьника, его познавательной активности выходит на передний план. Формирование познавательного интереса у младших школьников, одним из приоритетов признается использование средств информационных технологий, в частности, внедрения компьютерных технологий во внеурочную деятельность современной школы. Это связано  с возможностью оптимизации процесса обучения. Одним  из наиболее новых и актуальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке может стать внедрение анимационных технологий (анимации) во внеурочную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_2014.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                    «Юськинская средняя общеобразовательная школа»                      

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Ивановой Елены Васильевны,

учителя начальных классов

Направление: ИКТ во внеурочной деятельности

Тема: анимационное творчество - средство формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

2013-2014 уч. год

Введение

В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации современного начального образования, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Развитие личности младшего школьника, его познавательной активности выходит на передний план. Формирование познавательного интереса у младших школьников, одним из приоритетов признается использование средств информационных технологий, в частности, внедрения компьютерных технологий во внеурочную деятельность современной школы. Это связано  с возможностью оптимизации процесса обучения. Одним  из наиболее новых и актуальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке может стать внедрение анимационных технологий (анимации) во внеурочную деятельность. 

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса.

Нестандартным подходом к формированию познавательного интереса детей младшего школьного возраста являются мультипликации или, как ее сейчас называют, - анимации. Термин "анимация" означает оживление. Это оживление и одушевление изготовленных из различных материалов игрушек, моделей и персонажей с использованием технологических операций и приемов.

Занятие анимацией - это процесс освоения новых технологий. Он имеет важное прикладное значение для развития ребенка, и как необходимая компетенция для психологически комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического подъема.  Анимационное  творчество позволяет развивать креативные способности детей.

Цель данной работы: формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности через анимационное творчество.

Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности школьников;

2. Создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, анимаций)

3. Создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук;

5. Развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

6. Освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

7. Воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Ожидаемые  результаты:

Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.

Способами проверки ожидаемых результатов является мониторинг по выявлению эффективности анимационного творчества на формирование познавательного интереса, создание анимационного фильма (мультфильма). 

Перспектива развития анимационного творчества очень велика, так как сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всё большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, всё больше и больше появляется людей, осознающих образовательные и просто коммуникационные возможности новых технологий и их большую доступность в создании мультфильмов.

Данная работа возможна для распространения в других образовательных учреждениях.

Особенности познавательного интереса детей младшего школьного возраста

 В настоящее время нововведения стали реальностью повседневной жизни современной школы. Основной задачей является решение не «заставлять выучить», а «помочь развиваться». Внедрение ИКТ даёт возможность преподавателям осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможности новых компьютерных технологий как средства обучения.

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентно способной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на уроках с применением ИКТ-технологий и выработку потребности и умения учиться.

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Машарова В.А., аспирант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в своей статье «Познавательный интерес школьников с позиции современности» отмечает, что «…Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся, - это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами обучения, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся и внутренние процессы школьников, побуждают их самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес. Образовательная функция обучения, используя интерес к учению, в прочном союзе объективной значимости знаний и активных процессов сознания учащихся приобретает значительно более высокий результат и приносит удовлетворение деятельностью и учителю и ученику…»

М.И. Лисина писала, что по мере развития детей влияние общения на познавательный интерес все больше опосредствуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые, в первую очередь, накладывают свой отпечаток контакты с другими людьми.

    Л.С. Выготский в лекции «Восприятие и его развитие в детском возрасте» писал: «…исследования показали, что на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой…», поэтому для ребят младшего школьного возраста занятия по анимации, в большей степени - работа с материалами, рисование, игры, а для ребят постарше уже уместно включение в занятия больше теории, анализа, и планирования работы. Создание анимационного фильма - это групповое, командное творчество. Общение в группе помогает ребенку социализироваться.

        Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". 

Ни для кого не секрет, что дети (да и многие взрослые) любят мультфильмы. Им нравится смотреть, как персонаж движется в кадре, говорит, поет, беседует со зрителем, - анимация всегда воспринимается как волшебство. Авторы этой статьи много лет работают в анимационной сфере, также являются руководителями детской анимационной студии и знают это по собственному опыту.

Анимационное творчество во внеурочной деятельности

ФГОС ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса. Поэтому, цель учителя начальных классов - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.

Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Использование возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа, презентаций, ресурсов Интернет способствует эстетическому воспитанию детей, развитию у них коммуникативных способностей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении внеклассных мероприятий по предмету усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия во внеклассном мероприятии содержательно общаться и соревноваться с ровесниками из школ других городов России способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.

Внеурочная работа в школе проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса.

Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Внеурочная деятельность с использованием  ИКТ обеспечивает широкую  творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный  эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха в современной начальной школе.

Нестандартным подходом к формированию познавательного интереса детей младшего школьного возраста являются мультипликации или, как ее сейчас называют, - анимации. Термин "анимация" означает оживление. Это оживление и одушевление изготовленных из различных материалов игрушек, моделей и персонажей с использованием технологических операций и приемов.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов, людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества - фильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации - актуальная проблема сегодняшнего дня. Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всё большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, всё больше и больше появляется людей, осознающих образовательные и просто коммуникационные возможности новых технологий и их большую доступность. И эти технологические изменения приводят постепенно к изменениям в самих наших представлениях о том, что такое грамотный человек. Понятие грамотности во всё большей степени включает в себя, кроме традиционных чтения и письма, ещё и умение набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, работать с электронными документами. Мультипликация, безусловно, один из активных элементов в этом ряду мультимедийных возможностей.

Занятие анимацией - это процесс освоения новых технологий. Он имеет важное прикладное значение для развития ребенка, и как необходимая компетенция для психологически комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического подъема.  Анимационное  творчество позволяет развивать креативные способности детей. Анимационное воспитание есть не только художественное воспитание, но и воспитание в ребенке визуальной системности мира и основ познания логики его существования, а также приобщение к культурным ценностям родной страны. Воспитательный компонент обучения складывается не только из способности ребят погрузиться в атмосферу творчества, свободы выбора, активизации фантазии, но и из способности организовать свое рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием анимационного фильма. В процессе обучения этому предмету происходит духовно-нравственное становление личности.

Для создания мультипликаций широко применяется технология Stop Motion.

Сейчас Stop Motion анимация одно из популярнейших направлений в изготовлении фильмов. Stop Motion  может вдохнуть жизнь в неподвижные предметы и сделать их поведение ненатуральным или не свойственным для них. 

Stop Motion – нехитрая, но весьма кропотливая технология анимации. Технологии stop-motion анимации уже более 110 лет. Но можно с уверенностью сказать, что сегодня она переживает свое второе рождение.

Это технология покадрового создания фильма и соединения их в единый видеоряд.  Stop Motion - анимация довольно широко используется для создания кукольных и пластилиновых мультфильмов, рекламных роликов. Это очень увлекательное занятие, способное зажечь  даже самых маленьких "мультипликаторов". Преимущество данной технологии еще и в том, что не потребуется какие-то особые навыки, владение какими-то программами; однако,   необходимым условием является усидчивость,  трудолюбие и масса свободного времени :)

Для создания мультфильма в стиле Stop Motion  потребуется фотоаппарат, штатив (или подручные средства, чтобы надежно закрепить фотоаппарат), осветительные приборы и программное средство для сборки фильма Windows Movie Maker, для этих подойдет и  программа для создания презентаций - PowerPoint).

После определения темы и сценария фильма, самое время подумать о материалах. Это может быть всё, что угодно: пластилин, песок, галька, соломинки, карандаши, краски, куклы и ... Можно  продолжать бесконечно.

Следующий этап - это создание персонажей (если одни изготовлены из пластилина, то можно сделать дубликаты, так как материал очень хрупкий и "героев" приходится постоянно поправлять, а иногда и заменять) и подготовка фона.

Когда "герои" готовы нужно подготовить сцену: расставить декорации, "поработать" со светом (т.е. постараться настроить свет так, чтобы не было теней), закрепить фотоаппарат и сделать несколько пробных кадров. После этого (важно!) просмотреть фотографии на компьютере на достаточность света, наличие теней; именно здесь можно увидеть как воспринимается картинка в целом (может быть фотоаппарат нужно установить чуть дальше или, наоборот, приблизить). 

После того, как все нужные настройки произведены можно приступать к съёмкам. Постараться за один раз сделать как можно больше кадров, ведь, чем больше будет кадров, тем плавнее будет переход между ними. К тому же нужно учесть, что часть кадров придется выбросить: в кадр попал  ненужный предмет или тень,  просто неудачный или сдвинули фотоаппарат.

И самый последний этап, но от этого ничуть ни менее  интересным, становится этап "сборки" фильма (монтаж в выбранной программе) и подборки звукового сопровождения (можно просто подобрать музыку, а можно записать голос).

И вот происходит настоящее чудо, кадры оживают. Один из мультфильмов сделанных учащимся 2 класса представлен в  Приложении №2.

Заключение

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентно способной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на уроках с применением ИКТ-технологий и выработку потребности и умения учиться.

Ни для кого не секрет, что дети (да и многие взрослые) любят мультфильмы. Им нравится смотреть, как персонаж движется в кадре, говорит, поет, беседует со зрителем, - анимация всегда воспринимается как волшебство.

Анимационное воспитание есть не только художественное воспитание, но и воспитание в ребенке визуальной системности мира и основ познания логики его существования, а также приобщение к культурным ценностям родной страны. Воспитательный компонент обучения складывается не только из способности ребят погрузиться в атмосферу творчества, свободы выбора, активизации фантазии, но и из способности организовать свое рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием анимационного фильма. В процессе обучения этому предмету происходит духовно-нравственное становление личности.

Список использованных источников

  1. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №3 3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.
  2. Безека С. В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. – Владимир, 2008.
  3. Вренёва Е. Мультимедийные технологии //Дошкольное воспитание. - № 12. - 2010.
  4. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. М.: Институт Практической Психологии, 1996.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М. Просвещение, 1991.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт Практической Психологии, 1997.
  7. Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности.
  8. Маров М.Н. 3 ds max Издательство: Питер 2006 г.   826 ст
  9. Усачев А. Сказочное воздухоплавание. М. Рипол. 2011.
  10. Чулкова А. В. Разработка инновационных образовательных проектов: уч. -метод. пособие. -Волгоград: Перемена, 2002.-88с.
  11. Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор. Клуб 36`6, 2007.
  12. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр «Академия», 2007.
  13. http://dia-creativ.moy.su/publ/52-1-0-1244
  14. http://www.kiberdog2006.narod.ru/kino/Rmult.html
  15. http://detkam.e-papa.ru/painting/
  16. http://www.sibmult.ru/mults/lessons/Glava3/Index13.php
  17. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa – Интерактивные формы организации учебного процесса.
  18. http://mamochki-detishki.ru/interaktivnye-igry-dlya-doshkolnikov/ – Интерактивные игры для дошкольников.
  19.  http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm
  20. http:// habrahabr.ru/blogs/subconsciousness/55138/.
  21. http:// www.adme.ru/kreativnyj-obzor/stop-motion-stoletnyaya-tehnologiya-v-novoj-reklame-22569/.
  22. http://www.streetstory.ru/news/true_colors_stop_moushen/2010-08-21-107/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...