Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Наварнова Ирина Аркадьевна

Урок- исследование слова "Мороз" с использованием групповых технологий.  Варианты: урок-исследования слов "вода", " солнце".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc41.5 КБ
Office spreadsheet icon kartochki_s_zadaniyami.xls74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Обобщение знаний по теме

 «Имя существительное».

Исследование слова «Мороз».

( с использованием поисково-исследовательских и групповых технологий)

Цель:

обобщение знаний учащихся об имени существительном, повторение грамматических признаков имени существительного, закрепление правописания падежных окончаний;

развитие логического мышления, речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе;

воспитание взаимоуважения, , инициативы и активности, привитие интереса к предмету, воспитание любви к родному краю.

Ход урока:

1. Психологический настрой

Прозвенел и смолк урок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь

Улыбнитесь мне, гостям
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.

2.Постановка целей и задач урока
- Отгадайте загадку: 
Давно живу я в мире этом, 
Даю названия предметам. 
- Правильно. Это имя существительное. 
3. Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. Мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование, а вы будете исследователями, работать мы будем в группах по 2-4 человека. Каждая группа получит карточку с заданиями. Предметом нашего исследования будет слово спрятанное в загадке:

Невидимкою зимою

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.  (МОРОЗ)

Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

Морфология                Синтаксис                Фразеология

МОРОЗ

Фонетика                Орфография                Лексика              Словообразование

3.Познавательный этап.

Деление класса на 7 групп, которые исследуют слово.

1 группа: Фонетика.

- Что изучает фонетика?

(Это наука о звуках, а звук  - это то, что мы слышим и произносим.)

- Какие звуки в слове не соответствуют написанию?

{А}, {C}.

- Какие трудности в связи с этим появляются?

(Как грамотно написать слово.)                        

Поможет нам следующий раздел.

2 группа: Орфография.

- Что изучает раздел орфография?

(Правильное грамотное написание слов.)

- Какие орфограммы есть в слове «Мороз»?

(Непроверяемый безударный гласный в первом слоге – О, парный согласный  З  в конце слова.)

Перед вами текст с пропущенными орфограммами.

Какое задание вы бы задали себе?  (вставить пропущенные буквы)

Со...нце землю греет слабо,

По н…чам  тр..щит мороз.

Во дв...ре у снежной бабы

П…белел м…рковный но… .

(Проверка написанного учениками.)  

3 группа: Лексика.

Вот мы нашли тесную связь между двумя разделами науки о языке: фонетикой и орфографией.

- Что изучает лексика?

(Значение слова, антонимы, синонимы, многозначность.)

- Как объясняет это слово С. И. Ожегов?

- Как объясняет это слово В. И. Даль?

- Есть ли синонимы, антонимы у этого слова?

- Посмотрите на ряд слов: мороз, мороза, морозом, морозец, о морозе. Какое слово лишнее? Докажите.

(Слово морозец – это не форма слова мороз, а однокоренное  слово.)

4.Физкультминутка

 На дворе у нас мороз.                          Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    
топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       
Дети поднимают руки над головой и делают 
Как на сказочной картинке.                    
хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     
Дети садятся на свои места.

4 группа: Словообразование.

- Какие части слова участвуют в образовании новых однокоренных слов?

(Приставки и суффиксы.)

- Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление.

(Словообразование.)

- Найдите  в словаре строения слов однокоренные слова к слову «Мороз».

- Придумайте однокоренные слова.

5 группа: Морфология.

- Что исследует морфология?

(Слово как часть речи.)

- Какой частью речи является слово мороз?

(Имя существительное, вопрос: что?, явление природы.)

- Произвести морфологический разбор-исследование.

6 группа: Синтаксис.

     - Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение?

     - Придумайте словосочетание со словом «Мороз».

- Составьте предложение из этих словосочетаний.

Ребята я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались, помогите мне составить предложение.

На морозе сверкает серебристый гладкий лёд.

 (Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания, в слове «на морозе» определить род, склонение, падеж.)

7 группа: Фразеология.

- Что изучает фразеология?

(Устойчивые словосочетания «фразеологические обороты», «крылатые» слова.)

- Что обозначает выражение: «мороз по коже»?

Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова.

- Какие вы подготовили пословицы и поговорки со словом «мороз»?  

- Какие загадки?

Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представлялся живым человеком, и сказки о нём слагали. («Мороз Иванович», «Два Мороза».)

Поэты тоже посвящали стихи морозу и зиме. Какие стихи вы выучили?

   

5.Итоговый этап урока.

- Чему учились на уроке?

- Какие разделы науки о русском языке вы знаете?

- Что вы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

Урок русского языка по теме: Обобщение об именах существительных 2 класс

Методическая разработкаПрезентацияКарточки индивидуальныеКарточки для учащихся с ЗПР...

презентация по теме "Обобщение о падежах существительных" 3 класс УМК "Школа России"

презентация к уроку русского языка по теме " Обобщение о падежах имени существительного" + тренажёры для глаз...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 2 класс

Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развитие  умений распознавать в речи имена существительные,  классифицировать одушевленные и ...

Конспект урока. Обобщение об имени существительном.3 класс

На уроке используются приемы критического мышления....