Русский язык 4 класс Тема: «Обобщение об имени существительном».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сафонова Наталья Александровна

Открытый урок в  4  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch_4_klass_inter_doska.rar274.06 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык       4 класс

Тема: «Обобщение об имени существительном».

Сафонова Н.А.

Цели и задачи:

- обобщить знание об имени существительном;

- закреплять умение проверять слова с безударными гласными, непроизносимыми согласными;

- закреплять слого-звуковую структуру слова;

- закреплять знание словарных слов;

- осваивать умение определять степень успешности выполнения своей работы;

- осваивать умение работать в группе;

- развивать умение отбирать необходимый материал для решения учебной задачи;

- развивать умение пользоваться словариком;

- познакомить с историей возникновения праздника День Матери;

- развивать память, речь, внимание, творческое мышление;

- способствовать сохранению здоровья учащихся;

- воспитывать умение сосредоточиться, работать самостоятельно, интерес к предмету, любовь к матери.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация  знаний. Словарная работа.

 

Игра «Глаз - фотограф»: слово показывается 2-3 секунды, а затем записывается на память.

Записать слова в два столбика. Первый столбик – ту часть речи, которую мы сейчас изучаем.

Адрес, восемь, билет, вагон, двадцать, аллея, двенадцать, беседа, жилище, железо, богатство.

Вставить пропущенные буквы на интерактивной доске.

Взаимопроверка.

       - Какие слова записали в первый, во второй столбик? Что это за слова?

Какова же тема урока?

Сегодня на уроке мы должны составить блок-схему по имени существительному

/Схема закрыта./

ЛОГОПЕД

Б) Игра «Составь слово»

С завязанными глазами составить слово из пластмассовых (или вырезанных из картона) букв.

Чувство, подарок, забота, любовь, праздник, воскресенье, радость, внимание, ласка.

Какие слова вам встретились?

Когда у человека возникает хорошее настроение?

Какой скоро праздник? (День Матери)

Кому можно посвятить эти слова?

  1. Обобщение ранее изученного материала.

А) Род

Попробуем начать заполнять блок-схему.

Какие постоянные морфологические признаки имени существительного вы знаете? (род, склонение)

Запишите слова, которые вы составляли  из пластмассовых букв в тетради, в три столбика по родам.

Женский                                   Мужской                                       Средний

забота                                       подарок                                          чувство

любовь                                     праздник                                        воскресенье

радость                                                                                             внимание

ласка

Проверка на интерактивной доске.

Для чего мы учимся делить слова по родам? /определять склонение/

Б) Склонение

Вспомните таблицу склонений.

Подпишите склонение рядом со словами на интерактивной доске.

Мы заполнили блок-схему по постоянным морфологическим признакам имени существительного

В) Число

Логопед

Какие непостоянные морфологические признаки имени существительного вы знаете? (число, падеж)

Число имени существительного нам поможет повторить игра «Скажи наоборот»

Все садятся в круг, ведущий кидает мяч и называет имя существительное, дети должны поймать мяч и назвать тоже слово, только стоящее в другом числе.

Г) Падеж

Какой непостоянный морфологический признак имени существительного мы еще не повторили? (падеж)

Повторить падежи вы сможете, пользуясь  ПОМОГАЙ-КОЙ

Детям раздаются карточки:

ный, да, тель___________________

ни, ви, ный, тель _______________

ро, тель, ди, ный________________

ме, и, ни, тель, ный______________

ри, тво, ный, тель_______________

лож, ный, пред_________________

Подпишите падежи на интерактивной доске.

Игра -физминутка «Найди пару» Повторяют падежи.

Мы с вами собрали всю блок-схему!

Д) Работа с текстом в группах

Учитель:

 Мама! – какое родное, сердечное слово. Недаром же на всех языках оно звучит одинаково:

- мама, мути, мутер, мазе…

Это день, когда поздравляют матерей, дарят цветы и улыбки, выражают свою любовь и уважение все: и малые дети, и те, кто стали взрослыми, возможно, уже и сами имеют детей.

ЛОГОПЕД:        Разбейтесь на две группы, и я предлагаю прочитать вам очень интересный текст.

Текст на столах и интерактивной доске:

«______________ был введен первым ____________ Российской ___________ Б. Н. ____________ 30 ____________ 1998 г.

Но ____________  ____   ________________ уходит своими _____________ в _______   _______.

В 1907 ____ __________ _____ ________ выступила с _________________ праздновать _____ _________ в _______ о своей _____. ____ написала ___________ ________________ и разным знаменитым ________ с ________________ один _____ в _____ посвятить всем ________.

А в 1914 _____ _____ США ______________ объявил второе ____________ _____ официальным __________в _____ всех американских __________.

Вслед за США второе ____________ объявили ___________ 23 ________, а еще более 30 отмечают __________ в другие _______.»

Что произошло?

Пропали имена существительные. Текст нам понятен?

Пробуют вставить пропущенные слова на интерактивной доске.

Хорошо, я верну имена существительные.

Новый текст на интерактивной доске:

«Праздник День Мать был введен первым президент Российской Федерация Б. Н. Ельцин 30 январь 1998 г.

Но празднование День Мать уходит своими корень в глубина век.

В 1907 год американка Анна Джарвис выступила с предложение праздновать День Мать в память о своей мама. Анна написала письмо президент Америка и разным знаменитым люди с предложение один день в год посвятить всем мать.

А в 1914 год президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье май официальным праздник в честь всех американских мать.

Вслед за США второе воскресенье май объявили праздник 23 страна, а еще более 30 отмечают праздник в другие день.»

А теперь что не так?

Измените слова по падежам и исправьте тест:

«Праздник День Матери был введен первым президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным 30 января 1998 г.

Но празднование Дня Матери уходит своими корнями далеко в прошлое.

В 1907 году американка Анна Джарвис выступила с предложением праздновать День Матери в память о своей маме. Анна написала письмо президенту Америки и разным знаменитым людям с предложением один день в году посвятить всем матерям.

А в 1914 году президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая официальным праздником в честь всех американских матерей.

Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны, а еще более 30 отмечают праздник в другие дни.»

О чем вы уже знали? А что выяснили нового?

Мы заполнили всю таблицу!

5) Воспроизведение материала

Праздник День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. И хотя этот праздник отмечается всего девять лет, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.

День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и будущих мам, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы прекрасного пола.

А)  Воспроизведение блок-схемы

Б) Написание добрых слов для мамы.(карточки на столах)

Эта работа поможет нам не только написать для мамы добрые слова, поднять всем настроение, но и повторить структуру слова.

(до, гая, ро)  (моч, ма, ка).

Я (бя, те)  (ч,о,ь,е,н) (лю, люб).

(ы,т)  у (ня, ме)  (я,ма,са)  

(я, кра, ва, си) и (бра, до, я) .

(Т,о,й,в)  (нок,сы).

6) Итог урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились?

Что запомнили?        

ЛОГОПЕД:

Работа в парах.

Соберите сами на столах блок-схему

Когда было трудно?

 Какая работа вас увлекла?

7) Домашнее задание (на выбор)

1) упр. учебника

2) Написать мини-сочинение  (из 4 - 7 предложений) о маме.

3) Выбрать из словарика три существительных разного рода и просклонять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных" 2 класс

Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных. Закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе; Способствовать развитию орфографической зоркости, о...

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...

Презентация по русскому языку на тему "Род имен существительных"

Данная презентация может использоваться на обобщающем уроке по теме "Имя существительное". Подобранные задания способствуют закреплению умений распознавать род имен существительных....

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...