Программа внеурочной деятельности по фольклору
рабочая программа ( класс) на тему

Петровская Ирина Васильевна

Программа и календарно-тематический план по изучению русского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyat-sti_petrovskaya_i.v.doc593 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ,УЛ. НОВАЯ, 3А , ТЕЛ.(34675) 2-45-62

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности обучающихся

духовно-нравственного направления

Фольклорная студия «Ладушки»

Срок реализации – 4 года

Возрастная категория – 1-4 класс

     Педагог дополнительного образования

       Петровская Ирина Васильевна

Югорск, 2013

Пояснительная записка.

Фольклор - это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его

вековой жизненный опыт и знания. Искусство фольклора уникально: оно

рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Его можно

назвать источником и фундаментом национальной культуры, народной

мудрости и духовного богатства.

   Современная педагогика одной из основных задач в области образования и

воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к

народным традициям, национальной творческой культуре, главным образом,

к фольклору. Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего

детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка,

формируются речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности.

     Опыт педагогической деятельности в данном направлении показывает, что

фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее

потенциальных способностей, инициативы.

    Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, так

как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического,

нравственного, патриотического.

Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной

жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических,

нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта,

накопленного за время исторического развития русским народом,

подрастающему поколению. В таких условиях образовательная система,

понимаемая не узковедомственно, а как система интеграции, как

взаимосвязанная иерархическая цепочка дошкольных, школьных и

внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые

функции - передача культурного наследия от поколения к поколению. При

этом необходимо отчетливо осознавать: не культура является частью

образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за

передачу исторического и социокультурного наследия народа от поколения к

поколению.

Ценностная  ориентация человека неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Дополнительная общеразвивающая программа по фольклору реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народа, приобщения обучающихся к культурным и нравственным ценностям, создания необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечения в активную деятельность.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению организовать свое свободное время.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к родной культуре и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням;  

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России через познание  культуры народов, населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

 Цель и задачи программы: 

Цель: 

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского,  музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.

Описание ценностных ориентиров содержания программы:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 

Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 

Ценность свободыкак свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

Ценность искусства и литературы -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 14 лет и составлена в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;

        -Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3 «Об                     образовании»

  • Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251 - 03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
  • Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 - 1844);
  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 11 ноября 2005 № 107 - «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре»;
  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;
  • Нормативными правовыми документами федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующими профилактику экстремизма, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности.

Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:

  • А. В. Хуторский (основы компетентностного и личностно-оринтированного подхода в обучении; создание индивидуальной образовательной траектории обучающихся);
  • В. А. Сластенин (формирование социальной активности младшего школьника);
  • И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, Ю. А. Конаржевский (общепедагогические технологии подготовки к занятию, рекомендации по анализу занятий);
  • В. И. Андреев (взаимодействие воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека).

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности. 

Программа позволяет развивать обучающихся в следующих универсальных учебных действиях:

Личностных - направлены на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, а также освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, формирование знаний о собственном здоровье, экологической культуре, об основах безопасности жизнедеятельности обучающихся.  

Регулятивных - способствуют развитию действий, обеспечивающих организацию собственной образовательной деятельности через способность:

- постановки цели с учетом уже изученного материала;

- планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный результат;

- прогнозирования с учетом индивидуальных образовательных и физиологических возможностей;

- коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных целей и запланированных результатов;

- оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.

Познавательных - представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают элементы логической, методологической, проектной деятельности в области мультипликации и художественной деятельности. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативных - формируются как в процессе образовательного процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся  направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно-воспитательного процесса, как в основной школе, так и в дополнительном образовании.

Предполагаемые результаты  реализации программы:

Первый год обучения: формируется интерес к изучению фольклора на

основе близких и понятных детям материалов народного творчества

потешного фольклора.   Развивается умение петь в унисон, так как

детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется

полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние

голосов.

Второй год обучения: Развивается речевая интонация, навыки

выразительного интонирования. В центре внимания элементы

драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания»

простейших композиций из песен. Развивается коллективные и

индивидуальные формы исполнения, расширяется голосовой диапазон

вверх и вниз.

Третий год обучения - расширяется круг знаний о календарных обрядах и

 песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой в

программе являются обрядовые и игровые песни. Активизируется

коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается

подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению.

Четвертый год обучения - дается общее понятие о «народной

педагогике», об отражении в песенном фольклоре всех сторон народного

бытия. Инновационная деятельность заключается в введении в

содержание программы семейных обрядов. В центре внимания –

поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность

художественных образов. У детей закрепляются навыки кантиленного

пения и цепного дыхания, совершенствуются коллективные и

индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности.

Формой подведения итогов считать:

выступление на праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,инсценировании сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве).

Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля за результатами образования.    Предполагаемые результаты обучения - успехи, достигнутые обучающимися.  Дополнительные показатели – результаты участия детей в различных концертах, конкурсах, фестивалях.

Этапы реализации программы:

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Ладушки» можно условно разделить на три этапа, каждый из которых последовательно дополняет друг друга.

Подготовительный – этап «вхождения» в народное искусство, первого теоретического и  практического знакомства с ним. На этом этапе формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный ансамбль – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов.

Основной – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Основательно и углублённо изучается манера народного исполнения:

         -  изучаются диалектные особенности исполнения, единая     манера звукообразования у детей,  

         -      мягкая атака звука как основной прием «вхождения» в звук,

         -      ровное, не обрывистое звуковедение.

На основном этапе обучения даются уроки народной хореографии, при глубоком изучении которых, ребята смогут ставить различные несложные «разводки», подстановки для хороводных и плясовых песен. Так же прививаются навыки сценического мастерства. Большое внимание на основном этапе уделяется артикуляции, т.е. разучиваются скороговорки, выполняются различные  артикуляционные упражнения.

Завершающий -  совершенствуются  вокально-хоровые навыки как в ансамбле, так и индивидуально. Прививается стойкий интерес к устному и песенному творчеству, повышается общий уровень культурного развития в целом. Итогом завершающего этапа является участие в концертной деятельности  на разных уровнях.

Особенности возрастной группы

Дополнительная общеразвивающая программа по усвоению русского песенного фольклора рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 7 до 11 лет.

        

Творческое объединение «Ладушки» имеет постоянный состав и делится на младший и старший ансамбли, для более лучшего результата младший и старший ансамбль могут объединяться в общий.

Набор детей в ансамбль проходит без какого-либо специального отбора  и осуществляется в начале учебного года по желанию ребенка и личному заявлению родителей. Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не только первого и второго этапов, но и даже третьего этапа обучения, в зависимости от способностей ребенка.

Обучение  в творческом объединении «Ладушки» проводится по трем направлениям:   - музыкальный фольклор

   - народная хореография

   - игра на народных инструментах

Сочетание этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах творческой деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывая музыку, слово и движение, позволяющее комплексно подойти к проблеме освоения различных видов народного музыкального творчества ребенком.

Количество воспитанников по годам обучения представлено в таблице 1

Таблица 1

Год обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

Возрастная группа

6-7 лет

8-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Количество воспитанников

10-16 чел.

10-14 чел.

10-12 чел.

6-10 чел.

Количество групп

2

2

2

1

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 15 минутным перерывом на перемену; индивидуальные – 1 раз в неделю по 45 минут.

Занятия  ведутся как на базе центра, так и в школах города (по согласованию) в специально отведённых и оборудованных помещениях.

Программой предусмотрены индивидуальные занятия для обучающихся, которым требуются дополнительные часы для освоения той или иной темы:

- для 1 года обучения – работа над развитием и координацией голоса и слуха;

- для 2 – 4 годов обучения - ведется работа над качеством исполнения.

В данной программе выделяются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие скрытый музыкально-фольклорный потенциал – творческие склонности и интересы. Для таких обучающихся подбирается отдельный более сложный репертуар в плане вокала, эмоциональной отзывчивости, хореографии.

Занятия в объединении проходят по следующему режиму (таблица 2).

Таблица 2

Год обучения

Количество часов

1год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Индивидуальное обучение

В неделю

2 часа

2 часа

4 часа

4 часа

6 часов

В год

68 часов

68 часов

136 часов

136 часов

204 часа

Общее количество часов: 612

Содержание программы:

 « Детский музыкальный фольклор».

ТЕМА 1. « Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о

животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в

повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса

его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над

точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без

него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении,

умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. « Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно -попевочного

словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии.

Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в

умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного

напевного пения.

ТЕМА 3. « Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности.

Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового

аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных

фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и

исполнительским возможностям детей.

 « Народные песни».

ТЕМА 1. « Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике

и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в

пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и

ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных

фразах.

ТЕМА 2. « Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями

свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным

домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной

отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение

выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их

роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения

различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном

содержании песни.

ТЕМА 3 « Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно –

мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести

мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка

дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации,

исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением

слов. Учить контролировать слухом качество пения.

 « Игровой фольклор».

Тема 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка

навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. « Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с

характером музыки, передавать в движении содержание текста песен.

 Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить

детей к умению выразительно передавать игровой образ.

 « Хоровод».

Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический

(разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной

передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с

пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей

хоровода.

 « Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. « Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство  с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов  деятельности

1 год обучения

п/п

Тема      занятия

Основной вид

деятельности

1

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация.

2

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация

3.

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация

4

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических  сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация

5

Отражение в музыкального звуках явлений природы, настроений, чувств и характера  человека.

Звукоимитация. Исполнение попевок.

Сочинение попевок.

6

Отечественные народные    музыкальные традиции, праздники и обряды. Постановка мини-сцен «Осенины», «Праздник урожая»

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

7

Отечественные народные    музыкальные  традиции, праздники и обряды. Постановка мини-сцен «Осенины», «Праздник урожая»

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

8.

Отечественные народные    музыкальные  традиции, праздники и обряды. Постановка мини-сцен «Осенины», «Праздник урожая»

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

9.

Отечественные народные    музыкальные  традиции, праздники и обряды.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

10.

Народная песня. Её разновидности. Колыбельная.

Слушание, разучивание, исполнение в движении.

11

Русский народный танец «Я у матушки жила» (Хоровод).

Слушание, разучивание, исполнение в движении

12

Русский народный танец

«Я у матушки жила» (Хоровод).

Слушание, разучивание, исполнение в движении

13

Частушки. Частушки-нескладушки.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

14

Частушки. Частушки-нескладушки

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

15

Ждём гостей: фольклорное объединение «Горница». Готовимся к совместному концерту.

Игры, подпевание,

танцы, импровизация, беседа.

16

Русская народная  песня «Я на горку шла», «Как на нашей на сторонке».

Прослушивание песен в исполнении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков.

17

Русская народная песня «Я на горку шла», «Как на нашей на сторонке».

Прослушивание песен в исполнении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков.

18

Рождественские колядки. РНП «А я по лугу».

Слушание и разучивание колядок и попевок. Инсценировка.

19

«Масленица пришла». Готовимся к концерту.

Слушание и разучивание масленичных песен, игры, инсценировки.

20

Весенние заклички, попевки, хороводы. («Веснянка», «Солнышко», «Раз-два люблю тебя»).

Танцы, дирижирование, пение, разучивание произведений.

21

Русские народные инструменты.

В гости на концерт (Фольклорное Объединение «Горница»). Вместе

готовим праздник.

Приобретение первых

навыков игры на шумовых народных инструментах,

танцы, игры,

подпевание, импровизация

22

Русские народные инструменты.

В гости на концерт (Фольклорное Объединение «Горница»). Вместе

готовим праздник.

Приобретение первых

навыков игры на шумовых народных инструментах,

танцы, игры,

подпевание, импровизация

23

Русские народные инструменты.

В гости на концерт (Фольклорное Объединение «Горница»). Вместе

готовим праздник.

Приобретение первых

навыков игры на шумовых народных инструментах,

танцы, игры,

подпевание, импровизация

24

Вместе сочиняем частушки.

Игры, танцы, сочинение «современных» частушек.

25

Вместе сочиняем частушки.

Игры, танцы, сочинение «современных» частушек

26

Шуточная музыкальная композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками.

Слушание музыки, разучивание песни

«На улице дождик».

Игра на народных инструментах, инcценирование

27

Шуточная музыкальная  композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками.

Слушание музыки, разучивание песни

«На улице дождик»,

игра на народных инструментах, инcценирование.

28

Шуточная музыкальная композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками.

Разучивание песни

«Матушка»,  игра на народных инструментах, инcценирование.

29

Шуточная музыкальная композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками.

 Разучивание песни

«Как хотела меня мать…». Игра на народных инструментах,  инcценирование.

30

Шуточная музыкальная композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками

Разучивание песни

«Как хотела меня мать…», игра на народных инструментах, инcценирование

31

Шуточная музыкальная композиция-кол-

лаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно со старшими школьниками

Разучивание песни

«Ой, мамочка!»,

игра на народных инструментах, инcценирование.

32

Шуточная музыкальная композиция - коллаж  «Сосватали» на темы РНП. Подготовка к отчётному концерту совместно

со старшими школьниками

Разучивание песни

«Ой, мамочка!»,

игра на народных инструментах, инcценирование.

33

ОТЧЁТНЫЙ КОНЦЕРТ

2 год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Основной вид деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  • Место музыкального фольклора в современном мире.
  • Вспоминаем «первые шаги»: успехи и неудачи первого года обучения

Арина-птичница.

- «Ай вы, пташечки»,

- «Осень - щедрица»,

- «Осень – непогодушка»,

- «Что ты, осень, задержалась»

Беседы, игры-диалоги, слушание и исполнение песен в ансамбле с учителем полюбившихся народных песен, просмотр DVD

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

8.

9.

10.

11.

12.

13.

  • Подготовка к «Дню матери» совместно  с фольклорным коллективом «Настроение».
  • Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа «Сосватали…» на темы русских народных песен:

- «На улице дождик»,

- «Матушка»,

- «Как хотела меня мать…»,

- «Ой, мамочка!»

Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов

14.

15.

16.

«Рождество твое, Христе Боже наш»:

- «Щедрик – щедрик»,

- «Коляда, коляда, открывай ворота!»

Разучивание колядок, попевок. Исполнение, инсценирование, игра на простейших народных инструментах

17.

«Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины

Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья

18.

19.

Песни исторические и революционные:

- «Эх ты, доля …»,

- «Солнце всходит и заходит»,

- «По пыльной дороге»

Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала

22.

23.

24.

25.

Песни лирические и свадебные:

- «Посадила черёмушку»,

- «Отъезжает милый, спокидает»

- «Земляниченька»

Слушание музыки, разучивание отрывков из песен, подготовка мини-спектакля по обрядам РНП. Изготовление костюмов для спектакля

26.

27.

28.

29.

Шуточные, игровые частушки:

- «Шёл дорожкой лессовой»,

- «На горе, горе…»,

- «Сормовские частушки»

Танцы, игры, импровизация, разучивание нового материала, совершенствование игры на шумовых народных инструментах

30.

Сатирические частушки времен ВОВ

Слушание музыки, обсуждение, разучивание отдельных куплетов, инсценирование

31.

32.

33.

Сатирические частушки времен ВОВ. Готовимся к концерту, посвященному «Дню Победы»

Разучивание, инсценирование, игры - музыкальные диалоги. Игра на народных инструментах в ансамбле с учителем

Подведение итогов. Подготовка к отчетному концерту

Репетиции (в ансамбле с учителем), инсценирование, игра на народных инструментах

3 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Основной вид деятельности

1.

2.

Народный календарь: осенние праздники, обычаи, обряды. Мини-сценки «Таны - баны», «Ехала белка», «Осень – перемен восемь»

Разучивание закличек, попевок, частушек, хороводных песен, разыгрывание мини-сценок

3.

4.

5.

6.

Народный календарь: «Осенины».

Постановка «Шуточная свадьба Петрушки»

Конец сбора урожая

Игры «Летел воробей», «Утка»

Музыкально-фольклорные игры, театрализованная постановка, игра на шумовых народных инструментах

7.

8.

9.

10.

Праздник «Воздвижение» (Капустинские посиделки)

Музыкально-фольклорные игры «Огородник», «Мухи»

Музыкальный фольклор: скоморошина «Комара женить будем». Знакомство с новым фольклорным жанром

Попевка «Гагара да кулик»

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок.

11.

12.

Музыкальный фольклор: попевка «Девоньки», «Ноябрь-сентябрь внук октябрев сын, зиме – родной батюшка».

 «Кумушка – зима», «Холод – холодок»

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок.

13.

14.

15.

16.

Музыкальный фольклор: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Народный календарь «Рождество Христово»

Народный календарь «Крещение Господне»

Попевки «Зимушка-зима», «Зимушка-вьюжница»

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок.

17.

18.

19.

Народный календарь

Музыкальный фольклор: заклички «Весна, весна, на чём пришла?» «Земелюшка – чернозём», «Лён-зеленой»

Частушки

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок.

20.

21.

22.

Ярёмины игры

Красная горка

Театрализованное представление «Приди, весна красная!»

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок.

23.

24.

25.

26.

Народный календарь: весенние праздники, народные обычаи, обряды

Музыкальный фольклор: «Жаворонушки», «Пчёлы и ласточки»

Музыкальные игры «Карусель», «Маки-маковочки»

Театрализованное представление «Весенние посиделки»

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок. Игра на шумовых народных инструментах в ансамбле с учителем

27.

28.

29.

30.

31.

Народный календарь: Пасха, Троица

Музыкальный фольклор «Веснянка»

Театрализованное представление «Пасхальные чудеса»

Песни «Березонька», На горе-то калина»

Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов, закличек

Инсценирование, театрализация, игры в движении, танцы, разучивание новых попевок. Игра на шумовых народных инструментах в ансамбле с учителем

Слушание и исполнение любимых произведений музыкального фольклора

4 год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Основной вид деятельности

1.

2.

Музыкальный фольклор рассказывает обо всём: лирические, игровые, шуточные, обрядовые, исторические и другие песни).

«Эх ты, доля», «По пыльной дороге», «Не будите меня, молоду»

Беседы, конкурсы на лучшее исполнение народных песен, игры, хороводы. Сочинение попевок или частушек на тему «Отзвенело лето красное – осень на пороге»

Слушание и разучивание народных песен

3.

4.

Мир русской песни и частушки

Музыкальный фольклор народов ближнего зарубежья:

- «Береза, береза» (РНП)

- «Во горнице во новой» (РНП)

- «Бульба» (белорусская народная песня)

- Нич яка мисячна» (украинская народная песня)

Беседы, конкурсы на лучшее исполнение народных песен, игры, хороводы. Сочинение попевок или частушек на тему «Отзвенело лето красное – осень на пороге»

Слушание и разучивание народных песен

5.

Литературно-музыкальный калейдоскоп на темы РНП:

- «Зелёная вишенка»,

- «Я забаву провожала»,

- «Ой, залётка дорогой»,

 - «Эх ты, доля…»

Слушание и разучивание новых песен. Создание сценария музыкального калейдоскопа, инсценировка песен, изготовление костюмов для выступления

6.

«Святки дивные!» Совместные посиделки с фольклорным объединением «Настроение»: колядки, прибаутки, скоморошины, песни, частушки

Игры, инсценировки, хороводы. Слушание и исполнение песенного материала

7.

8.

Зимние забавы и потехи

«Пришла к нам Масленица!»: обрядовые песни и танцы

Игры, инсценировки, хороводы. Слушание и исполнение песенного материала.

Игра на шумовых народных инструментах

9.

10.

11.

12.

13.

Звени, народная песня!

Частушки - веселушки

Скоморошины

Театр народной песни

«Приглашаем в гости» (подготовка к концерту для учителей, учащихся и жителей посёлка)

Подготовка театрализованной постановки:

- создание костюмов;

- репетиции;

Совершенствование игры на народных инструментах

14.

15.

16.

17.

«Кто кого перетанцует, кто кого перепоёт?!»

Фольклорные игры, забавы, потехи, попевки, скоморошины, частушки

Музыкальное состязание

Музыкальные конкурсы на лучшее исполнение фольклорной песни, игры на воздухе, хороводы

Песенная карусель «Я начну, а ты продолжи…»:

- «А я по лугу»,

- «Светит месяц»,

- «Несе Галя воду»,

- «Скоморошина любимая»,

- «Вечер сходит»

Музыкальные конкурсы на лучшее исполнение фольклорной песни, игры на воздухе, хороводы

18.

19.

20.

Фольклорно- музыкальный театр

«Посидим, поокаем» («Посиделки» совместно с объединением «Настроение»

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Постановка сценок, мини-спектаклей, игра в ансамбле с учителем на шумовых народных инструментах

Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале, середине и конце) и оценивается по 3-х бальной системе (от 1 до 3-х баллов). Результаты заносятся в таблицы диагностики (см. табл. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос, выступление.

Мониторинг уровня обучения и личностного развития воспитанников творческого объединения «Ладушки»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка воспитанника:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

-максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

-максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно –                    тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении  практических заданий

- минимальный уровень( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет  более1/2);

-Максимальный уровень( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

-Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);

-Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности  (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

-Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

-Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

- Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ

 

Мониторинг воспитанности обучающихся в творческом объединении

«Ладушки»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное к-во баллов

Методы диагностики

1.Профессиональная воспитанность

  1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

  1. Культура организации своей деятельности

  1. Уважительное отношение к  профессиональной деятельности других.

  1. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца) ;

Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки);

Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность

  1. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами

  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

 

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Таблица 4

Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей  первый год обучения

Компетенции

Учебно-познавательная

Общеку

льтурная

Коммуникативная

Личностного совершенствования

Итого

Фамилия, имя

Музыкальный слух

Приёмы народного пения

Дыхание

Дикция

Выразительность и эмоциональность

Память (музыкальная, словесная, двигательная)

Игра на музыкальных инструментах

Средний балл

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Средний бал

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний бал

Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей  второй год обучения

Компетенции

Учебно-познавательная

Общеку

Льтурная

Коммуникативная

Личностного совершенств

ования

Итого

Фамилия, имя

Музыкальный слух

Приёмы народного пения

Дыхание

Дикция

Ритмические навыки

Сценические навыки

Движение в песне

Память (музыкальная, словесная, двигательная)

Работа с техническими атрибутами

Игра на шумовых инструментах

Средний балл

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Средний бал

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний бал

Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей  третий год обучения

Компетенции

Учебно-познавательная

Общеку

льтурная

Коммуникативная

Личностного совершенств

ования

Итого

Фамилия, имя

Музыкальный слух

Приёмы народного пения

Дыхание

Дикция

Сценические навыки

Сценическое мастерство

Народная хореография

Движение в песне

Концертная деятельность

Память (музыкальная, словесная, двигательная)

Средний балл

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Средний бал

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний бал

Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей  четвертый год обучения

Компетенции

Учебно-познавательная

Общеку

льтурная

Коммуникативная

Личностного совершенств

ования

Итого

Фамилия, имя

Музыкальный слух

Приёмы народного пения

Дыхание

Дикция

Сценические навыки

Сценическое мастерство

Народная хореография

Движение в песне

Концертная деятельность

Память (музыкальная, словесная, двигательная)

Средний балл

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Средний бал

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний бал

Диагностика воспитанности обучающихся

творческого объединения «Ладушки»  

Диагностические параметры

Фамилия, имя

Профессиональная воспитанность

Социальная воспитанность

Оценка воспитанности детей

Этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов

Культура организации своей деятельности

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Коллективная ответственность

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Соблюдение нравственно-этических норм

Толерантность

Начало

года

Конец года

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимое дополнение

Аккуратен в выполнении практической работы

Терпелив и работоспособен  

Стремится исправить указанные ошибки

Подчеркивает положительное в чужой работе

Прислушивается к советам педагогов

 

Участвует в выполнении коллективных работ

Не мешает другим детям на занятиях

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков

Не конфликтен

Выполняет правила поведения на занятиях кружка  

Доброжелателен

Средний бал

Средний бал

 

Диагностика результатов обучения и личностного развития детей  первый год обучения

         Раздел                                                                                   программы                                                          

Фамилия имя  

Вокально-хоровая работа

Песенное творчество

Игра на шумовых инструментах

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Диагностика результатов обучения и личностного развития детей  второй год обучения

       Раздел                   программы

Фамилия

 имя  

Вокально-хоровая работа

Песенное творчество

Игра на шумовых инструментах

Основы народной

хореографии

Работа с техническими атрибутами

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Диагностика результатов обучения и личностного развития детей  третий год обучения

                Раздел                  программы

Фамилия

имя  

Вокально-хоровая работа

Песенное творчество

Основы народной хореографии

Работа с техническими атрибутами

Концертная деятельность

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Диагностика результатов обучения и личностного развития детей  четвертый год обучения

                 Раздел                          программы

Фамилия

имя  

Вокально-хоровая работа

Песенное творчество

Народная хореография

Концертная деятельность

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

                      Список используемой литературы:

 

Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному  творчеству.- М.,1951.

Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2.

Зайцева Е.А  Уроки фольклора в детской музыкальной  школе.- Красноярск, 1994.

Мельников М. И.  Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. -  М.: Просвещение, 1987.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор Факультативная программа. - М., Дрофа.1997.

Колпакова Н.И. Книга о русском фольклоре. – Ленинград,1948.

Калугина В.И. Фольклор народов России. В 2т. – М.: «Дрофа»: Вече,2002.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.Осенние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001

Прилетели гули /Сост. К.М. Скопцов. - Красноярск,1988.

Русский фольклор /Сост. В. П. Аникин.-М.,1986.

Радионова О. П. Баюшки-баю .- М.: Владос, 1995.

Уланова Л. С. Праздничный венок: Сценарий праздника. - М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

Уланова Л. С. Русский свадебный обряд: Сценарий праздника. - М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

Музыкальный терминологический словарь

Аккомпанемент – музыкальное сопровождение.

Аккорд  слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) –

означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих одновременно. 

Акцент − это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.

Ансамбль − от французского ensemble (вместе) − означает совместное

исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает

наличие музыки, написанной для совместного исполнения.

Артикуляция – способ исполнения звуковой последовательности голосом с различной степенью слитности или расчленённости звуков ( латинское –расчленяю, членораздельно произношу).

Аттасса (атака) – в пении обозначают переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому.

Балалайка − струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипкам или так называемыми бряцаниями − ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

Баян − один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Бубен – ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звука.

Вокалист − от латинских слов vox (голос) и vocalis (звучащий) произошли

многие музыкальные термины: вокальная музыка, вокализ, вокал. Вокалистом называют певца, но не каждого, а лишь того, кто прошел специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом.

 Высота звука – одно из основных свойств звука. Основную роль в музыке играет не абсолютная высота звука, а соотношение звуков между собой.

Генеральная репетиция – последняя полная репетиция перед проведением концерта.

Глиссандо – приём вокального мастерства, дающий красочный «скользящий» переход от звука к звуку.

Громкость звука – одно из основных свойств звука, т.е. сила звучания.

Гусли  слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

Диапазон – звуковой объём голоса.

Диагностика – учёт оценки качества и результативности образовательной программы в объединении.

Дирижёр – музыкант, руководитель художественного коллектива.

Длительность звука – продолжительность звучания.

Домра − древнерусский старинный музыкальный инструмент. 

Жалейка – небольшая трубка из дерева или тростника. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый. Жалейка невелика − всего сантиметров десять.

Жанр –  разновидность музыкальных произведений,

Запев – начало хоровой песни, исполненное одним или несколькими певцами.

Звук – физическое явление, возникающее в результате колебания чего либо.

Интонация – одно из важнейших музыкально-теоретических и эстетических понятий. В широком смысле- воплощение художественного образа в музыкальных звуках.

Кантилена – мелодичность, певучесть исполнения (латинское – распевное пение, распевание).

 Колокольчики – ударный инструмент с определённой высотой звука, представляющий собой ряд свободно укреплённых металлических пластин.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений.

Кувиклы (кугиклы) − русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кувиклы. Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм).

Кулиса – раздвижная часть занавеса на сцене.

Куплет – раздел куплетной формы; состоит из однократного проведения мелодии и одной строфы текста. Текст каждого куплета различен.

Ложки − простейший музыкальный инструмент. Используются русскими народными музыкантами в качестве ритмического музыкального инструмента. 

Мелодия – осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада.

Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным, определённым музыкальным содержанием. Обычно это 1-2 такта.

Музыкальное воспитание – систематическое развитие музыкальных способностей человека, а также его муз. вкусов и общей культуры.

Музыкальный звук – звук, имеющий ясно выраженную высоту, которая может быть определена с абсолютной точностью.

Музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать её образно-выразительный смысл.

Мониторинг – аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: результатов образовательного процесса, образовательных технологий.

Народная песня – основная область музыкального фольклора, важнейший источник профессиональной музыки.

Обертоны – гармонические призвуки, входящие в состав любого муз. звука.

Одноголосие – тип музыкального изложения, для которого характерно наличие лишь одного мелодического голоса.

Пауза – перерыв звучания в музыкальном произведении.

Песня – жанр вокальной музыки, широко распространённый в народном музыкальном творчестве.

Подголосок – голос, сопровождающий основную мелодию.

Попевка – характерный мелодический оборот; термин «попевка» применяется, главным образом, по отношению к народным песням.

Припев – часть куплетной формы, повторяемый каждый раз с неизменным текстом на неизменную мелодию.

Регистр – часть звукового диапазона певческого голоса, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске.

Репертуар  – подбор музыкальных произведений, исполняемых в концертах.

Репетиция – подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.

Речитатив – род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.

Ритм – закономерное чередование звуков различной длительности в музыке.

Рожок − представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Диапазон рожка немного больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника.

Свирель −  русский инструмент типа продольной флейты. На Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Скоморох – бродячий музыкант, актёр, певец и танцор в средневековой Руси.

Солист – исполнитель музыкального произведения.

Соло – (итальянское – единственный, один).

Страдания – музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разновидность частушки любовно-лирического или лирико-комедийного содержания.

Сцена – специально оборудованная часть помещения, предназначенная для выступления артистов: певцов, танцоров и других исполнителей.

Такт – небольшой отрезок музыкального произведения, заключённый между двумя сильными долями.

Темп – скорость движения.

Тоника – основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные.

Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

Фонация  − голосообразование, процесс образования звука голоса. Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха.

Ударный инструмент – инструмент, на котором играют, ударяя по нему рукой или палочкой. Можно подразделить на те, которые настраивают для получения звука нужной высоты и те, которые имеют неопределенную высоту.

 Унисон – одновременное слитное звучание 2 и более музыкальных звуков, одинаковых по высоте.

Музыкальный фольклор − это народные песни и танцы, былины инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы (так называются те кто изучает народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. Цезура – небольшой, еле заметный перерыв, отделяющий один отрезок мелодии от другого.

Частушки – русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета.

Словарь специальных терминов

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.      

Взаимодействие педагогическое – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, контакт воспитателя и воспитанника.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время.

Восприятие – отражение в форме образов в сознании предметов и явлений.

Группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Деловая игра – технология активного обучения.

Деятельность – форма психической активности.

Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности.

Интерес – форма проявления познавательной потребности.

Коммуникация – сообщение, передача информации от человека к человеку посредством языка.

Компетентность – уровень образованности личности.

Композиция – составление рисунка.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности.

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося.

Мониторинг – отслеживание результатов.

Мотивация – совокупность стойких мотивов побуждений, определяющих содержание.    

Наглядность – предполагает непосредственное зрительное восприятие.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность человека.

Самостоятельная работа – способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

Толерантность – терпимость.

          Умение – освоенный способ выполнение действия.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Программа внеурочной деятельности "Потешный фольклор"

Программа внеурочной деятельности «Потешной фольклор»  составлена  на  основе Федерального государственного  образовательного  стандарта  для детей с умственной о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"

Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....