«Формирование и поддержание положительной учебной мотивации детей как условия построения траектории их жизненного пути»
методическая разработка по теме

Чиркова Татьяна Юрьевна

 

     Считая себя педагогами современной школы, сегодня, совместно с вами мы постараемся определить, какое жизнеутверждающее начало должен нести в себе учитель для того, чтобы заложить в ребёнка основу  для правильного выбора линии развития своего жизненного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

      Считая себя педагогами современной школы, сегодня, совместно с вами мы постараемся определить, какое жизнеутверждающее начало должен нести в себе учитель для того, чтобы заложить в ребёнка основу  для правильного выбора линии развития своего жизненного мира.

    Итак, тема нашего круглого стола:

(слайд)

«Формирование и поддержание положительной учебной мотивации детей как условия построения траектории их жизненного пути»

  (слайд)

 И, соответственно, наш девиз:

  • Хочу всё знать!
  • Хочу получить хорошую профессию!
  • Хочу приносить пользу людям!

      А для этого мы должны уметь создать максимально благоприятные условия для раскрытия способностей и дарований учеников с целью их дальнейшего самоопределения.

  Следовательно, необходим учёт психофизиологической самобытности различных возрастных этапов в процессе развития ребёнка, особенностей социального и культурного контекста жизни ученика, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Таким образом, основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.

   Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. Мы считаем, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствует об осознании учеником  своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.

     В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объёму и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности  учебной мотивации. 

      Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Мы считаем, что во многом зависит от отношения родителей к будущему ребёнка, так как оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.

   (слайд)

    В связи с этим проблема повышения качества овладения знаниями  младшими школьниками перерастает в проблему формирования подлинной мотивации учебной деятельности, показателем которой является проявление ребёнком познавательной активности, осознание им личностной и общественной значимости учения.

         (После разминки, деления на команды, разогревающей фазы….)

    Круглый стол…

   Природой в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющейся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети, в начале своей школьной жизни, хотят хорошо, отлично учиться…

   Но, проучившиеся первую четверть социальные мотивы учения у будущих отличников, троечников и неуспевающих имеют различия в ценностных ориентациях.

   (Проигрывается ситуация.  Идёт опрос у детей) 

Что тебе нравится и что не нравится в школе?

  • Нравятся математика и русский, потому что там всё интересно.
  • Нравятся уроки.
  • Не нравятся, что мальчики расстраивают Ирину Валерьевну.
  • Нравится, что уроки задают.
  • Надо, чтобы все были хорошие, послушные.

Что тебе нравится и что не нравится в школе?

  • Нравится, что в школе бывают каникулы.
  • Нравится продлёнка, там все играем, гуляем.
  • Нравится, когда уроки не задают.
  • Нравятся, когда  есть уроки физкультуры, музыки и рисования.

(гости выбирают учащихся с соответствующими категориями мотиваций)

Комментарии

по результатам опроса первоклассников,

проучившихся первую четверть

    Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.

  • Будущие отличники с самого начала ценят учебное содержание и школьные правила.

  Родители таких учеников социально успешны, имеют чёткие и ясные представления о будущем своего ребёнка, прогнозируют получение детьми специальности, часто – высшего образования.

  • Будущие троечники и неуспевающие, начиная свою школьную жизнь, не приобрели «взрослых» ценностей, поэтому не ориентируются на существенные стороны обучения.

    Родители смутно представляют себе будущее своего ребёнка, слабо ориентирую его на выбор какой либо профессии или придают будущей взрослой жизни отрицательную негативную окраску.

    Педагоги знают, что придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Но, вспомним о том, что природой в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться.  

 (слайд)

 В.А. Сухомлинский писал:

«В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, всё время усиливающая потребность знать и стремление узнать, объяснить».

(слайд)

Стоит сразу подчеркнуть два существенных момента.

  1. Дети хотят учиться, а не быть обучаемыми.
  2. Большинство первоклассников хотят хорошо учиться, но не умеют осуществлять свою учебную деятельность.

(слайд)

     Делая замечания «болтунам», учителю следует различать тех, кто обсуждает услышанное на уроке, реализуя естественную потребность в общении, и тех, кто отвлёкся, утратил интерес к уроку.  

 (слайд)

    Необходимое условие преодоление проблемы «непроизвольности» учащихся и решения множества задач обучения – пробуждение и поддержание интереса к содержанию изучаемого предмета, к деятельности, к самому себе – познающему, творящему, совершенствующемуся.

     

(слайд)

   И ещё два важных мотива – это

  • радость, испытываемая учащимися в процессе учения;
  • удовлетворение его результатами.

   

      Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

  (слайд)

  Мотивационная сфера, как считает А.Н Леонтьев, является ядром личности. «Искусство воспитывать состоит в создании правильного сочетания мотивов», т.е. любой деятельности можно придать значимый для детей смысл.

    В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

 (слайд)

 К учению побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.  Все мотивы можно разбить на следующие группы:

  • учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.);
  • непосредственно – побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
  • перспективно – побуждающие (чувство долга,  ответственность и др.).

  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не
осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

(слайд)

  • Что же такое мотивация?
  • От чего она зависит?
  • Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием?

(слайд)

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

(слайд)

  • Социальные мотивы;
  • Познавательная мотивация;
  • Мотивация достижения успеха;
  • Престижная мотивация;
  • Мотивация избегания неудачи;                        
  • Компенсаторная мотивация.

(Во время работы гостей, идут слайды с определениями мотиваций.

Участники семинара выбирают соответствующие определения видов мотивации, которые находятся у них на столах. Зачитывают.  После каждого чтения следует комментарий).

Отличники и хорошо успевающие учащиеся

Социальная мотивация

   К широким социальным мотивам учения помимо статуса  этого ученика относятся также долг, ответственность получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и т.п. Они тоже осознаются учениками, придают определённый смысл их учебной работе.

Познавательная мотивация

   Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но детей этой категории привлекают разные, в том числе самые сложные, учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала, дают всплески интереса, подъёмы интеллектуальной активности.

Престижная мотивация

   Она побуждает таких учеников учиться лучше  одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития ученика этой категории, который будет на пределе своей работоспособности добиваться наилучших учебных результатов.  

Мотивация достижения успеха        

  У детей с этой категории ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Компенсаторная мотивация

Компенсаторная мотивация  учеников этой категории не может быть.

Троечники и неуспевающие

Социальная мотивация

     Мотивация этой категории школьников специфична – она отличается от мотивации их сверстников. При наличии сильных мотивов, связанных с получением отметки, круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Познавательная мотивация

    Многие школьники этой категории интеллектуально пассивны.  Они проявляют интерес чаще всего к наиболее лёгким, неосновным дисциплинам, иногда – только к одной, скажем к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, - русский язык  и математика – редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у детей другой категории.

      Эти ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегчённой работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

        Престижная мотивация

   У учеников этой категории престижная мотивация не развивается.

Мотивация достижения успеха

   У данных учеников мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны только в начале обучения в школе.  

Мотивация избегания неудачи

   Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечёт за собой эта отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Компенсаторная мотивация

    К этому времени у этих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.

- Вы должны правильно выбрать соответствующую мотивацию…

(после каждого чтения, следует комментарий):

Комментарии

Успевающие ученики

Социальная мотивация

   Социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.

Познавательная мотивация

     Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Мотивация достижения успеха

   И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), всё же ориентирует ребёнка на качество и

 результативность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции .

Престижная мотивация

      Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают развитие личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются неспособными к творчеству: стремление всё сделать лучше и быстрее других лишает их возможности сосредоточиться на самом содержании работы, возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи. Поэтому, к добавлению, истинное творчество, нестандартность решений с соперничеством несовместимы.

   Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребёнком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводит к аффективным реакциям в ситуации неуспеха.

Комментарии

Неуспевающие ученики

Социальная мотивация

Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Познавательная мотивация

   На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров.

     Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровым материалом урока.

Мотивация достижения успеха

   У неуспевающих учеников мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны только в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчётливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудач.

Престижная мотивация

   У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотивация избегания неудач

     Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придаёт учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

     Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

Компенсаторная

   Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой–то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжёлых переживаний ребёнка.

   Для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

(далее следует информация о самооценке и линии развития жизненного пути на основе формирования и поддержания положительной учебной мотивации)…

     Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной деятельности  работы детей – центральная в младшем возрасте.

   От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная дезадаптация.

   

 

     Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

(слайд)

    Оценка успеваемости в начале школьного обучения, является оценка личности в целом и определяет социальный статус ребёнка.

   (слайд)

   У отличников и некоторых хорошо успевающих учеников складывается завышенная самооценка.

 У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно.

   (слайд)

А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию:

  • Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих. Эта позиция  закрепляется за ними в 1 – 2-х классах;
  • Стремятся сохранить высокую самооценку.        

    Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

 (слайд)

При этом, они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое:

  • Надоело получать двойки;
  • Хочу хотя бы тройку;
  • Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре;
  • Я не хуже всех, у меня тоже может быть четыре.

(слайд) (график)

      Нереализованная потребность выйти из числа отстающих учеников, приобрести более высокий статус, постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя ещё более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

    Как переживает такую тяжёлую учебную ситуацию младшие школьники?

  (слайд)

У детей с заниженной  и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадёжности.

 (слайд)

  Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий.

    Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребёнок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер.

    Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушённое» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

   (слайд)

   Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.

  (слайд)

  Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным учеником, его личностное развитие искажается.  Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения.  

 

    Для развития у детей адекватной самооценки  и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.  

     Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

   (слайд)

Большое значение имеют стиль семейного воспитания,

принятые в семье ценности:

  • Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
  • В семье, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетают с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниями охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает.
  • Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

  Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.

(слайд)

У ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:

  • поддержание престижа «А кто ещё в классе получил пятёрку?»
  • послушание «Тебя сегодня не ругали?»

      В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни  («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» - рано или поздно приведёт к соответствующему ответу: «Нормально». «Ничего особенного».

     Ценности учение детей и их родителей полностью совпадают в 1-м классе и расходятся к 4-му классу.  (Карточки на столах, работают участники семинара. Им предлагается выбрать по данным высказываниям детей определённой категории).

Комментарии  для детей с завышенной самооценкой

      Дети с завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают четвёрку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.  

  • Володя: Я представляю себя высоким, ростом в 2 метра, я буду широкоплечим. Я сконструирую новую машину и полечу со своим другом на Марс.. О нас будут писать в газетах и везде будут наши портреты».
  • Ира: «У меня будут большие косы, я буду высокая и буду носить брючный костюм, как моя сестра. Я буду работать переводчицей и ездить по странам. В квартире у меня будет, как во дворце. Чистота, красивая мебель, много картин, книг».

Комментарии  для детей с низкой самооценкой

   Дети с низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем.  Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей взрослой  жизни просты и туманны.

  • Наташа: «Я хочу хорошо работать. Не знаю ещё, кем буду, но я хочу быть врачом, может быть, детским врачом. Я люблю маленьких. Но я не знаю, сумею ли, надо же очень хорошо учиться, чтобы поступить в медицинский институт. Надо быть отличницей. Потом ещё быть смелой. Я даже когда хорошо знаю урок, боюсь, когда меня вызывают».        

   

      В последнее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране и снижением ценности образования неуспевающие младшие школьники, достаточно низко оценивающие свои способности, имеют более определённую прогностическую самооценку. Усилилась ориентация на приобретение профессии, не требующей среднеспециального или высшего образования, но дающей высокие заработки. Причём такая ориентация может сочетаться с позитивной личностной направленностью.

  • Серёжа: «Когда я вырасту, буду работать и хорошо зарабатывать. Если будет много денег, куплю машину. У меня будет много друзей. Не буду пить, курить, это плохо.
  • Саша: «Я буду работать, как папа, в автосервисе, мне это нравится. У меня будет обязательно своя машина и за ней будет легко ухаживать. Постараюсь заработать хорошие деньги. Ведь когда вырастаешь, то создаёшь свою семью, а её нужно обеспечивать. У меня будет двое детей. Хорошо бы, если мальчики, с ними интересней будет. Я научу их автоделу. Буду воспитывать их справедливо. В доме будет всё самое необходимое. Вырасту, сам буду заботиться о своих родителях».
  • Алёша (второгодник): «Когда я стану взрослым, то буду работать, как папа, оперуполномоченным. Буду бороться с бандитами. Жить хочу в деревне, выращивать картошку, а потом её собирать. Картошка – самая вкусная еда. Женюсь только на отличнице. Моя жена будет растить детей умными и послушными».

(слайд)

   Если ребёнок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.

 (слайд)

 Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.  Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребёнка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений личных качеств.

(слайд)

    Самооценка становится более адекватной и дифференцированной. А.А. Захарова, прослеживая развитие самооценки на протяжении младшего школьного возраста, выявила общее снижение её уровня, появление у детей более критичного отношения к себе. Причём ход и результаты своёй деятельности младшие школьники оценивают более полно, объективно и обоснованно, чем свои возможности.

  (слайд)

     В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.

 

Рекомендации для участников круглого стола

Постараемся, дорогие коллеги:

  • Стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения);
  • Не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика;
  • Создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке;
  • Оценивать только конкретную работу, но не личность;
  • Не сравнивать детей между собой;
  • Не призывать всех,  подражать отличникам;
  • Ориентировать учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней;
  • Поощрять малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребёнка.

 

      Таким образом, наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Мы считаем, что во многом зависит от отношения родителей к будущему ребёнка, так как оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.

 

  

     В соответствии с вышеизложенным мы ведём целенаправленную работу в нашем учреждении не только с учениками, но и с их родителями.

     У нас проводятся тематические собрания, на которых родителей знакомят с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, а учителя раскрывают их роль в формировании положительной учебной мотивации детей. При необходимости проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями, которые направлены на формирование положительного образа будущего их детей.

     Работа со школьниками в этом направлении ведётся как через содержание учебного материала, также с помощью  деятельности педагогов дополнительного образования (работу, которых вы сегодня увидите) и мероприятий во внеурочное время (проводятся профориентационные беседы и классные часы, встречи с людьми железнодорожных и других профессий, экскурсии на производственные предприятия, культурные учреждения и в ж\д музей г. Абакана).

    Таким образом, совместно с родителями мы стараемся перед каждым ребёнком раскрыть целостную картину окружающего мира, помочь ему сориентироваться в нём, показать прямую зависимость между хорошей учёбой и успешной, интересной профессиональной деятельностью.

    Мы считаем, что такая целенаправленная систематическая воспитательная работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.

Далее …

    Выступление первоклассников «Такие они наши родители», которое  заканчивается словами:

-   Ну, а мы пока, отряд «ЛОКОМОША».

- Наш девиз:  «Мы мечтаем не в космос слетать, мы мечтаем железнодорожниками стать».

Литература.

 1. Липкина А.И. «Критичность и самооценка в учебной деятельности»,              

 М: Просвещение, 2008.

 2.  В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев: Радяннська щкола, 1988г.

 3. А.В.Захарова «Определение эмоционального уровня самооценки».

 4. Анциферова A.M. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона //

    Принцип развития в психологии. М., 1978.

 5. Школа  А.Н.Леонтьева и современное ее развитие,

 6. Учение Леонтьева 

 7. А. Н. Леонтьев  «К теории развития психики ребенка».

 8. А. Н. Леонтьев   «Индивид и личность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.

Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....

"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"

laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.

Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция  и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....

«Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»

laquo;Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»...