Проблемы адаптации первоклассников
презентация к уроку (1 класс) на тему

Борутто Елена Александровна

Адаптация первоклассников. методики диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov._borutto_e.a.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Слайд 2

Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

Слайд 3

Адаптация Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Психологическая адаптация , понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка.

Слайд 4

Личностная и социально-психологическая готовность к школе. умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований ; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Слайд 5

У читывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка , интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает : дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Слайд 6

Диагностика готовности к школе РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка. низкие показатели - 13,4% хорошие показатели - 86,6%

Слайд 7

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным , направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. низкие показатели - 18,9 % хорошие показатели - 81,1%

Слайд 8

ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий поставленной задачи, преодолевая влияние посторонних факторов . низкие показатели - 17,8% хорошие показатели - 82,2%

Слайд 9

ПЕРВАЯ БУКВА Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. низкие показатели - 26,7% хорошие показатели - 73,3%

Слайд 10

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности); коммуникативные трудности ( чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе); проблемы взаимоотношений с учителем; проблемы, связанные с изменением семейной обстановки .

Слайд 11

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде: несформированности элементов учебной деятельности; несформированности мотивации учения; неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Слайд 12

Дезадаптация Наиболее типичные проявления дезадаптации : 1. Неврозоподобные расстройства: нарушение сна, нарушение аппетита; неадекватные реакции; жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.; страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.); нарушение темпа речи (запинки). 2. Неврозы, невротические расстройства ( энурез , заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.). 3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.). 4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость). 5. Снижение учебной мотивации. 6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение .

Слайд 13

С целью профилактики проблем школьной дезадаптации необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1 . Искреннее и доброжелательное отношение к ребенку, мягкость и чуткость в процессе общения. 2. Определение причин невротизации, «плохого» поведения и самочувствия ребенка. 3. Обеспечение доверительных отношений, проявление интереса к внутренней жизни ребенка, анализ его переживаний, тревог и страхов. 4. Исключение из общения высказываний, которые подразумевают негативную оценку личности ребенка. 5. Избегание отрицательного сравнения ребенка со сверстниками. 6. Необходимость высказываний для ребенка о том, что он любим таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками.

Слайд 14

Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности . Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, создавать комфортные психологические условия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Проблемы адаптации первоклассников к школе

В статье рассказывается о методах, формах и содержании работы в период адаптации первоклассников к школе...

Проблема адаптации первоклассников

Выступление на методобъединении по теме "Адаптация первоклассников"...

Проблемы адаптации первоклассников

Статья на тему : "Проблемы адаптации первоклассников" .Глезер С.Н....

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассни...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Задачи собрания:1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первок...