Проблема адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Выступление на методобъединении по теме "Адаптация первоклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_adaptacii_pervoklassnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Проблема адаптации первоклассников».

АДАПТАЦИЯ - процесс взаимодействия личности с определённой социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

На протяжении не одного десятилетия проблема адаптации первоклассников ищет своего разрешения и также как и 10 лет назад она остаётся по-прежнему очень актуальной, т.к. от того, как ребёнок сможет приспособиться к обучению на начальном этапе, будет зависеть и весь дальнейший процесс  его обучения.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.

Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные  со школьной деятельностью. Схематически это можно отобразить в виде треугольника.

                                                       Ученик – ученик

                                                           

                                            Учитель                             Родители

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух- трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

В классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, то вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Большинство детей в основном «готовы» к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса(«я ученик»), готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.

Однако учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе. Однако некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно. Важную роль в формировании отношений между детьми на этом этапе играет учитель.

Другой причиной проблемы адаптации первоклассников является и то, что в последнее время в России появилось много образовательных программ. Так же широк спектр образовательных программ и в дошкольных учреждениях. И не всегда эти программы имеют между собой  состыковку. Это значительно осложняет процесс адаптации детей.

Кроме этого, достаточно большое количество детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. А дети, получившие семейное воспитание, иногда в кавычках, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.

За последнее время снизился уровень рождаемости, а следовательно, снижен приток детей в школу. Это заставляет пед/коллективы вести специальную работу по привлечению в свои стены будущих потенциальных учеников ещё до зачисления их в школу. Это отвечает интересам семьи и интересам школы и самого ребёнка. В нашей школе уже несколько лет работает «Школа будущего первоклассника». Её  цель -  психологическая адаптация детей, знакомство с основными школьными навыками, привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы, организация классного коллектива, а также развитие таких процессов, как внимание, память, мышление. Практика показывает, что дети, посещающие такие занятия, быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям школьного обучения.

Как уже было сказано, от отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель-ученик». В дальнейшем эти отношения определяют в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят до всего дойти сами, один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит, у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности трудно. Поэтому, чтобы выявить особенности каждого ребёнка, учителями до начала учебного года проводится различное анкетирование среди родителей (представлено в папке). Оно помогает построить будущий учебный процесс с учётом состояния здоровья детей, социального благополучия и социальной адаптированности будущего ученика. А это, в свою очередь, способствует мягкой адаптации каждого первоклассника, с одной стороны, и решению приоритетных задач непрерывного образования детей, обозначенных в Концепции, с другой.

  1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
  3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  4. Формирование различных знаний  об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности.
  5. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
  6. Включение детей в различные формы сотрудничества.

Рассматривая физиологическую сторону адаптации к школе, учитель должен понимать, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. Вообще, с началом обучения удельный объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребёнка. Высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, порой тоже замедляет адаптацию, мешает адекватно приспособиться. В соответствии с этим учителя строят весь пед/ процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые 4 недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. Поэтому в сентябре-октябре проводится по три урока, а остальное время заполняется прогулками, экскурсиями, физкультурными и развивающими занятиями. Кроме этого,  на каждом уроке  до 5 минут отводится  на проведение  различных динамических пауз и физминуток.

Особое место в работе над проблемой адаптации в нашей школе отводится работе с родителями, т.к.  от недооценки воспитательных возможностей современной семьи с её различными материальными, культурными, образовательными и психологическими уровнями, страдает в первую очередь первоклассник. Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребёнка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития.

Родители часто не осознают всей сложности адаптационного периода, а незнание и форсирование нагрузки с их стороны ещё больше усложняет и без того столь непростой период. Несоответствие требований родителей и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям функционального состояния ЦНС, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. Для решения этих проблем, помимо анкетирования, в  школе проводятся  дни открытых дверей, педагогические лектории, родительские собрания по вопросам адаптации, предлагаются различные памятки, советы, диагностические материалы. Результаты одного из них представлены на слайде. (Адаптированность учащихся)  

 Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе. И учителя, и родители, в равной мере, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Очень важно своевременно сформировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать её в развлекательном ракурсе. Ребёнок уже в начале обучения должен усвоить, что:


Школа – это нужно!



Школа – это интересно!



Школа – это трудно!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Проблемы адаптации первоклассников к школе

В статье рассказывается о методах, формах и содержании работы в период адаптации первоклассников к школе...

Проблемы адаптации первоклассников

Статья на тему : "Проблемы адаптации первоклассников" .Глезер С.Н....

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассни...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Задачи собрания:1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первок...

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...