"Путь открытий". Работа с одаренными детьми
статья на тему

Людмила Александровна Киселева

Обобщение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_litsey_no265_put_otkrytiy.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей №265, г. Санкт-Петербург, Красногвардейский р-на      Авторский коллектив: Киселева Л.А., Комарова Л.Д., Мазурова Л.В.

Из опыта работы с одаренными детьми.

«Путь открытий»

Работа с одаренными детьми.

     В современной школе  проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес общественности и педагогов, выделяется в разряд приоритетных направлений образования. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы в нашей стране.

     Одарённость - высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. (БСЭ)

      Многие утверждают, что эти способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», писал В.А. Сухомлинский.

     Из этого следует, что основной задачей педагога является создание среды для развития способностей ребенка, вовлечь его в активную деятельность.

     Для нашего лицея работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

При создании образовательной среды в классе мы опирались на основные положения:

  • технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) - обучение В.В.Полякова.
  • технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;
  • технологии развития критического мышления;
  • технологии решения изобретательских задач.

Работа с одарёнными детьми ведется по нескольким направлениям.

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (принцип «mini-max»). Одаренные дети, имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения.      

     УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) успешно справляется с этой задачей. Материал учебников нацелен на индивидуальный подход в обучении. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы, а учителю дает возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся. Дифференциация контроля поддерживает достаточно высокий уровень обучения, снимает искусственные препоны для развития хорошо успевающих учащихся, исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять лёгкие задания. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с высоким темпом обучаемости.

     В лицее накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя учащиеся могут, участвуя в лицейском «Интеллектуальном марафоне».

     Школьный интеллектуальный марафон — это межпредметное (область русского языка, литературы, математики, окружающего мира) интеллектуальное соревнование школьников одной параллели, которое направлено на развитие личности каждого ученика и создание среды для развития одаренных детей. Марафон  является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, ведь участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации, формируются навыки планирования и самоконтроля,  критичность мышления.

     Школьные интеллектуальные марафоны проводятся со второго по четвёртый классы. За год ребёнок участвует в трёх турах. (Сроки проведения — октябрь, декабрь, март). Для заинтересованных ребят всегда есть возможность улучшить собственные результаты, проследить индивидуальную динамику развития.

     Результаты интеллектуальных марафонов помогают учителю определить группу ребят, способных участвовать в районных, городских и российских конкурсах и олимпиадах.

     Также лицеистам предлагается участие в дистанционных интернет – конкурсах и олимпиадах российского и международного уровня.

Проектно-исследовательская деятельность.  Дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, поисковой, исследовательской работе.

     Дети с большим интересом участвуют в исследовательской работе. Для этого мы стараемся широко использовать на уроках и во внеурочное время «Метод проектов».  Учащиеся выбирают направление своей творческой работы и реализуют ее в течение определенного времени, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
    Активное включение школьников в создании проектов даёт им возможность осваивать модели научного познания мира.

     Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции  «Дерзайте, Вы талантливы», в лицейском журнале, в форме проектных спектаклей к праздникам.

     Воспитывающая среда лицея. Особым образом организованная воспитывающая среда позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении, как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:

  • Творческие конкурсы «Поделка к празднику», «Конкурс чтецов», «Игра по станциям»,
  • Дни самоуправления,
  • Традиционные обще-классные и обще-лицейские дела и акции,
  • Издание классных и лицейских журналов, поэтических сборников,
  • Занятия в отделении дополнительного образования лицея.
  • Портфолио достижений школьника,

      Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. В ходе работы с портфолио неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

     Система работы с одаренными детьми предполагает комплексный подход, т.е. координированное участие специалистов разного профиля. Все звенья этой цепи очень важны и связаны между собой.

   

     Эффективность данной работы с одаренными детьми подтверждается наличием в лицее победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

"Путь открытий". Работа с одаренными детьми.

Статья посвящена обобщению опыта работы по созданию условий для развития способностей одаренных детей в образовательной среде лицея № 265. Представлена система, помогающая одаренному ребенку проявить ...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...