Эмоционально-волевая сфера у младших школьников и дошкольников шести лет.
статья (1 класс) на тему

Вострикова Вера Владимировна
Эмоционально-волевая сфера у младших школьников и дошкольников шести лет.
           Каждый ребёнок переступивший порог школы, расчитывает на учебный успех и удачу, и если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащегося к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребёнок ищет способ не ходить в школу.
           Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: еа осознание мотива, принятие решения и развёртывание процесса достижения цели, завершающегося принятием решения. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и втом числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом взрослый должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление.
         Учителю младших школьников и их родителям необходимо знать, что испытывает ребёнок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
 * Ребёнок с пониженным настроением -
несчастный, удручённый, мрачный, печальный, огорчённый, пессимистический.
* Ребёнок, испытывающий страх и тревогу -
робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный, испуганный, нервозный.
* Ребёнок, переживающий эмоциональный подъём -
смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживлённый, радостный, восторженный, окрылённый, увлечённый, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходство гордости. Такому ребёнку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение. 
* Ребёнок, переживающий эмоциональный спад -
угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
        Частое чередование положительных и отрицательных эмоций - моциональная мобильность -  характерна для детей невропатического склада характера.
         Среднестатистический ребёнок слышит команду "нет" и "нельзя" или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребёнка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь. 
"Я недостаточно хорош".
          Ребёнок переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствуют себя некомфортно. Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумение в чём-либо, это привидит к тому, что ярлык "Я недостаточно хорош", становится ярлыком "Я не уверен в себе". Для ребёнка становятся обыденными слова: "Я не могу, не умею, у меня не получится". Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками.
"Я беспомощен или бессилен".
           Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащегося. "Ты будешь делать что скажут, ты не в праве принимать какие-то ни было решения, у тебя не спрашивают", - это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребёнка.
"Я чужой"
           Это эмоциональное отвержение ребёнка. Такое часто испытывает ребёнок, который в детстве был лишён эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребёнка чувства безопасности. Ребёнку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.
"Я сверхотвественный" 
          Сверхответственность - это болезненное явление. Такие дети испытывают чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого. Ребёнок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть всегда активным, умным и наказывают ребёнка не за проступок, а за то, что ребёнок не совершал. Всё это приводит к тому, что ребёнок постоянно испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием. Иногда можно наблюдать, как родители и другие взрослые постоянно напоминают ребёнку: "Ты должен, ты обязан". Ребёнок слышит эти слова, но он их не осознаёт, они не преврвщаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование - это попытка вызвать в ребёнке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свеё мнение, проявить себя, потому что это появление может сказаться на результате.
*Агрессивность.
          Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушаются учителей, родителей, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих поступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и неурочной деятельности, развивающих силу воли и объём внимания. В индивидуальных беседах с таким ребёнком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
*Гиперактивность.
           Гиперактивные дети, это дети, которые пытаются делать одновременно несколько дел, за всё хватаются и ничего не доводят до конца. У них часто меняется настроение. Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующих от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и чёткости предъявляемых требований.
Правила для учителей и родителей:
Не бойтесь выражать свои положительные эмоции. Дарите их детям, как подарок.
Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребёнка видеть только отрицательные мотивы.
В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказание и наказание.
Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков детей.
Учите радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Создавайте воспитательные ситуации, которые позволяют детям чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Положительные эмоции учащихся младшего школьного возраста, стимулируемые педагогом и родителями, влияют прямым образом на результат учебной деятельности. Этот интерес делает процесс учения приятным. Он побуждает ребёнка к учебной активности, творчеству, преодолению встречающихся трудностей и если ребёнок при этом испыывает радость. Положительная реакция педагога и родителей  на активность ребёнка, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе.
          Огромное значение имееи в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младшего школьника эмоции удивления. Возникает ситуация, которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление -  радость - интерес, что приводит к привлечению в активную работу механизмов стимуляции и самовоспитания.
         "Меня похвалили! Меня увидели! Значит я могу, у меня получится!"
           В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребёнка -игры, совершается без обязательных волевых усилий. В процессе обучения ребёнку необходимо действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет упражнение, направленное на научение правильному написанию букв, или учит таблицу умножения, которая сама его не привлекает.
           Произвольность действий, формируясь в пророцессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требует преодоления внешних и внутренних препятствий. Это процесс длительный и сложный. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младших школьников не только совершенствуется волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причём совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают всё новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. В ходе психического развития с появлением определённых отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы - важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. 
           Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями(их ещё надо у ребят сформировать), и поэтому часто подражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения. руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). 
           Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Появляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашнего задания и своего досуга. у него также появляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, не всё то, что своей новизной захватывает ребёнка. К третьему классу она втречается у детей уже реже. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной особенностью ребёнка.
          Настойчивость, как важнейшая черта характера, развиается к третьему классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учёбе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда (технологии), во время уборки класса, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связаны с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и др.
           Эти качества личности начинают закладываться у детей в дошкольном возрасте. Самый сензитивный для этого развития период в возрасте 5-6 лет.  
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания младших школьников

В связи с произошедшими изменениями в социально-экономической жизни общества, произошли  существенные изменения и в функционировании  двух сильнейших институтов- школы и семьи. Именно школа ...

СБОРНИК игр и упражнений по развитию сфер индивидуальности младших школьников

             Цель сборника: подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на развитие индивидуальности младших школьников. Сборник разработан дл...

Особенности эмоционально - волевой сферы у младших школьников.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7-8 до 11-12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма....