Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания младших школьников
статья по теме

В связи с произошедшими изменениями в социально-экономической жизни общества, произошли  существенные изменения и в функционировании  двух сильнейших институтов- школы и семьи. Именно школа и семья должны заниматься воспитанием ребенка не в противовес друг друг, а в общем тандеме. Для этого и был затронут вопрос о необходимости социального партнерства школы и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство школы и семьи

в сфере воспитания младших школьников

В настоящее время в России идет трансформация отношений школы и семьи. В ходе изменений в социально-экономических отраслях нашего государства,  как школа, так и семья утрачивают лидерские позиции в воспитании подрастающего поколения.

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивалась интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, главным механизмом которого была родительская любовь,  доверие ребенка к родителям, стремление поддержать их.

На самом деле, семья – это среда жизни и развития ребенка. Семья имеет непосредственное влияние на формирование личности ребенка, что зависит от следующих факторов:

  1. социально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;
  2. социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
  3. бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Кроме того, существенные различия в ценностях, целях и способах воспитания школы и семьи в силу их глубокого расслоения по социально-экономическим показателям и воспитательным возможностям делает невозможным сотрудничество школы и семьи по решению воспитательных задач без этапа согласования воспитательных позиций и нахождения компромиссов, что также является признаками партнерства.

Работа, относительно воспитания младших школьников, будет намного эффективнее, если педагоги и родители (законные представители), создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только закрепить знания, но и привить жизненно необходимые навыки, определяющие нравственные ориентиры.  

Социальное партнерство семьи и школы ставит перед собой следующие задачи:

  1. помочь родителям (законным представителям) преодолеть трудности в общении с детьми;
  2. обогатить и разнообразить общение взрослых и детей;
  3. установить тесный эмоциональный контакт;
  4. помочь взрослым понять уникальность каждого ребенка;
  5. повысить авторитет школы в социуме;
  6. улучшить отношения педагогов с учащимися и родителями;
  7. мотивировать другие семьи к партнерству со школой.

Система социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания включает в себя следующие компоненты:

  • участники социального партнерства:

1 - индивидуальные участники:

- директор школы;

- администраторы школы;

- педагоги;

- учащиеся;

- родители;

2 -групповые участники:

- педагогический совет;

- методические объединения;

-  родительский комитет на уровне класса или школы;

- родительский клуб;

- общественная организация родителей (педагогов) и др.;

  • цель социального партнерства - формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  •  принципы социального партнерства:

- добровольность;

- взаимная заинтересованность;

- согласование интересов на основе переговоров и компромисса;

- обоюдная ответственность и обязательность выполнения субъектами достигнутых договоренностей;

- нормативное закрепление отношений;

 - открытость;

  • деятельностное содержание социального партнерства, т.е. взаимообучение через общение по вопросам воспитания;
  •  соуправление воспитательным процессом;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  •  общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса; профессиональное консультирование;
  •  организационные формы социального партнерства:

 - Управляющий совет;

- Попечительский совет,

- комиссии;

- временные творческие коллективы;

- проектные группы;

- учительско-родительские клубы;

- экспертный учительско-родительский совет;

- школьный консилиум и т. д.;

  • механизм социального партнерства:

- совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология проектирования, технология изучения социального заказа;

- маркетинговые технологии;

- метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления, обеспечивающих развитие партнерских отношений.

Недостатки семейного воспитания разнообразны по существу, по формам, по «типам отклонений». Наиболее распространёнными из них, как считают педагоги и психологи [6], являются неустойчивость воспитательного стиля родителей, чрезмерность-недостаточность их требований-запретов, гиперопека и жестокость по отношению к ребёнку, реализация собственных комплексов за счёт ребёнка.

Когда эти и иные отклонения начинают определять характер взаимоотношений членов семьи, разрушать её моральное и социальное здоровье, устойчивость и безопасность, она переходит из «группы риска» в зону семейного неблагополучия.

Осознавая важную роль семьи в воспитании ребенка, не следует думать, что она способна заместить другие институты формирования личности. Конечно, ее возможности ограниченны. Школа, в лице учителей, должна помочь семье стать действенным инструментом социальной адаптации личности младшего школьника, ее укрепления и защиты.

Таким образом, системный характер социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания младшего школьника, а также создание комплекса организационно-педагогических условий (а именно, формирование готовности педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в сфере воспитания, формирование стратегии социального партнерства, его управляющей системы и нормативно-правовой базы, создание переговорной площадки для согласования взаимных интересов в сфере воспитания) приводят к взимообразному повышению воспитательного потенциала школы и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гревцова И. Общественный школьный фонд: установление социального партнерства // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 216-223. №4. С. 218-229.

2. Гуревич А. В. Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов // Народное образование. 2008. № 8. С. 254-261.

3. Минов В. Управляющий совет: первый шаг - продумать программу деятельности // Народное образование. 2006. № 1. С. 44-47.

4. Моисеев А. Школьные управляющие советы: первые итоги эксперимента // Народное образование. 2006. № 1. С. 98-105.

5. Недвецкая М. Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Социальная педагогика. 2006. № 2. С. 47-52.

6. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета 2000, 2002. Вып. 3.

7. Родители и школа - партнеры // РЯ в образовании. 2005. № 5. С. 4-46; 2006. № 1. С. 20-57.

8. Харитонова В. Организация родительской общественности - модель института социального партнерства // Социальная педагогика. 2006. № 2. С. 53-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника

В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

«Значение семьи в нравственном воспитании младшего школьника»

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитан...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный пе...

Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника

  Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие.    На формирование г...