ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный период обучения в школе и организация жизни ребёнка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_protsesse_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Русакова И.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ школы № 7
с углубленным изучением
отдельных предметов
В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный период обучения в школе и организация жизни ребёнка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. Действительно, от того, какой стиль взаимоотношений между школой и семьёй сложится в начале обучения, будет зависеть их дальнейшие взаимодействия. Педагог начальных классов, вовлекая родителей в общее с детьми дело, помогает раскрыть в них воспитательный потенциал, преодолеть непонимание в общении детей и родителей. Радуясь достижениям друг друга, родители не только помогают своему ребёнку быть успешнее, но и становятся счастливее сами. А это и есть залог успешного воспитания. Поэтому сегодня так остро стоит задача повысить роль родителей в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального образования. Педагогу необходимо установить контакт не только с каждым ребёнком, но и его родителями, организовать общение детей с разными взрослыми (педагогами, психологом, работниками школьной столовой, медицинской сестрой, библиотекарем, родителями), вовлечь их в разнообразную совместную деятельность с ребёнком в школе и дома. Важным условием решения данной задачи, по мнению И.А. Карпенко, В.А. Петровского, является создание особой формы общения между родителями и педагогом – доверительного делового контакта. [3, с. 42-43] Современные психологические исследования показали, что для того, чтобы ребёнок был успешен в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего насколько родители вовлечены в учебно-воспитательный процесс. Важным направлением совместной деятельности педагога с родителями является формирование коммуникативной готовности ребёнка к учению, которая определяется его способностью взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с правилами и нормами. Разнообразие способов общения в отношениях: «Ребёнок – Ребёнок», «Ребёнок – Взрослый», способствует развитию коммуникативности, формированию способности ребёнка взаимодействовать с учителем, одноклассниками в коллективно-распределительной деятельности в начальной школе. Основные направления взаимодействия учителя начальных классов с семьёй можно представить следующим образом: - оказание эмоциональной и социальной поддержки, - взаимный обмен информацией, - развитие общения родителей с детьми. Формы взаимодействия с семьёй
КВН (между детьми и родителями) – создаёт ситуацию успеха, стимулирует познавательные интересы. Открытый урок – проводится в удобное для родителей время, с целью раскрытия способности детей. Совместные костюмированные праздники, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, походы, экскурсии и т.д. Родительское собрание – организационное, тематическое, итоговое (четвертное). Форма проведения собрания: деловая игра, круглый стол, дискуссия, мастер-класс. Индивидуальные консультации – одинаково полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, учитель – сведения, необходимые для выявления проблем каждого ученика. Принцип успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Переписка с родителями – в современных условиях переписка с родителями учащихся может осуществляться посредством Интернета (Дневника Ру). Школа осознаёт необходимость сотрудничества с семьёй учащихся. Вот почему сегодня остро стоит задача повысить роль родителей в воспитании младших школьников. Являясь особым социокультурным пространством, семья создаёт для ребёнка особое ценностно-смысловое поле, с помощью которого в дальнейшем ребёнок будет регулировать своё социальное поведение. Именно в семье начинают формироваться основные качества: послушание, уважение к родителям, старшим, отношение к другому человеку. От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, её отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от взаимодействия родителей со школой. Ш.А. Амонашвили писал: «Воспитание – процесс творческий и процесс двуединый: в нём происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя – его самовыражение, самопожертвование и нравственное самосовершенствование». [ 1]
Список использованной литературы
- Ш.А. Амонашвили. Как живёте, дети? [Текст]: пособие для учителя/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
- М.М. Безруких. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
- В.А. Петровский, А.М. Виноградова. Учимся общаться с ребёнком.- М.: Просвещение, 1993.-191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой, учителем и пути их осуществления....
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. На формирование г...
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника
Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....
Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В материале представлен опыт работы и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...