Главные вкладки

    Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
    статья (1,2,3,4 класс) по теме

    Карнаухова Татьяна Александровна
    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

                     Взаимодействие семьи и школы в создании условий

                     для гармоничного развития и воспитания младших школьников.

                         (Описание системы работы учителя начальных классов

                           МОУ СОШ №88 Карнауховой Татьяны Александровны)

                                                                        «Счастье человека состоит в том,

                                                                         чтобы вносить как можно больше

                                                                         света и теплоты в существование

                                                                         всех окружающих людей».

                       Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!

                       Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития младшего школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.

                       Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».

                       Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:

                       -направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

                       -оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;

                       -укреплять авторитет родителей в семье;

                       -помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

                        -тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

                        Свою работу с родителями я строю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя  разнообразные формы общения:

                     Индивидуальные:

                     Изучение семьи:

                     Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам я провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.

                      Консультации:

                       Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.

                      Памятки («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника.

                       Коллективные: 

                       Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний  творческие отчёты-концерты. Такие собрания мы проводим обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.

    С большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты с использованием информационных технологий, знакомят родителей с портфолио учеников, сайтом класса.

         

                          В школьных проектах «Наша жизнь» и «Самый классный класс» приняла участие каждая семья.

                          Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.

                          Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать. В семейных олимпиадах 2008 года приняли участие 90% семей 4 «А» класса. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия их творческого потенциала.

                        Родительские ринги - дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы, «Плохие привычки – наследственность или влияние общества».

                            Конференции - научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе») проводим традиционно раз в год. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре (используем медиа-ресурсы, интерактивную доску). Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме.

                           Переписка с родителями осуществляется по электронной почте, используются ресурсы Net-школы: информирование родителей об успехах их детей; извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей, благодарственные письма. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

                        На протяжении трёх лет обучения проводилось социологическое исследование родителей. Результат исследования показывает, что они становятся настоящими заинтересованными помощниками. А это очень хороший фундамент для сотрудничества и общего успеха.

                        Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, информационные, нравственные, спортивные классные часы, родительские уроки, праздники, экскурсии.

      Например:

    • Создание коллективного проекта «Наша жизнь».
    • Исследовательский проект «Родословная моей семьи».
    • Социальный проект «Хочу помочь людям». Совместные поездки родителей и детей в детские дома и дом престарелых.
    • Создание сайта класса и портфолио учащихся, презентаций о семье, учебных проектов к урокам.
    • Посещение театров, музеев, экскурсии в Санкт-Петербург, Москву, Тобольск, Екатеринбург, Кунгур.
    • Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
    • Ежегодное участие в фестивале «Музыкальный серпантин».

                          Большое место в организации воспитательной работы уделяю эстетическому воспитанию (мною разработана программа «В мире прекрасного»); совместно с родителями, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования мы обучаем детей игре на блокфлейте, синтезаторе, вокальному, литературному, театральному, художественному искусству, проектной деятельности.

                            Результативность учебно-воспитательной работы с данным классом мы рассматриваем на психолого-педагогических консилиумах, что позволяет выстроить индивидуальную работу, как с отдельным учеником, так и в целом классе.

                            Все дети класса (100%) заняты в школьных и внешкольных кружках, студиях, секциях. В музыкальной студии в школе занимаются все учащиеся (100%), в кружках математического и гуманитарного направления (98%), танцевальной студии «Светлячки» (10%), в клубе «Энерго» (10%), спортивном клубе «Дорожник» (20%), изостудии «Маяк» (10%), в художественных школах (5%), в музыкальной школе №1 (5%).

                           Семейные традиции, коллективные творческие дела, высокая мотивация к общественной жизни дают возможность оптимально включать в процесс обучения и воспитания каждого ученика. Позволяют формировать такие качества личности ребёнка, как уважение к старшим, доброта,  чуткость, отзывчивость.  Анкетирование родителей по организации воспитательной работы с детьми показывает 100% удовлетворённость.

                             По результатам диагностики ПТК «Результат педагогического процесса» класс показывает высокий уровень самостоятельности (95%), воспитанности (90%), сплочённости (97%), творческого потенциала (83%), хороший уровень обученности (85%), низкий уровень заболеваемости учащихся (3%);

                            Данная система работы позволяет успешно решать задачи сохранения и укрепления семейных ценностей, формировать активную социальную позицию родителей и учащихся.

           

                 

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

    Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

    Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

    Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный пе...

    Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

    Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

    Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

    В материале представлен опыт работы  и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности...

    Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.

    Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...