Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
статья на тему

Панова Елена Анатольевна

В материале представлен опыт работы  и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_protsesse_duhovno_1.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

            Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4)

Задачи сотрудничества родителей и педагогов:

- объединить усилия семьи и школы в воспитании любви к Родине, чувства патриотизма, активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству;

- создать условия для формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

- воспитывать культуру межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

- формировать единую воспитательную среду, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Традиционные источники нравственности - это Россия -многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,

природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение

Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

- справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя - гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине;

- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не только ребенка, но и семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственны не только перед государством за результаты своей деятельности; в основном они ответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.

Вот почему сотрудничество семьи и школы –  важное и необходимое условие для создания благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Без взаимодействия с родителями, без поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Если родители активно участвуют в школьной жизни ребёнка, то для ребенка это становится подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск деятельности, как урочной, так и внеурочной, которая была бы принята родителями и не шла в разрез с новыми задачами воспитания и образования.

Мне кажется, что подготовительную работу с родителями по выбору модуля ОПК, как одного из значимых модулей духовно-нравственного воспитания, следует начать как только ученик приходит в школу. Эта работа может заключаться в участии детей в конкурсах , проводимых духовно-просветительскими центрами благочиний, посещении музеев при храмах, сотрудничестве с приходами, участии в благотворительных акциях. Так  во время посещения краеведческого музея в г.Пушкине, дети и родители, рассмотрели Екатерининский собор через призму истории , приобщившись к духовному наследию нашего города. Учащиеся моего класса участвовали в конкурсе, посвящённом Иоанну Кочурову, где смогли проявить свой талант в изобразительном и литературном творчестве, а также повысить свой культурный уровень. Дети, родители и педагоги были приглашены на награждение в музей при храме Екатерининского собора, где состоялась экскурсия, викторина о житие святого и чаепитие. Таким образом родители увидели, что церковь помогает раскрыть таланты ребят и повысить их образовательный уровень, обогатить их духовный мир. В качестве примера по духовно-нравственному развитию во взаимодействии учащихся и родителей стоит рассмотреть опыт работы школы № 197 г.Санкт-Петербурга по устройству благотворительных ярмарок. Такую форму работы не стоит исключать для повышения сотрудничества между школой и родителями Хочется надеяться, что такая работа не оставит в стороне не только детей, но и родителей, а следовательно, родители будут готовы к выбору  модуля ОПК.

Так как воспитание духовно-нравственной личности невозможно без участия семьи, то необходимо провести такую работу с родителями, в результате которой они бы поняли и осознали важность данного предмета , познакомились с целями и задачами и попытались бы принять их. Чтобы это произошло гармонично педагогу необходимо качественно подготовиться к первой встрече с родителями, изучить содержание курса ОПК, ознакомиться с содержанием других модулей, чтобы сравнить модули и подчеркнуть богатство содержания модуля ОПК.

Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Исходя из вышеизложенного, можно провести подготовительную работу с родителями в форме пресс-конференции. Главная задача этого мероприятия – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей. Необходимо донести до родителей, что курс ОПК - это не религиозное воспитание, а духовно-нравственное. ОПК - знакомство с духовно-нравственными традициями, ценностями. А ведь через традиции можно передать:

-правила поведения;

-знания и умения;

-образ жизни;

-идеи;

ценности

Курс даёт для родителей возможности общения с их ребёнком. У ребёнка появляется потребность прийти к родителям и задать вопросы, например, какие традиции есть в их семье. , т.е. появляется дополнительный повод общения с детьми на нравственные темы.

Курс ОПК изучает заповеди. А кто же из родителей имеет возражение против заповедей "Почитай отца твоего и мать твою..."," Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего","Не кради." И именно в этом курсе изучаются данные заповеди.

Можно провести анкетирование с целью выявления актива, на который можно будет опираться в дальнейшей работе.( Приложение 1) Среди вопросов должны быть такие, ответы на которые предлагали бы активное участие в помощи ребенку и школе (педагогу, администрации, детскому коллективу).Первое собрание является ознакомительным с курсом ОРКСЭ, после него родителям предоставляется время обдумать: какой модуль они хотели бы выбрать для своего ребёнка

В дальнейшем нужно будет провести родительское собрание, на котором родители документально оформят свой выбор в форме заявления(Приложение 2). Одну из задач собрания стоит сформулировать как предоставление родителям возможности контроля за  процессом обучения. Тогда на данном собрании целесообразно присутствие  детей 4 класса, которые изучают курс , чтобы они выступили с рефлексией:

- Чему я уже научился...

- Что понял...

- Какие добрые дела я совершил впервые...

- Что больше всего нравится на уроках...

В конце собрания дети могут выступить со сценкой или спектаклем, подготовку к которым принимали не только дети и педагоги, но и родители. Возможно, что такой формат работы позволит привлечь большее количество из числа наблюдателей в число активных участников.

Выбирая такой сценарий собрания, заявление необходимо написать в конце собрания, завершив работу оформлением протокола ( Приложение 3)

Многие виды деятельности, по духовно-нравственному воспитанию и развитию, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

 При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Мы, учителя,  не можем организовать в семейный досуг, но мы должны обратить внимание родителей на то, как он организуется в их семье, заставить задуматься о результативном совместном времяпровождении и предложить  положительные варианты семейного досуга. Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в организации семейного досуга обнаруживается немало и ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день.

Необходимо повышать педагогическую культуру родителей. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовнонравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание -диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

В нашем лицее № 408 в рамках духовно-нравственного воспитания и развития организована работа родительского клуба. Клуб проводит свои собрания 1 раз в четверть. На мероприятия приглашаются родители вместе с детьми. Есть вопросы, которые обсуждаются, только в кругу родителей - это психолого-педагогические вопросы. Для их решения к работе клуба привлекаются психолог, социальный педагог , учителя школы. В то время как взрослые ищут ответы на " свои " вопросы, дети в соседнем помещении играют с воспитателем в различные игры или просматривают мультфильмы, фильмы, воспитательного характера. Затем все собираются в одном помещении, где продолжаются совместные игры, мастер-классы, совместные чтения, которые проводятся, как педагогами, так и родителями. Тема очередного заседания родительского клуба выбирается заранее, если тему предлагает родитель, то она проходит предварительное обсуждение с педагогами. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Работа клуба охватывает учащихся 1-4 классов и их родителей, а для учащихся средней и старшей школы педагоги совместно с родителями ведут проект "Имена России", где также принимают активное участие дети , педагоги и родители.

 В заключении вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и так дальше будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость отцам и матерям. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Литература:

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2.Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур». Авторы: Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Мацияка Е.В.  и др.

3.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников //Начальная школа. – 2005. - №11, – с. 68-71

4. https://sites.google.com/site/imcpushkin/

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемые родители!

        С 2012 года ввели в школьные программы комплексный курс   «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), включающего 6 модулей. Курс  изучается в 4–м классе. Ребенком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками.

Известно, что успешное духовно-нравственное воспитание детей возможно лишь в согласованном взаимодействии семьи и школы. Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:

1. Знаете ли Вы о назначении, основном содержании данного курса?

                                    Да             Частично          Нет

2. Поддерживаете ли Вы введение данного учебного курса в школьную программу?

      Да, в полной мере

      Скорее да, чем нет

      Нет

      Затрудняюсь ответить

3. Как Вы думаете, достаточно ли внимания Вы уделяете обсуждению со своим ребенком нравственных тем, вопросов о смысле жизни, о добре и зле, о выборе ценностей?

     Вполне достаточно         Скорее недостаточно          

        Мало                              Затрудняюсь ответить

4.  Изучению какого модуля курса ОРКиСЭ отдала бы предпочтение ваша семья (подчеркнуть)?

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики»,

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры».

5. Готовы ли Вы оказывать помощь своему ребенку в освоении данного курса?

      Да                         Скорее да, чем нет                         Нет                        

                        Затрудняюсь ответить

Благодарим за участие! 

Приложение 2

Директору ОУ

_____________________________________

от ___________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Согласно учебному плану  ОУ (название…) для изучения  курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ)» прошу зачислить _____________________________________________ (Ф.И.О. ученика) в группу (выбрать 1 название  модуля, подчеркнуть)

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры».

Дата __________________                                     ___________ /расшифровка  подписи

Приложение 3

Протокол №  ___

 родительского собрания  …  класса(ов)  ГОУ …

 

 от ………..….

Присутствовали:

Присутствовали:  

- директор ГОУ …

- зам. директора по УВР  

 - учителя–предметники …

-  классные руководители … классов (…);  

- … родителей обучающихся … классов.

  

Повестка дня: 

1.  О введении  курса « ОРКиСЭ» в  …  классах.

2. Уточнение выбора родителями (законными представителями) модуля курса.

 

1. Слушали:

….  информацию о целях, задачах, содержании курса, организации его изучения в школе.

2. Слушали:

 ….. о  заполнении письменных заявлений о выборе изучаемого модуля.

3. Разное (администрация и педагоги отвечали на вопросы родителей)

Решили:

 

Результаты   выбора обучающимися  …  класса модулей курса  

 

Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

2. Основы исламской культуры

3. Основы буддийской культуры

4. Основы иудейской культуры

5. Основы мировых религиозных культур

6. Основы светской этики

Всего:

100%

 

Председатель родительского собрания:____________ / ___________

 

Секретарь родительского собрания: _______________/ ___________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный пе...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...