Курс развивающих занятий "Скоро в школу"
рабочая программа на тему

Маурина Ольга Анатольевна

Рабочая программа курса «Скоро в школу» детей 5,5-7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс развивающих занятий «Скоро в школу»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Скоро в школу» детей 5,5-7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

При переходе из дошкольной ступени в школу ребенок  должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья;  формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: занятия курса «Скоро в школу»  носят развивающий характер; курс не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.

Курс «Развитие мелкой моторики. Подготовка к письму»

Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра. Для развития мелкой моторики должны использоваться игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Игровая форма развивает инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения движений.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс «Зелёная тропинка»  основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Место занятий в учебном плане

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «От слова к букве»», «Развитие мелкой моторики. Подготовка к письму», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка».

Адаптационные занятия организуются на базе детских садов и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 120 ч.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

  • физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  • ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
  • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • использует вербальные и невербальные способы общения;
  • владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Предмет «Русский язык. Литературное чтение» представлен курсом  «От слова к букве»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтению;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.: Просвещение, 2013

Содержание

Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными  названиями  качеств  (материал,   форма,   цвет,   размер).

Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Планируемые результаты:

—  правильно произносить все звуки;

—  проводить классификацию звуков по их произношению;

—  проводить классификацию печатных букв по их элементам;

—  соблюдать орфоэпические нормы произношения;

—  составлять  рассказы,   сказки   по   картине,   по   серии картин;

—  пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;

—  соблюдать элементарные гигиенические правила;

—  уметь ориентироваться на странице тетради.

Календарно-тематическое планирование

«Развитие речи»

Тема

Кол-во часов

1 1.10.

Развитие связной речи. Рассказ по картинке

1

2

8.10

Понятие предложения. Схема предложения

1

4

15.10

Слог. Деление слов на слоги

1

5

20.10

Ударение. Ударный и безударный слоги

1

6

22.10

Гласные и согласные звуки.

1

7

29.10

Буква а, звук [а].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

8

5.11

Буква  и звук [о].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

9

12.11

Буква и звук [у].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

10

19.11

Буква  и звук [и].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

11

26.11

Буква и звук [э].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

12

11

Буква  и звук [ы].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

13

.12

Буква н, звуки [н, н'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

14

.12

Буква р, звуки[ р, р'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

15

.12

Буква  л, звуки [л, л'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

16

.12

Буква м, звуки [м, м'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

17

.01

Буква п, звуки [п, п'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

18

21.01

Буква  б, звуки [б, б'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

19

28.01

Буква т, звуки [т, т'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

20

4.02

Буква  д, звуки [д, д'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

21

11.02

Буква к, звуки [к, к'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

22

18.02

Буква  г, звуки [г, г'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

23

25.02

Буква в, звуки [в, в'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

24

3.03

Буква  ф, звуки [ф, ф'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

25

10.03

Буква з, звуки [з, з'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

26

17.03

Буква  с, звуки [с, с'].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

27

24.03

Буква ж, звук [ж].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

28

31.03

Буква ш, звук [ш].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

29

31.03

Буква ц, звук [ц].  Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

30

31.03

Буква й, звук [й’].  Чтение слогов и слов с изученными буквами.  

1

Предмет «Развитие мелкой моторики. Подготовка к письму»

Пояснительная записка

Задача данного курса состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е. создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навыки письма.  Данный курс предполагает развитие у ребёнка следующих умений:

  • способность ребёнка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
  • умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
  • умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии, овалы и круги, треугольники и квадраты;
  • умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).

Развитие познавательных способностей (развитие памяти, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается:

  • дорисовывать элементы, детали, части фигур, при наличии или отсутствии визуальной опоры;
  • различать направления вверх- вниз и выполнять повороты вправо и влево;
  • различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-около-между);
  • классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
  • находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
  • моделировать контуры предметов окружающей действительности (оригами).

Для развития кистей рук на занятиях организуется гимнастика для пальцев, игры, в ходе которых дети, повторяя движения педагога,  активизируют моторику рук.

Так как в данном возрасте преобладает игровая деятельность,  все занятия проходят в игровой форме. В результате у детей появляется не только желание и умение выполнять работу красиво, аккуратно, но и потребность творчески выражать себя.

Календарно-тематическое планирование

«Развитие мелкой моторики. Подготовка к письму»

Тема

Кол-во часов

1

1.10.

Знакомство с основными цветами

1

2

8.10

Обводка по шаблону: Огурец, помидор

1

4

15.10

Обводка по шаблону: Груша, слива, раскрашивание

1

5

22.10

Обведение по контуру предметов прямоугольной формы. Пальчиковые игры.

1

6

29.10

Мозаика из газетных комков. Овечка

1

7

5.11

Обведение квадратных фигур.

1

8

12.11

Обведение треугольных фигур и букв.

1

9

19.11

Обведение овальных фигур.

1

10

26.11

Обведение круглых фигур.

1

11

24.1126.11

Аппликация из геометрических фигур. Кораблик.

1

12

1.12

3.12

Обведение треугольников

1

13

8.12

10.12

Пальчиковые игры. Конструирование фигур разной формы.

1

14

15.12

17.12

Оригами. Лягушка.

1

15

22.12

24.12

Обведение фигур в клетке.

1

16

Работа с пластилином. Тарелка.

1

17

29.12

12.01

Прямая палочка

1

18

14.01

19.01

Палочка с закруглением вверху.

1

19

21.01

26.01

Обведение зигзагов. Пальчиковые игры.

1

20

28.01

2.02

Аппликация из кругов. Слон.

1

21

4.02

9.02

Обведение по контуру рисунков. Разукрашивание фигурок.

1

22

11.02

16.02

Лепка из пластилина. Улитка.

1

23

18.02

25.02

Ориентация на листе. Обведение предметов по контуру.

1

24

1.03

3.03

Выполнение штриховки по контуру.

1

25

10.03

15.03

Аппликация из бумаги «Пасхальное яйцо»

1

26

17.03

Обведение фигур по контуру и штриховка.

1

27

22.03

Путешествие в зоопарк. Лепка животных

1

28

24.03

Путешествие на рыбалку. Аппликация из кругов

1

29

29.03

Штриховка по контуру.

1

30

31.03

Обведение объёмных букв и их штриховка.

2

Предмет « Математика» представлен курсом « Математические ступеньки»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.: Просвещение. 2013

Содержание

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число О. Число 10

Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счёт десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак « = ».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки « + », «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические  задания на  более  сложном математическом материале на развитие:

  • внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);
  • воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
  • памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
  • мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

 Планируемые результаты:

— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.),  на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);

— определять  взаимное  расположение  предметов  (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);

—сравнивать   предметы   по   длине,   массе,   используя практические действия; упорядочивать их;

—  называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

— сравнивать   количество   предметов   в   двух   группах (больше, меньше, столько же);

—определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

— объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

—различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок,   треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

—  воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия,   проводить   классификацию   объектов   по заданным признакам,   выявлять   закономерности   и   использовать   их для   выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.)

Календарно-тематическое планирование

«Математика»

Тема

Кол-во часов

1

6.10

Понятия «Больше, меньше, столько же»

1

2

13.10

Понятия «Длиннее- короче», «выше- ниже»

1

3-5

20.10

27.10

3.11

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке

3

6

10.11

Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

1

7

17.11

Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

1

8

24.11

Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)

1

9

1.12

Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник)

1

10

8.12

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)

1

11

15.12

Число и цифра 1

1

12

22.12

Число и цифра 2

1

13

Число и цифра 3

1

14

Число и цифра 4

1

15

Число и цифра 5

1

16

Закрепление состава чисел 1-5

1

17

Число и цифра 6

1

18

Число и цифра 7

1

19

Число и цифра 8

1

20

Число и цифра 9

1

21

Закрепление состава чисел 6-9

1

22

Число и цифра 0. Обратный счет.

1

23

Закрепление состава чисел 1-9

1

24

Год, месяц.

1

25

Дни  недели, сутки

1

26-30

Решение простых задач с опорой на наглядность

4

Предмет «Окружающий мир» представлен курсом «Зелёная тропинка»

Пояснительная записка

Курс «Зеленая тропинка» нацелен на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый  опыт систематизации и научной коррекции накопленных в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013

Содержание

Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года.  Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

Календарно-тематическое планирование предмета

Окружающий мир

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

6.10

Человек и природа.

1

2, 3

13.10

20.10

Неживая природа осенью.

2

4

27.10

Растительный мир осенью.

1

5

3.11

Животный мир осенью.

1

6

10.11

Птицы нашего двора.

1

7

17.11

Насекомые и рыбы.

1

8, 9

24.11

1.12

Домашние животные. Обитатели живого уголка.

2

10

8.12

Наши друзья-животные.

1

11, 12

15.12

22.12

Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

2

13

Неживая природа зимой.

1

14

Растения зимой.

1

15

Животный мир зимой.

1

16

Зелёное чудо - растения. Части растений.

1

17

Овощи и фрукты.

1

18

Травянистые растения.

1

19

Кустарники.

1

20

Разнообразие деревьев.

1

21

Съедобные и несъедобные ягоды.

1

22

Мхи и Папоротники.

1

23

Грибы.

1

24

Неживая природа весной.

1

25

Растения весной.

1

26

Животный мир весной.

1

27

Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?

1

28

Откуда взялась радуга?

1

29

Неживая природа летом.

1

30

Растения летом. Животный мир летом.

1

    Планируемые результаты:

—  владеть универсальными предпосылками учебной деятельности — уметь  работать  по   правилу  и  образцу,   слушать взрослого и выполнять его инструкции;

—  распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;  перечислять в правильной  последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

—  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный  замысел  конструктивной  деятельности  и  воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

—  проявлять  осторожное  и  осмотрительное  отношение к потенциально опасным для человека ситуациям,  соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

—  проявлять   заинтересованное   и   бережное   отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

Литература

Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Просвещение, 2012.

 Калмыкова А.А.  Система занятий со старшими дошкольниками по программе «Преемственность». Подготовка к освоению  программ «Школа России» и «Перспектива». Учитель, 2014.

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у учащихся развивающихся по программе Школа 2000-2100

Выступление на тему " Развитие творческого воображения у учащихся развивающихся по программе "Школа-2000 Школа-2100"...

Рабочая программа по курсу " Развивающие игры" 1 класс.

Рабочая программа программа для внеурочной деятельности 1 классе...

Построение вариативно- развивающего образовательного пространства школы 1-ой ступени, реализующей ФГОС

Стратегия  ФГОС  нацелена на:- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете,- инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьни...

Развивающая среда начальной школы. Программа курса Лего - конструирование.

Развивающая среда начальной школы.Программа курсаЛего - конструирование.Ни для кого не секрет, что использование конструктора лего дает прекрасный развивающий эффект для общего психического развития р...

Анализ работы, по курсу "Развивающие игры", в 3 и 4 классе

Анализ работы за 2020-2021 учебный год, по курсу "Развивающие игры", в 3 классеАнализ работы за 2021-2022 учебный год, по курсу "Развивающие игры", в 4 классе...