Рабочая программа по курсу " Развивающие игры" 1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме

Кристинина Евгения Ивановна

 Рабочая программа программа для внеурочной деятельности 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности «Развивающие игры». 1 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена учителем начальных классов Кристининой Е.И. , директором МОУ СОШ №2 Клюевым Е.В.  для учащихся 1-а,б,в,г на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов « 120 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось-89», 2006. Автор: Локанова Н.П.

Содержание курса.

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы и рассчитана на 33 часа в 1 классе.

Данная программа направлена на разви тие познавательной сферы школьников, т.к. именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.

Занятия по программе « Развивающие игры»  - это один из не обходимых школьных уроков, проводится  в наиболее привычной и традицион ной для учителя форме - форме урока.

Данные  занятия являются  метауроками  , стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей),  и в то же время, хорошо со четаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.

Исходя из этого, содержанием этих уроков явилось:

  1. развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения);
  2. психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  3. формирование психологических новообразований младшего дошкольного возраста (развитие внутреннего плана действий, развитие произвольности, управления своим восприятием, вниманием, запоминанием, развитие рефлексии);
  4. формирование самосознания.

По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную. 

Задачей вводной части является создание у учащих ся определенного положительного эмоционального фо на, без которого эффективное усвоение знаний невоз можно.

 Задания для основной части урока подбираются  с учетом их направленности на осуществление дифферен циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе.

Задача заключительной части урока состоит в под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащегося.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщённых приёмах и способах выполнения различных действий, усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

С одной стороны - это механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологического базиса обучения, который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и эффективное самостоятельное приобретение знаний.

В последнее время следует отметить увеличение числа детей с трудностями в обучении, поэтому оказание действенной психологической помощи учащимися на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальным.

Принципиально важным здесь является то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению.

Целью курса является формирование у учащегося психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

Обучение школьников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал учащегося, но и заложить основу их мировоззрения.

Задачи курса:

-способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
-способствовать полноценному психическому и личностному развитию
школьника;
-выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе --адаптации обучающихся к школьному обучению;
-развивать и корректировать психические функции обучающихся;
-развивать способность к обобщениям;
-развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать
состоянием нерешительности и неуверенности;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
-научить учащихся сочувствовать другим,  сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
-снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
-создавать   обучающимся ситуацию успеха;
-формировать адекватное поведение обучающихся;
-формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к
-совместной деятельности с педагогом;
-формировать учебные мотивы обучающихся;
-формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
-анализировать  трудности в обучении и воспитании обучающихся.

В результате обучения учащиеся должны:

К концу учебного года учащиеся:

 Должны уметь:

  1. Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности
  2. Контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять
  3. Признавать собственные ошибки
  4. Работать самостоятельно, в парах, в группах
  5. Сочувствовать другим, своим сверстникам ,взрослым, живому миру

Повысить:

  1. Уровень работоспособности
  2. Уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольной сферы, воображения, речевой и познавательной активности

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года у  обучающихся  должны сформироваться следующие умения и навыки:

  1. Эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество
  2. Чувство единства, умение действовать согласовано
  3. Готовность к самоанализу и самооценке . реальному уровню притязаний
  4. Целостная психолого-педагогическая культура
  5. Учебные мотивы
  6. Устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность
  7. Основные мыслительные операции ( анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности)
  8. Адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя
  9. Адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других
  10. Нравственно-моральные качества

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Решаемые

проблемы

Понятия

УУД

Личностные

результаты

Знакомство

Дать возможность ребёнку выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты

Я, некоторые, все

Р. Предвидеть возможности получения конкретного  результата при решении задачи.

П. Самостоятельно выделять и формулировать  цель.

К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ощущение ценности своей личности

Развитие умения работать по правилам

Научить следовать правилам, устанавливать правила

Правила игры, наоборот

Р.Устанавливать соответствие полученного  результата поставленной цели.

П.Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

К.Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Ответственность за соблюдение и несоблюдение правил

Развитие социально-ориентированного взгляда на мир.

Обратить внимание детей на значимость прошлого, настоящего и будущего

Прошлое

Настоящее

будущее

Р.Составлять план и последовательность действий.

П. Использовать общие приёмы решения задач.

К. Определять цели, функции учащихся в работе.

Социально -ориентированный взгляд на мир.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально

Движение

настроение

Р.Различать способ и результат действия.

П.Самостоятельно формулировать цель.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Развитие творческих способностей

Развитие эмоциональной сферы .

Помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением

  Отрицательные чувства и

эмоции

Р.Вносить необходимые дополнения в план действия.

П.Использовать общие приёмы для решения задач.

К.Ставить вопросы.

Ощущение значимости любого чувства

Развитие эмоциональной сферы .

Помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением

Положительные чувства и

Эмоции,

дискуссия

Р.Вносить необходимые изменения в способ действия.

П.Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Вести дискуссию.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

Развитие эмоциональной сферы .

Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях.

Причина появления чувства, впечатление

Р.Определять последовательность промежуточных целей.

П.Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К.Формулировать свои затруднения.

Уважительное отношение к мнению других.

Точка зрения.

Показать детям наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему

Точка зрения

Р.Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П.Рефлексия способов и условий действий.

К.Предлагать помощь и сотрудничество.

Уважение к другому мнению

Внутренний мир человека.

Помочь почувствовать взаимосвязь с другими людьми

Свои ценности

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К.Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Эмпатия как понимание чувств  других людей.

Действуем сообща

Научить взаимопониманию и взаимопомощи

Взаимопонимание

Взаимопомощь

Разные мнения

Р.Осуществлять пошаговый контроль по результату.

П.Ставить и формулировать проблемы.

К.Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Гуманистическое сознание.

Развитие умения выражать свои чувства и мысли.

Обратить внимание детей на то, что понимание окружающими наших желаний зависит от того, как мы их выражаем.

Желания явные и замаскированные

Р.Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

П.С помощью учителя создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.

К.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Самооценка на основе критериев успешности.

Развитие умения действовать коллективно.

Помочь понять ,что успех и неуспех команды зависит от каждого из них.

Член группы, команда

Р.Определять качество и уровень усвоения.

П.Осознанно строить сообщения в устной форме.

К.Формулировать собственное мнение и позицию.

Находить выходы из спорных ситуаций.

Семья с разных точек зрения.

Помочь детям понять. Что их родители и они – это члены одной команды

Члены семьи, ассоциация

Р.Адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности.

П.Произвольно строить сообщения исследовательского характера.

К.Задавать вопросы.

Уважение к членам семьи

Развитие эмоциональной сферы.

Дать детям возможность представить себя в различных местах пребывания, испытать чувства, вызванные этим « перемещением»

Интересные места, общий дом

Р.Различать способ и результат действия.

П. Произвольно строить сообщения

К.Строить понятные для партнёра высказывания.

Чувства гордости за свою Родину.

Развитие слуховых ощущений.

Развитие   умения   точно   и   правильно   называть предметы.

Шум, звук, предметы, которые нас окружают

Р. Адекватно воспринимать предложения учителя.

П.Узнавать, называть, определять объекты окружающей действительности.

К.Строить монологическое высказывание.

Здоровьесберегающее поведение.

Развитие произвольного внимания.

Развивать произвольное внимание, зрительные ощущения

Выполнение команды, светлый тон, тёмный тон

Р.Предвидеть уровень усвоения знаний.

П.Использовать знаково-символические средства для решения задач.

К.Вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.

Здоровьесберегающее поведение.

Развитие артикуляции.

Развитие  пространственных представлений  

  Понятия- «следует за», «находится перед», «сле ва», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Р.Использовать установленные правила в контроле способа решения.

П. Узнавать, называть, определять объекты окружающей действительности.

К.Слушать собеседника.

Социальная компетентность.

Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие понятийного мышления.

Опреде ление местоположение объекта в строке и столбце.

Понятия:героический, гениаль ный, гордый, гостеприимный, гуманный ,гео метрические фигуры

Р.Осуществлять итоговый контроль.

П.Моделировать, выделять существенные признаки предметов.

К.Определять общую цель и пути её достижения.

Начальные навыки адаптации.

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.

Словесные команды

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П.Фиксировать группы существенных признаков.

К.Осуществлять взаимный контроль.

Начальные навыки адаптации.

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Научить правильно воспроизводить команды

Словесные команды

Р.Предвидеть возможности получения конкретного результата.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Адекватно оценивать собственное поведение.

Здоровьесберегающее поведение.

Развитие     зрительного    восприятия     (выделение формы).

Развитие умения копировать образец.

Образец.

Р.Ставить новые учебные задачи с помощью учителя.

П. Фиксировать группы существенных признаков.

К.Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Мотивация учебной деятельности.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Тренировка удерживающей способности мозга, развитие мышления.

Запоминание, воспроизведение.

Р.Использовать установленные правила в контроле способа решения.

П. Определение основной и второстепенной информации.

К. Прогнозировать возникновение конфликтов с помощью учителя.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Развитие зрительного анализа.

Развитие словесного синтеза.

Развитие понятийного мышления.

Тренировка зрительного анализа, словесного синтеза, понятийного мышления.

Общее понятие, целое и детали.

Р.Вносить необходимые коррективы с учётом сделанных ошибок.

П.Обработка информации.

К.Выработка общего решения в совместной деятельности.

Мотивация учебной деятельности.

Развитие осязательных ощущений

Трансформация отрицательных эмоций в поло жительные, улучшение  внимание, восприятия речи, ощущений.

Упорядочить, построить ряд начиная с …

Р.Предвосхищать результат.

П.Определение основной и второстепенной информации.

К.Прогнозировать возникновение конфликтов с помощью учителя.

Доброжелательность

Развитие произвольного внимания

Тренировка произвольного внимания.

Переключение внимания, синхронные действия.

Р.Выполнять учебные действия в умственной форме.

П. Обработка информации.

К.Уметь разрешать конфликты по разным точкам зрения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Развитие процессов анализа.

Тренировка процессов анализа

Что лишнее, чего не хватает.

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Обработка информации.

К.Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Целостный взгляд на мир.

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Формирование умения сравнивать.

Способы применения

Сравнение

Р.Вносить необходимые дополнения в план действия.

П.Анализ информации.

К.Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Самооценка на основе критериев успешности ситуаций.

Развитие пространственных представлений.

Развитие процессов анализа и синтеза

Анаграмма, переключение, устойчивость процессов

Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П.Передача информации устным и письменным способом.

К.Договариваться о распределении функций и ролей.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Развитие звукового синтеза.

Тренировка  процесса звукового синтеза.

Словесные  обозначение.

Р.Использовать речь для регуляции своих действий.

П.Интерпретация информации.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Гуманистическое сознание.

Развитие понятийного мышления.

Слова, относящиеся к понятию. Слова, не относящиеся к понятию.

Звуковой ритм, работа по плану

Р.Различать способ и результат действия.

П. Оценка достоверности своей информации.

К.Координировать и принимать различные решения во взаимодействии.

Умение не создавать конфликтов.

Развитие умения сравнивать. Развитие непосредственной зрительной памяти.

Тренировка умения сравнивать, непосредственной зрительной памяти.

Запоминание, воспроизведение.

Р.Активизация сил и энергии.

П. Определение основной и второстепенной информации.

К.Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Формирование процессов саморегуляции.

Тренировка умения работать по образцу и по правилам

Образец, правило

Р.Осуществлять прогнозирующий контроль.

П.Критическая оценка информации.

К.Задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности.

Внутренняя позиция школьника.

Развитие внимания в условиях коллективной дея тельности.

Тренировка внимания в совместной деятельности

Расчлененность,

абстрагирование признаков

Р.Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

П.Оценка достоверности своей информации.

К.Предлагать товарищам помощь и сотрудничество.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Математика" 4 класс. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с указанием тем уроков, количества часов, элементов содержания, предметных и метапредметных УУД,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...