Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по теме: «Звук [ Ц ] ». «По дороге к Азбуке». 2015-2016 уч. год
    план-конспект по теме

    Светлана Татьянина

    Путешествуя, дети познакомятся со звуком и буквой Ц., будут учиться определять позицию звука в слове. Работать над развитием мышления, зрительного внимания, связной речи, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_zvuk_ts.doc415 КБ

    Предварительный просмотр:

    «По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе «Звук [ц]»
    Конспект занятия по теме: «Звук  [ Ц  ] ». «По дороге к Азбуке».

    Задачи:

    Образовательные

    • Познакомить детей со звуком и буквой Ц.
    • Продолжать учить определять позицию звука в слове.
    • Формировать навык чтения и письма.
    •     Преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов; обогащение словарного запаса.

    Развивающие

    • Развивать мышление, зрительное внимание, связной речи, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений. 

    Воспитательные

    • Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

    Оборудование: Мультимедийный комплекс, смайлики настроения, подарки-раскраски с изображением цирковых зверей.

    Материалы: Рабочая тетрадь «По дороге к Азбуке». Пособие по речевому развитию для детей. Ч. 4 (6-7 лет). Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. 
                                                     

    Ход занятия.

    Орг. момент

    СЛАЙД 1.

    Прозвенел звонок весёлый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

    I. ПОВТОРЕНИЕ (развитие связной речи) .

    – Чем отличаются звуки [С] и [С’]? 
    – Какой буквой они обозначаются? 
    – Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим )
    – Как Ежик починил карусель? 
    II. История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. (звуковая культура речи) 

                 Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка.

    - «А вы, почему не в цирке? » - спросила она их.

    От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить.

    - «Сегодня в цирке большое представление, - продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу».

    (См. рис. на с. 30) 


    СЛАЙД 2.
    «По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе «Звук [ц]»
           По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и
    зовут ее Царицей. 

    -  «Ты разве жена царя? » - поинтересовался Лисенок.

    -  «Совсем нет, - засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад. 


    - «Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!». Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор. 
    «Цок – цок – цок – цок! » - застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес. 
    – Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк? 

    - Ребята, как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем разговаривать на занятии? (Сегодня мы поговорим о звуке [Ц].) 
    ОТКРЫТЬ ТЕМУ!

    III.  Характеристика звука.

    1) - Давайте произнесём  [Ц]. 

    - Скажите, какой это звук?  (Согласный- преграда язык, глухой - голосовые складки не работают, всегда твёрдый).

    Звук Ц на письме обозначается буквой ЦЭ.

    СЛОГИ НА ДИСКЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

    – Давайте прочитаем  слоги на доске: ЯЦ – АЦ – ЦА,      ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ,

    ЁЦ – ОЦ – ЦО, ЮЦ – УЦ – ЦУ, ИЦ – ЫЦ – ЦЫ.  

    – Каким цветом обозначается звук [Ц]? (Синим)

    Почему? (Всегда твёрдый). Раскрасьте.

    2) Работа с рисунком (с. 30) .

    http://festival.1september.ru/articles/591929/img1.jpg

    – Назовите детенышей циркового детского сада. 
    – Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком [Ц].
    – Кто мама у львенка? (Львица.) 
    – В этом слове есть звук [Ц]? (Да.) 
    – Нарисуйте синий кружок рядом со львенком. 
    Так с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно дети рисуют кружки рядом с ягненком (овца), медвежонком (медведица), тигренком (тигрица) и цыпленком (курица). 

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Цок, цок, цок, цок,
    Я - лошадка, серый бок!
    Я копытами стучу,
    Если хочешь - прокачу.

    Дети поочерёдно топают ногами, руки на поясе.

    Мы поскачем по дорогам
    То аллюром, то галопом,

    Бегут по кругу приставными шагами.

    Попасёмся на лугу,
    Отдохнём на берегу.

    Останавливаются, делают наклоны вперёд, как бы пасутся, в конце садятся на корточки, отдыхая.



    3) Работа с рисунком (с. 31) .

    СЛАЙД 3

    Загадки.

    Явился в жёлтой шубке- 

    Прощайте, две скорлупки.

     

                Два конца, два кольца,

            А посередине - гвоздик.


    На шесте - дворец,        

    Во дворе - певец,

    А зовут его ...  

    Длинным клювом тонким    

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля,

    Кто же это?

    Во всех словах – отгадках, какой звук слышали?

     « Букв немало мы узнали,

    Добрались до буквы «Ц».

    Есть слова, где Ц  - в начале, в середине

    Есть слова, где  Ц – в конце …»

    СЛАЙД 4

    – Определите, в какой части слова слышится звук [Ц], и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки. 
    http://festival.1september.ru/articles/591929/img3.jpg
    4) Работа с рисунком (с. 31). 

    СЛАЙД 5

    – Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.) 

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20688-1424260035.jpg

    – Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука [Ц], зачеркните этот продукт. 
    – В чем подают сахар? (В сахарнице.) 
    – В этом слове есть звук [Ц]? 
    – Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.) 
    – В чем подают масло? (В масленке.) 
    – В этом слове есть звук [Ц]? (Нет.) 
    – Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д. (супница, перечница, солонка, хлебница, конфетница)

    СЛАЙД  6

    5) Чтение слогов.

    - Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.

    • ЦЫ - птицы, пуговицы;
    • ЦЕ - полотенце, блюдце;
    • ЦА - овца, мельница;
    • ЦО - кольцо, яйцо.

    http://festival.1september.ru/articles/591929/img4.jpg

    6) Измените слово так, чтобы в нем появился звук [Ц]: 

    -  учитель -учительница, воспитатель (воспитательница, художник, мастер, танцор, ученик, проводник, читатель;

    7) Работа с рисунком (с. 31) .

    – Это буква «цэ».

    Какой звук она обозначает? 
    – Как вы заштрихуете эту букву? 
    – Превратите эту букву Ц в цаплю. 

    IV. Итог занятия.


    – Что вы узнали о звуке [Ц]?

    - Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается? 
    – Назовите слова со звуком [Ц]. (примеры)

    - Ребята, вы сегодня все хорошо и дружно работали.

    - Оцените свою работу на уроке. На доске смайлики.

    - Учитель показывает поочерёдно смайлики.

     

    Поднимите руки  :

    • У меня всё получалось!
    • Некоторые задания вызывали затруднения.
    • Я допускал много ошибок,  надо тренироваться.

    Рекомендации на дом:

    • Вот наше занятие подходит к концу, на память животные цирка приготовили вам свои фотографии, которые вы дома раскрасите.

    • Прочитаете слоги , отметьте их галочкой.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20688-1424260127.jpg

    МОЛОДЦЫ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу изобразительного искусства. 2015-2016 уч.год Класс: 4 «Б»

    Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе учебника автор О.В.Куренина....

    Мониторинг предметных умений по математике I полугодие 2015 – 2016 уч. года (4 класс), кодификатор тем

    Задания для проверки предметных знаний и умений по математике в 4 классе. Задания даны в виде контрольной работы. Дана схема анализа проверочной работы с таблицей перевода тестовых баллов в оценку....

    Мониторинг предметных умений по математике I полугодие 2015 – 2016 уч. года (2 класс), кодификатор тем

    Задания для проверки предметных знаний и умений по математике во 2 классе. Задания даны в виде контрольной работы. Дана схема анализа проверочной работы с таблицей перевода тестовых баллов в оценку....

    Отчет по воспитательной работе за 2015-2016 уч. год

    Отчет по воспитательной работе за 2015-2016 уч. год....

    Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

    Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

    Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [к], [к’]. Буква К к.

     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении зву...

    Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

    Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...