Логопед в школе.
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Барашкина Анна Михайловна

Материал адресован родителям младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranitsa_shkolnogo_logopeda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:


Школьный логопед.

«От того, как прошло детство,

 кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

 - от этого в решающей степени зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский  

Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а  другим сложно усвоить учебный материал. В дошкольном возрасте  небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Пришло время идти в школу и к речи детей  предъявляются уже другие требования. Дети даже с небольшим отставанием в речевом развитии сразу “высвечиваются” уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными методами правописания. В дальнейшем дело осложняется тем, что к низким оценкам добавляются еще и отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость, нервозность, поскольку за уроками приходится сидеть до поздней ночи.

Чтобы не допустить таких последствий необходимо, как можно раньше, исправить речевые недостатки. И лучше это сделать в дошкольном возрасте. Здесь поможет своевременная диагностика речевого развития. К моменту поступления в школу, ребенок должен не только четко произносить звуки родного языка, но и различать их на слух, например “с-ш”, “с-ц”, “з-ж” и др. Также будущему школьнику необходимо прочно освоить звуковой анализ и синтез слова, слоговой анализ и синтез слова, анализ слов в предложении, сформировать четкий визуальный образ буквы, различать сходные по написанию буквы.

Ребенок затрудняется в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений. Поэтому ребенок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом его обучения. В устной речи ребенок не задумывается над звуко-слоговой структурой слова, а усваивает слово “целиком”. Овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Если такой анализ не доступен возникают специфические ошибки:

  • пропуск букв в словах (лто-лето);
  • вставка лишних букв (стлол – стол);
  • перестановка букв (вебра– верба);
  • пропуск слогов в словах (гова – голова);
  • вставка лишних слогов (гололова);
  • перестановка слогов (барелина);
  • слияние нескольких слов в одно слово (детииграли);
  • разделение одного слова на части (у кроп, о кно  );

Вы  можете помочь своему ребенку, разговаривая с ним во время всех видов деятельности, задавая открытые вопросы (например, спрашивайте  “ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?” вместо “ОН ИГРАЕТ?” ). Расскажите ему, что ни один звук в слове не является случайным, что добавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова или сделать его неузнаваемым, бессмысленным (“СВТ” – “CВЕТ”). И  на письме всем буквам, обозначающим эти звуки, при записи слова также должно быть отведено совершенно определенное место. Возвращаясь домой из школы, на прогулке, занимаясь вместе домашними делами, постарайтесь поиграть с ребенком.    

  • Определи количество звуков в слове и их последовательности (сколько звуков в слове? Назовите первый звук, второй звук и т.д.)
  • Подбери слова с определенным количеством звуков (составь слово из трех звуков, четырех звуков и т.д.)
  • Узнай слово в виде изолированных звуков (к. о. т , к. о. ш. к. а, м. о. с. т)
  • Образуй новое слово с помощью “наращивания” звуков (к – крот, грот, пар – парк, оля – коля – толя – поля)
  • Образуй новое слово путем замены в слове одного звука на другой звук (дом – лом – сом – том – ком – ром)
  • Образуй из звуков данного слова возможно большее количества новых слов (трактор – рак – так – рот – ток – кот – тот – рота – кора – торт – корт – танк – тракт);
  •  “Рассыпь слово” – ребенок называет слово по звукам.

Устранить ошибки слогового анализа и синтеза помогут задания, которые научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слова и понимать важность правильного расположения слогов в каждом слове. ределение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове? Назвать первый слог слова, второй слог слова и т.д.)

  • Подбери слова с определенным количеством слогов;
  • Составь слова с определенным количеством слогов;
  • Узнай слово из  последовательно произнесенных слогов (го-ло-ва, со-ро-ка);
  • Образуй слово путем добавления слогов к данному слову (ко – за, -ра, -са, -ля);
  • Переставь слоги для получения нового слова (ка-пор, но-ра, ра-ма);

Ошибки фонематического анализа и синтеза помогут преодолеть упражнения направленные на формирование четкого акустического образа нужного звука.

  • Если услышишь звук “Ш”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “Ж”, то спрячь за спину. Приготовились! Начали!: Ш-Ж-Ж-Ш-Ж-Ш-Ш-Ш-Ж
  • Хлопни  в ладоши, если в заданном слове услышишь звук Л,Р,З….  и т.д.

Разгадывайте логопедические кроссворды, запишитесь в школьную библиотеку, где специалист подберет  самые интересные для вашего ребенка книгу, просите пересказать прочитанное.

         Дорогие родители, всегда вспоминайте слова академика И.П.Павлова «…ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответсвующие условия…»!

         Желаем вам больших успехов!

С уваженим, школьные логопеды ГБУ ДО ЦППС Кировского района - Крамская Татьяна Ивановна и Барашкина Анна Михайловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем нужен логопед в школе"

Стихотворение - посвящение школьным учителям логопедам...

План работы учителя-логопеда в школе

Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....

Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации...

Работа учителя-логопеда в школе.

Познакомить родителей будущих первоклассников с деятельностью учителя-логопеда на школьном логопункте....