Современные педагогические технологии в учебном процессе.
опыты и эксперименты (1, 4 класс)

Пчичетль Светлана Хазретовна

Статья об опыте работы учителя на тему: " Современные педагогические технологии в учебном процессе "

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Современные педагогические технологии в учебном процессе.

В наше время происходят коренные изменения во всей системе образования и воспитания. В со-

ответствии  с  ФГОС НОО составлены учебные программы , переработаны и переизданы учебники

по всем предметам.  С 2012-2013 учебного года работаю по программе «Школа России». Методо-

логической основой   УМК этой программы является системно-деятельностный подход, цель кото-

рого, в первую очередь, научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка

из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом

виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных дейст-

вий. Изменение целей и задач современного образования повлекло за собой изменение методи-

ческой системы учителя.

Я, как и все учителя начальной школы, перешла с объяснительно-иллюстративного способа обуче-

ния на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятель-

ности. Одним из инструментов реализации личностно-ориентированного и деятельностного под-

ходов на уроках является использование современных педагогических технологий. Постоянно

приходится  следить за новинками методической литературы, перенимать опыт коллег, искать от-

вет на вопрос «Как учить?». Вовлечь учащихся в активные познавательные и творческие процессы

на уроках и во внеурочное время стараюсь, используя современные педагогические технологии.

Перечислю некоторые из них:

-информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ),

-технология проектной деятельности,

-технология проблемного диалога,

-технология сотрудничества,

-тестовые технологии,

-технология оценивания  образовательных достижений (учебных успехов),

-технология использования игровых методов,

-технология  уровневой дифференциации,

-здоровьесберегающие технологии,

-система инновационной оценки « Портфолио»,...

  Работа в современной школе не представляется без использования этих технологий, особенно без применения информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ повышает насыщенность урока информацией, делает подачу материала наглядной. Яркие картинки, видео-

фрагменты, эффекты анимации и звуковые эффекты повышают познавательный интерес учащих-

ся к учебной деятельности. Электронные приложения к учебникам оказывают неоценимую по-

мощь нам, учителям. В пособия включены огромное  количество  мультимедиаресурсов  различ-

ных типов (фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты), расширяющих

информационно-образовательное пространство урока. Использую их на уроках и во внеурочное

время , для самостоятельной работы учащихся дома.

Далее хочу остановиться на технологии проектной деятельности. Программой предусмотрена ра-

бота над созданием проектов во всех классах начальной школы по всем предметам. В учебниках

имеется рубрика «Наши проекты».  Что такое проект? Любой проект имеет практически одинако-

вую  структуру. Проект-это  «пять П»: проблема, проектирование(планирование), поиск информа-

ции, продукт, презентация.

       Проектная работа у учащихся начинается с первых дней первого класса. Чтобы привить инте-

рес к исследовательской деятельности и сформировать такие познавательные универсальные

учебные действия , как поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение

высказывания, в «Азбуку» введены следующие задания: собрать информационный материал и

подготовить сообщение по истории воздухоплавания и авиации, по истории флота, подготовить проект «Живая азбука». По другим предметам  предусмотрены проекты :  «Моя малая Родина»,

«Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Скороговорки», «Сказочная

страничка», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» и другие.

С первого класса дети начинают заниматься особой формой  научно-исследовательской работы-

созданием  и защитой самостоятельно созданных творческих проектов и компьютерных презен-

таций, участвовать в школьных научно-практических конференциях. Для этого необходимы боль-

шая предварительная работа ребенка с помощью родителей и мои консультации . Ребята учатся

работать с дополнительной литературой, использовать фотоматериалы, информацию из интерне-

та. Начатая в 1-ом классе работа по проектной деятельности продолжается и в следующих  клас-

сах,  ее объемы увеличиваются из года в год. Конечно, у учеников начальной школы не сформиро-

ваны  на  должном  уровне нужные навыки, поэтому они не обходятся без моей помощи и помо-

щи родителей.  К выполнению проектов заранее готовлю детей (выбор темы проекта, знакомство

 с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сро-

ков работы). Оказываю  помощь в выполнении  проекта (при подготовке фоторассказа, составле-

нии альбома , в изготовлении и сборе фотографий, при оформлении работы, в подготовке презен-

тации). Провожу презентацию проекта(выступления учащихся с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы). Ученик должен почувствовать, что проект-это его самостоятельная работа, что она сложная, но интересная.

Проектную деятельность учащихся организовываю, используя разные формы работы: коллектив-

ную (всем классом), групповую, в парах, индивидуальную. Ребятам очень понравились такие кол-

лективные работы, как «Деревенский двор», «Праздничный стол», «Аквариум», «Детская площад-

ка». Все дети приняли активное участие в сборе материалов для этих проектов, каждый старался

на уроках добросовестно выполнить свой объем работы, чтобы не подвести класс.

Проект «9 мая - День Победы» ребята захотели выполнить индивидуально. Они собрали сведения

из семейных архивов, фотографии с фронта, письма, дневники, газетные материалы, купили кра-

сочные открытки, в библиотеках и в Интернете нашли рассказы и стихи о ВОВ, о  Победе, написали

поздравительные тексты. Одни оформили проекты в виде стенгазеты, другие – в виде книги. Дети

так постарались , что после презентации все работы оказались на школьной выставке.

    Многие учащиеся пополнили портфолио добросовестно выполненными проектами  по разным  предметам: «И в шутку и всерьез», «Рассказ о слове», «Праздник поэзии», «Зимняя страничка»,

«Имена прилагательные в загадках», «Кто нас защищает», «Экономика родного края» и др.

    Работа над проектом раскрепощает ребенка, повышает уровень познавательной активности,

учебной мотивации , учит его сотрудничать и вести диалог с родителями, со сверстниками, плани-

ровать свою  деятельность, понимать и принимать точку зрения одноклассника, демонстрировать результаты своей работы, оценивать свои проекты и проекты своих одноклассников. Короче- фор-мирует УУД.

        Выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, от  подготовленности и готовности учителя,…Без сомнения приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным техноло-

гиям, не отрицая использования и других.

      Выпускник школы должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество. Он должен уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуа-

циях, самостоятельно мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным.

    Мы, учителя, должны не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектиро- вать, но и владеть в достаточной мере современными педагогическими технологиями, так как

без них правильно организоаать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению

поставленных целей невозможно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...