Главные вкладки

    Консультация на тему:
    консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"

    Жеребцова Юлия Яковлевна

    Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

    Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Взаимосвязь психолога и логопеда при коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

    Как известно, письменная речь-это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.

    В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинетических раздражений ( Л.С. Выготский, Б.А.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

    Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?

    Л.С.Выготский высказывал несколько соображений.

    1. Письменная речь более абстрактна, чем устная, поскольку не имеет интонаций, а значит, требует другого подхода к ее усвоению.
    2. Письменная речь совершается без собеседника, не является диалогом, и человек не реагирует на чьи-то слова соответствующими ответами.
    3. Письменная речь имеет произвольную мотивацию. «В устной речи, -пишетЛ.С.Выготский,- не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, а за ней- следующая дополнительная фраза и т.д. Таким образом, устная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы должны сами создавать мотивы речи, т.е. действовать более произвольно, чем в устной речи».

    В случае с детьми, имеющими нарушения речи, к вышесказанному можно добавить и другие причины: состояние ЦНС, наследственный фактор, функциональная ассиметрия  мозга (переучивание леворукости на праворукость), особенности речевого онтогенеза, психические травмы. Исследования  указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма  у младших школьников с несформированностью невербальных  форм психических процессов (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев,О.Б. Иншакова и др.) Так, одной из составляющих формирования навыка письма является оптико-пространственное восприятие.

    По мнению многих специалистов, нет ни одного вида деятельности детей, на которое не влияла бы пространственная ориентировка, в которой участвует как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции зависят по преимуществу от работы правого полушария. Это зрительно-моторные координации, способность соотнести движение с вертикалью и горизонталью, объединить части и не так успешно их объединении.

            Наша методика преодоления нарушений письменной речи базируется на теории учения, являющейся составной частью теории поэтапного формирования (П.Я.Гальперин).

    Вся работа строится на взаимодействии логопеда и психолога. Психолог и логопед, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозируя

    их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению ( в нашем случае, например, это коррекция недоразвития пространственной ориентировки).

    Совместная работа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.

            Немаловажное значение имеет  то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеет и применяет их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.

    Во-первых, она наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.

            Во-вторых, любое движение в психогимнастике выражает

    какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.

    Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание. Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.

    В-третьих, чередование движений(попеременное мышечное напряжение и расслабление) рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательая активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. В этом принципиальное отличие психогимнастических упражнений от физкультурных.

    Поэтому, в-четвертых, психогимнастика может быть альтернативой физкультминутки во время урока.

    Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок при письме являются не только речевые нарушения, импульсивность, рассеянность, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, необходимо выявить каждую из них и отыскать пути ее устранения.

    И самое главное в совместной работе психолога и логопеда-создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение НЕ делай ошибок!- неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

    В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащися начальных классов....

    Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

    Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

    Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

    Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

    Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

    Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

    Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

    Нарушения письменной речи у учащихся младших классов

       В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...