консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"
консультация на тему

Жеребцова Юлия Яковлевна

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психолога и логопеда при коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Как известно, письменная речь-это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.

В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинетических раздражений ( Л.С. Выготский, Б.А.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?

Л.С.Выготский высказывал несколько соображений.

  1. Письменная речь более абстрактна, чем устная, поскольку не имеет интонаций, а значит, требует другого подхода к ее усвоению.
  2. Письменная речь совершается без собеседника, не является диалогом, и человек не реагирует на чьи-то слова соответствующими ответами.
  3. Письменная речь имеет произвольную мотивацию. «В устной речи, -пишетЛ.С.Выготский,- не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, а за ней- следующая дополнительная фраза и т.д. Таким образом, устная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы должны сами создавать мотивы речи, т.е. действовать более произвольно, чем в устной речи».

В случае с детьми, имеющими нарушения речи, к вышесказанному можно добавить и другие причины: состояние ЦНС, наследственный фактор, функциональная ассиметрия  мозга (переучивание леворукости на праворукость), особенности речевого онтогенеза, психические травмы. Исследования  указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма  у младших школьников с несформированностью невербальных  форм психических процессов (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев,О.Б. Иншакова и др.) Так, одной из составляющих формирования навыка письма является оптико-пространственное восприятие.

По мнению многих специалистов, нет ни одного вида деятельности детей, на которое не влияла бы пространственная ориентировка, в которой участвует как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции зависят по преимуществу от работы правого полушария. Это зрительно-моторные координации, способность соотнести движение с вертикалью и горизонталью, объединить части и не так успешно их объединении.

        Наша методика преодоления нарушений письменной речи базируется на теории учения, являющейся составной частью теории поэтапного формирования (П.Я.Гальперин).

Вся работа строится на взаимодействии логопеда и психолога. Психолог и логопед, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозируя

их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению ( в нашем случае, например, это коррекция недоразвития пространственной ориентировки).

Совместная работа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.

        Немаловажное значение имеет  то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеет и применяет их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.

Во-первых, она наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.

        Во-вторых, любое движение в психогимнастике выражает

какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.

Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание. Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.

В-третьих, чередование движений(попеременное мышечное напряжение и расслабление) рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательая активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. В этом принципиальное отличие психогимнастических упражнений от физкультурных.

Поэтому, в-четвертых, психогимнастика может быть альтернативой физкультминутки во время урока.

Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок при письме являются не только речевые нарушения, импульсивность, рассеянность, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, необходимо выявить каждую из них и отыскать пути ее устранения.

И самое главное в совместной работе психолога и логопеда-создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение НЕ делай ошибок!- неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

Нарушения письменной речи у учащихся младших классов

   В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.

Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....