Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Кузовлева Светлана Юрьевна

Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекция письменной речи21.4 КБ

Предварительный просмотр:

              Организация работы по коррекции письменной речи

                                у учащихся начальных классов.

                                               Учитель-логопед ГБОУ Школа №1506, г. Москва

                                                                                                         Кузовлева С.Ю.

Для устранения нарушений, возникающих в результате взаимосвязи между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей, необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия чаще всего сопровождают друг друга. Комплексность устранения недостатков устной речи, чтения и письма подчеркивают исследования Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер, посвященные проблеме преодоления патологии письменной речи у детей. Такую работу обычно проводит логопед в школе. Ниже рассматривается краткий обзор работ А.В. Ястребовой и Л.Н. Ефименковой по коррекции письменной речи у учащихся общеобразовательной школы, сопоставлению изучения последовательности букв и обозначения звуков по разным программам в первых классах начальной школы.

Как считает А.В. Ястребова, нарушения письменной речи и письма обусловлены нарушением устной речи. Для преодоления этого нарушения она предлагает разбить работу на три этапа, привязав каждый к определенному классу обучения:

I этап – преодоление фонетико-фонематического недоразвития (для учащихся первых классов);

II этап  – преодоление лексико-грамматического недоразвития (для учащихся вторых классов);

III этап – развитие связной речи (для учащихся третьих классов).

Это перспективный план работы она строит в зависимости от состояния устной речи учащихся. Но не все авторы согласны с таким выделением этапов, считая, во-первых, их недостаточно, во-вторых, они неудачно расположены.

Перспективный план по А.В. Ястребовой был рассчитан на программу начальных классов, единую для всех школ.

В современном образовании в начальной школе учащиеся обучаются по разным образовательным программам. У каждой программы свой букварь, где наблюдаются разная последовательность изучения букв.

Л.Н. Ефименкова утверждает, что «логопед не дублер и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом», а значит вместе с учителем научить грамотному письму.

 Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.

В начальной школе выделены три взаимосвязанные линии овладения грамотным письмом на основе:

- соотнесения звука (фонемы) и буквы с учетом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

- запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно, без пропусков, замен, искажений;

- применения правил, решения грамматико-орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.

Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык, приобретаемый детьми по мере коррекции их устной и письменной речи.

Таким образом, для коррекции письменной речи или прочного навыка грамотного письма необходимы:

- развитие мелкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия);

- становление произношения, фонематического слуха (фонетика);

- знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).

В целом работу по коррекции письменной речи, формированию навыков грамотного письма можно объединить в четыре блока:

  1. Коррекция устной речи;
  2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  3. Фонетика;
  4. Орфография.

Выполнение заданий первого и второго блоков с 1-го класса и далее постепенно индивидуализируется и сокращается по количеству и времени проведения.

Задания по третьему блоку обязательны и не меняются по времени проведения. Меняются лишь содержание и уровень сложности материала.

Но по мере накопления у учащихся знаний по грамматике и в зависимости от класса выполнение заданий четвертого блока постепенно расширяется и увеличивается по объему и количеству.

При поступлении в первый класс у детей обследуются устная речь, состояние артикуляционной и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Как правило, у детей недостаточно развит фонематический слух, они неточно знают левую и правую сторону, предлоги: в, на, под, над, около, с, из, со, от. В связи с этим необходимы задания по первому блоку, затем переход к ориентировке в пространстве (второй блок):

- на листе бумаги в клетку;

- на листе в линейку (начало строки, середина);

- в тетради (обложка, корочка, начало, середина, конец тетради, т.д.);

- различение предлогов с пространственным значением;

- различные игры и упражнения для уточнения левой и правой стороны;

- определение элементов букв по отношению друг к другу (например у письменной а первый элемент овал, второй – крючок. Где он пишется? Слева или справа?);

- дописывание элементов букв.

Развитие фонематических функций (восприятия, представлений, анализа и синтеза (третий блок) основано на дифференциации понятий: «звук-буква», «слог-слово», «слово-предложение».

Во 2-м и 3-м классах задания из первого и второго блоков носят более индивидуальный характер. Внимание учеников акцентируется на правильном написании букв, высоте, правильности соединений, аккуратности в исправлениях, знаний понятий «подчеркнуть», «выделить», «зачеркнуть» и т.д. Задания по фонетике (третий блок) включают фонетические разборы по изучаемым темам русского языка – «Парные согласные», «Твердые-мягкие согласные», «Безударные гласные», «Мягкий знак в конце и середине слова», «Мягкий разделительный знак» и т.д. При помощи этих упражнений дети понимают, что звуковое оформление слова отличается от письменного, например: СОЛЬ [сол’], ЯМА [йама], Москва [масква], КОЛЬЯ [кол’йа ], ЗУБ [зуп]. Работа по этому разделу ведет к предупреждению фонематической дисграфии.

Цель четвертого блока «Орфография» - применение на письме изученных правил; умение видеть их, находить орфограмму, соотносить с правилом. Здесь используются и письмо с проговариванием и комментированием, и подбор слов, составление схем-опор. Но логопедические занятия не должны дублировать школьные. Задача логопеда – не оценка знаний ребенка, а помощь ему. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься» (китайская пословица). Мы все боимся ошибок, а наши дети особенно. Важно, чтобы ученик понял наше дружелюбное отношение к ошибкам. Мы придерживаемся правила: наши оценки касаются только действий и никогда не касаются стоящих за этим людей.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М.,1991г.

2.Забродина Л.В. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста», учеб.-метод. Пособие. М., 2006г.

3.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков». Метод.пособие. М.,2008г.

4.Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». Уч.-метод.пособие. СПб., 1997г.

5.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., 2006г.

6.Львов М.Р. «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Учеб.пособие. М., 2000г.

7.Ястребова А.В. «Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы». М., 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работо...

Статья "Нарушения связной письменной речи у учащихся начальных классов пути их преодоления"

В статье представлены исследования образцов самостоятельной письменной речи учащихся 2-4-х классов общеобразовательной школы, выявлены наиболее частотные нарушения. Материал будет полезен учителям нач...

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменн...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...