Образовательная деятельность "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект по окружающему миру по теме
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе,познавательно- исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область познавательное развитие . Исследовательская – экспериментальная деятельность. Возрастная группа старшая.
Тема занятия « Удивительные свойства воздуха»
Цель:
- Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Активизация и обогащение словаря: соломинка, невидимый, упругий, легкий, прозрачный, опыты, лаборатория.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Коммуникация
- Социализация
- Безопасность
- Физическая культура
- Художественная литература
Предварительная работа:
- Беседы о роли воздуха в жизни растений, животных, человека.
- Опыты с воздухом, водой.
- Игры с мыльными пузырями.
- Наблюдения за температурой воздуха.
Оборудование: воздушные шары разных цветов , полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластиковые контейнеры -2 шт. , мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка, технические средства обучения (телевизор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Злая тучка».), медали.
Методы и приёмы:
- Игровой элемент (прием)
- Беседа
- Диалог
- Наблюдение
- Опыты (эксперименты )
- Игра
- Физминутка
Индивидуальная работа: с Максимом – активизировать в речи слова «прозрачный, невидимый, бесцветный» ,с Семёном –учить делать выводы, с Соней – развивать мыслительную активность.
Организационный момент, начало занятия включающие:
| |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети входят в зал и здороваются с гостями. Ответы детей Ответы детей (Рита загадывает загадку) Он нам нужен чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. | Игровое упражнение «Улыбка» Встали все ребята в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? -Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? Воспитатель: А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Кто помнит, что это за правила? Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку. | (одеваю халат). Обобщаю ответы детей. | |
2. Основная часть занятия. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Воздух ( Ответы)
(- Надо его посильнее надуть.) (-Воздух.) (прозрачный, бесцветный и невидимый) (пусто) Ответы детей Ответы детей Предположения детей. -Выходят пузырьки. Ответы детей. (дети смотрят на экран и под музыку выполняют движения). (ответы) (ответы). (опускают шарики в чашку с водой) Ответы детей (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик) Ответы - Нет -Пахнет апельсином. -Это корка Ответы детей. (чтобы мы могли дышать свежим воздухом). - Птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д. | Воспитатель: Что это? - Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой. - Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький. - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим, весёлым? -Давайте мы все вместе надуем весёлые шарики. - Вот какие красивые, весёлые шарики получились! Интересно, а что же у них внутри, посмотрите? - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? - Получается, что воздух какой? - Верно ребята. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? -Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? -Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? -Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? -А давайте проверим! -Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. - Ой, ребята, что это происходит с водой? - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он не видимый, и всё же Без него мы жить не можем. - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт. - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята? -Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим. Физминутка «Злая туча» Ой, ребята, посмотрите, что у нас есть ещё. -Что это? - А как вы думаете, что с камешками можно делать? - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете? - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду? - Интересно, а почему камешки тонут? - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. - А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? - Почему вы так думаете? - А давайте проверим. -Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки. -Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется, а вы ребята, как думаете? - А давайте проверим так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик , и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт . -Посмотрите, что происходит с шариком? -Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного. -Скажите, а у воздуха есть запах? - Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? -Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? -Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. -А сейчас давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. -Значит для чего нужен воздух? - Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? -Кто еще дышит воздухом? -А как можно назвать все это одним словом? | Предлагаю детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. Раздаю детям шары. Обобщаю ответы детей. (показываю на камушки) Провожу опыт. | |
3. Заключительная часть занятия: | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Ответы детей. | - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. -Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали. | Вручаю медали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/15/picture-131568-1397589719.jpg)
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-238203-1365526221.jpg)
Воздух. Свойства воздуха.
Цели данного урока:· познакомить с составом воздуха, его свойствами;· показать влияние загрязнений окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-248271-1366870086.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-304960-1474224042.jpg)
Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"
Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1087959-1545583610.jpg)
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1087959-1545583610.jpg)
.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/17/picture-1256249-1592402208.jpg)
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...