Образовательная деятельность "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект по окружающему миру по теме

Мяльчина Галина Васильевна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе,познавательно- исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область  познавательное развитие  . Исследовательская – экспериментальная деятельность. Возрастная группа старшая.

Тема занятия  « Удивительные свойства воздуха»

Цель:

  • Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
  • Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  • Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи:

  •  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
  • Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  •  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Активизация и обогащение словаря: соломинка, невидимый, упругий, легкий, прозрачный, опыты, лаборатория.

Интеграция образовательных областей:  

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Безопасность
  • Физическая культура
  • Художественная литература

Предварительная работа:

  • Беседы о роли  воздуха в жизни растений, животных, человека.
  • Опыты с воздухом, водой.
  • Игры с мыльными пузырями.
  • Наблюдения за температурой воздуха.

Оборудование:  воздушные шары разных цветов , полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  трубочки, пластиковые контейнеры -2 шт. , мелкие камушки, 2 больших таза  с водой, горячая вода в термосе,  1 пустая  бутылка, технические средства обучения (телевизор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Злая тучка».), медали.

Методы и приёмы:

  • Игровой элемент (прием)
  • Беседа
  • Диалог
  • Наблюдение
  • Опыты (эксперименты )
  • Игра
  • Физминутка  

Индивидуальная работа: с Максимом – активизировать в речи слова «прозрачный, невидимый, бесцветный» ,с Семёном –учить делать выводы, с Соней – развивать мыслительную активность.

Организационный момент, начало занятия включающие:

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Ответы детей 

Ответы детей

(Рита  загадывает загадку)

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

 Игровое упражнение «Улыбка»  

Встали все ребята в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.  

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория?

-Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

Воспитатель:  А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Кто помнит, что это за правила?

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

(одеваю халат).

Обобщаю ответы детей.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воздух

( Ответы)

 

(- Надо его посильнее надуть.)

(-Воздух.)

(прозрачный, бесцветный  и невидимый)

(пусто)

Ответы детей

Ответы детей

Предположения детей.

-Выходят пузырьки.

Ответы детей.

(дети смотрят на экран и под музыку выполняют движения).

(ответы)

(ответы).

(опускают шарики  в чашку с водой)

Ответы детей

(смотрим отрывок из мультфильма  «Фиксики», серия Воздушный шарик)

Ответы

- Нет

-Пахнет апельсином.

-Это корка

Ответы детей.

(чтобы мы могли дышать свежим воздухом).

- Птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.
- Живая природа.

Воспитатель: Что это?

- Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

- Посмотрите, какие красивые шары я  принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

 - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим, весёлым?

-Давайте мы все вместе надуем весёлые шарики.

- Вот какие красивые, весёлые шарики получились!  Интересно, а что же у них внутри, посмотрите?

- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

 -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

- Получается, что воздух какой?

- Верно ребята. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем?

-Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

-Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а  чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

-А давайте проверим!

-Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Ой, ребята, что это происходит с водой?

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Пузырьки - это  воздух, который  внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

- А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

- Вот это да, пузырьки так быстро  поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

-Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт  сильный  дождь -  на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка  «Злая туча»

Ой, ребята, посмотрите, что у нас есть ещё.

-Что это?

- А как вы думаете, что с камешками можно делать?

- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

 - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки  в  воду?

- Интересно, а  почему камешки тонут?  

 - Получается, что камешки   тяжелые, поэтому они тонут.

- А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

- Почему вы так думаете?

- А давайте проверим.

-Странно, камешки утонули, а  шарики нет. Почему так происходит, ребята?  Вы как думаете?  

- Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

-Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики.

- Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется, а вы ребята,  как думаете?

- А давайте проверим так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю  шарик , и  ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт .

-Посмотрите, что происходит с шариком?  

-Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что  воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается  вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

-Скажите, а у воздуха есть запах?

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

-А сейчас  давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

 - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

-Значит для чего нужен воздух?

- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал?

-Кто еще дышит воздухом?

-А как можно назвать все это одним словом?

Предлагаю детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Раздаю детям шары.

Обобщаю ответы детей.

(показываю на камушки)  

Провожу опыт.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы детей.

-  А  сейчас я предлагаю  поиграть в игру, которая называется  «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня  о воздухе.

-Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали. 

Вручаю медали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Воздух. Свойства воздуха.

Цели данного урока:·         познакомить с составом воздуха, его свойствами;·         показать влияние загрязнений окруж...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"

Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...