Разработка творческого материала для уроков технологии и ИЗО в начальной школе "Дымковская игрушка"
методическая разработка (2 класс) на тему

Михайлова Нина Викторовна

Конспект урока для учителей и презентация для обучающихся в начальной школе. Материал включает: наглядное изображение дымковской игрушки, историю её возникновения, фольклорный материал и результаты детского творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к серии уроков на тему: «Дымковская игрушка» Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №4 с углубленным изучением французского языка имени Ж-И Кусто г. Санкт-Петербурга Михайлова Нина Викторовна, 2014-2015уч.г.

Слайд 2

Дымковская игрушка

Слайд 3

Ды́мковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в селе Дымково близ г. Вятка.

Слайд 4

Дымковская игрушка существует на вятской земле более 400 лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, козлов, уточек.

Слайд 5

Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка – Родился в веселый час Вятский праздник – “Свистопляска”, Город весь пустился в пляс!

Слайд 6

Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Слайд 7

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Слайд 8

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. После обжига глина окрашивается водо-эмульсионными белилами.

Слайд 9

По белому фону выполняют роспись темперными красками ( в нашем случае – гуашью ). Для росписи дымковской игрушки характерны следующие цвета…

Слайд 10

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! (В.Фофанов)

Слайд 11

Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. (Народное творчество)

Слайд 12

Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд .

Слайд 13

Работы учеников

Слайд 16

Список используемой литературы: 1. Клиентов А. Народные промыслы. Сер. «История России» М., изд. «Белый город»,2006г. 2. О. С. Попова, Н. И. Каплан «Русские художественные промыслы». – М., изд-во «Знание», 1984г. 3. Р. А. Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениров». М., Лёгкая пищевая промышленность, 1984г. 4. Использование Интернет ресурсов.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Дымковская игрушка.

Цели урока:

1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 2 шт.)
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • дымковские игрушки
  • плакаты «Дымковская игрушка»
  • презентации «Дымковская игрушка»

Ход урока:

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Показ дымковских игрушек)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода  была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай  (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой  была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

- Что общего у всех этих игрушек?

(Веселые, праздничные, нарядные).

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

- Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

(Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.)

- Какие цвета любят мастера Дымково?

(Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами  и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы  росписи (от крупных деталей к мелким).

Дети выполняют узора — элементы дымковской росписи.

2 урок по теме — Выполнение эскиза.

3 урок по теме — Лепка из глины.

4 урок — Раскрашивание дымковской барышни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 1 классе "Изготовление ёлочной игрушки" (презентация)

ТЕЛЕГРАММА: ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА, В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ. ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ УКРАШЕНИЕ ЕЛОЧКИ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ! ВАШ...

Конспект урока технологии ПНШ 4 класс на тему: "Игрушки - гармошки". Работа с бумагой.

Аннотация к уроку.Данный урок применяется в преподавании технологии  в 4 классе для изучения раздела "Работа с бумагой и картоном". Урок нацелен на формирование теоретических и практиче...

Конспект урока технологии 2 класс на тему "Новогодняя игрушка.Дед Мороз" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: Конструирование из бумаги.Изделие: Новогодняя игрушка. Дед Мороз.Цели деятельности учителя: совершенствование художественно-эстетического восприятия детей, отработка ...

Технологическая карта урока технологии “ Конструирование из бросового материала. Динамическая игрушка из бумажного стаканчика” (4 класс)

Цель урока: освоение технологии конструирования, динамической игрушки  посредством изготовления изделия.Дидактические:Освоение приёмов работы с бросовым материалом, картоном, ножницами и скотчем....

Технологическая карта урока технологии 3класс УМК (Школа России) "Новогодняя игрушка"

Цель урока: освоение технологии конструирования из бумаги посредством приема гофрировка. Задачи урока:Дидактические: 1) Сформировать знания о конструировании;2) Научить работать с бумагой .Планир...

Технологическая карта урока Технологии «Конструирование из картона» Изделие: «Подвижная игрушка - обезьянка» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: освоение технологии конструирования из картона игрушки-дергунчика с подвижным соединением Задачи урока Дидактические:1.Дать п...