Работа родительского клуба «Готовимся к школе»
материал на тему

         Более 10 лет назад в нашей Прогимназии был создан родительский клуб «Будущий первоклассник», где родители получают не только теоретические знания по определению готовности ребёнка к школе, но и практические рекомендации. Председателем такого клуба традиционно является учитель 4 класса, который на следующий учебный год набирает 1 класс. Занятия в родительском клубе ставят своей задачей подготовить родителей к школе, используя для этого современные технологии взаимодействия с родителями, нетрадиционные формы работы с семьёй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа родительского клуба

«Готовимся к школе»

        СЛ 1Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, СЛ 2что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации  к школе необходимо организовывать работу не только с детьми, но и с их родителями.

        В центре работы по подготовке детей к школьному обучению должны находиться детский сад, семья и учитель. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию и развитию ребёнка, особое внимание в своей работе я уделяю постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

        Более 10 лет назад в нашей Прогимназии был создан родительский клуб «Будущий первоклассник», СЛ 3 где родители получают не только теоретические знания по определению готовности ребёнка к школе, но и практические рекомендации. Председателем такого клуба традиционно является учитель 4 класса, который на следующий учебный год набирает 1 класс. СЛ 4 Занятия в родительском клубе ставят своей задачей подготовить родителей к школе, используя для этого современные технологии взаимодействия с родителями, нетрадиционные формы работы с семьёй.

        В учебном году проходит от 4 до 6 заседаний клуба. О повестке заседания клуба родители оповещаются заранее с помощью объявлений. СЛ5         К каждому заседанию клуба проводятся открытые занятия. СЛ 6         На протяжении года родители имеют возможность просмотреть занятия по развитию речи, математике, музыкальное занятие, занятие по ручному труду, физкультуре и другим предметам. И не просто просмотреть, но и оценить учебную деятельность своего ребёнка по диагностической таблице. СЛ 7         Оценка деятельности происходит по 3-х балльной системе. (После просмотра открытых занятий, родители оценивают учебную деятельность своего ребенка и выставляют баллы в диагностической таблице.

Оценка родителями учебной деятельности ребенка на занятиях

Критерии    оценки

Баллы по мате-матике

Баллы по раз. речи

1.

Проявляет интерес к выполнению заданий на занятии

2.

Активность ребенка на занятии

3.

Правильность выполнения заданий

4.

Скорость выполнения заданий

5.

Поведение ребенка на занятии

6.

Умение слушать воспитателя

7.

Речь ребенка (ясные, четкие ответы)

8.

Самостоятельность при выполнении заданий

        Посмотрев занятия, родители подводят итоги, просчитывая баллы в диагностической таблице. СЛ 8 Критерии оценивания таковы:

  • Если  ваш ребенок набрал 20-24 балла, то можно говорить о высоком уровне сформированности учебных навыков.
  • Если ребенок набрал 14-20 баллов – это средний уровень, т.е. учебные навыки сформированы недостаточно. Вам необходимо особо обратить внимание на те критерии, по которым был выставлен низкий балл.
  • Если ребенок не набрал 14 баллов, то требуется индивидуальная консультация специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей.

        В работе клуба постоянно осуществляется обратная связь, между родителями, воспитателями и учителем. СЛ 9 Родители принимают участие в анкетировании, для них проводится день открытых дверей в 4 классе у того учителя, который будет набирать первоклассников. Ведь именно в 4 классе можно увидеть итог работы учителя, его методы и формы ведения уроков, манеру общения с детьми. И у родителей будущих первоклассников нашей школы есть такая возможность.

        В 2010 – 2011 учебном году председателем такого клуба являлась я, и сегодня хотела бы рассказать  о некоторых заседаниях нашего клуба.

        Работа с родителями велась в следующих направлениях и формах: просветительская, консультационная (индивидуальная и групповая), диагностическая. СЛ 10 Было проведено 5 заседаний родительского клуба:

«А пора ли нам в школу?»,

«Типы родителей»,  

«Роль родителей в предшкольной жизни детей»,  

«Что ожидают услышать дети от взрослых на пороге школы»,

«Особенности развития первоклассников».        

        Первое заседание проходило под названием «А пора ли нам в школу?», было посвящено вопросу готовности к школе, причём не детей, а именно родителей. СЛ 11

        Ведь большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 -  летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

        На этом заседании я предложила родителям максимально правдиво для самих себя ответить на вопросы анкеты. Если они на вопрос отвечали утвердительно, ставили один балл. Если отрицательно – ноль баллов.

Анкета для родителей "Снова в школу"                             

  1.  Как вы считаете, готов ли ваш ребёнок к поступлению в школу?
  2.  Позаботились ли вы о том, чтобы получить как можно больше информации о школе? 
  3.  Учитываете ли вы при выборе школы для ребёнка его увлечения и пожелания?
  4.  Советовались ли вы при выборе школы с врачами, воспитателями, методистами, педагогами, психологами, логопедами?
  5.  А лично вы проводите дома дополнительные занятия с вашим ребёнком для повышения его готовности к поступлению в школу?
  6. Часто ли вы с ребенком опаздываете (в детский сад, в гости, на занятия и т. д.)?
  7. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т. п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?
  8. Имеет ли дома ваш ребёнок своё место (например, шкаф, полка), за порядок в котором он   отвечает самостоятельно?
  9. Есть ли у ребёнка постоянные обязанности в семье?
  10. Готова ли ваша семья материально к поступлению ребёнка в школу?
  11. Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место (личная комната, зонирование комнаты, личный письменный стол) с началом его учебы?
  12. Считаете ли вы необходимым иметь дома компьютер с выходом в Интернет для более комфортного и продуктивного обучения современного школьника?
  13. Сможете ли вы уделять ребёнку дополнительное время в течение хотя бы первого года обучения?

        Целью этой анкеты было подготовить родителей к необходимым изменениям в привычной жизни, в семейном укладе, в воспитательных моментах. Дело в том, что во многих семьях в школу шли первые дети, и родителей очень тревожил вопрос «Как лучше подготовиться к школьной жизни». После анкетирования я предложила родителям составить список необходимых изменений, которые нужно внести в семейную жизнь уже в сентябре, когда впереди ещё девять месяцев. СЛ 12

        Рядом с каждым написанным пунктом я предложила проставить время, которое потребуется на его осуществление. Например, чтобы приучить ребёнка к самостоятельной уборке игрушек, потребуется кому-то один месяц, а кому-то больше. Каждый ребёнок индивидуален. И главное, обратила внимание родителей на то, что новый этап в жизни ребёнка - это новый этап и в жизни взрослых.  Но взрослым ломать старые устои сложнее. Постарайтесь меняться вместе.

        В конце года на последнем заседании за круглым столом мы с родителями обсудили, что удалось изменить, а над чем ещё необходимо поработать летом. Такое вот было задание на летние каникулы перед школой. 

        Следующее заседание нашего клуба было посвящено типам родительского поведения. Эта характеристика родителей была дана с помощью музыкальных инструментов. Такая классификация позволила посмотреть многих участников нашего клуба посмотреть на себя со стороны. Поэтому при наших встречах на родительских собраниях или в индивидуальных беседах не возникало, да и сейчас не возникает недопонимания или сложностей в общении. СЛ 13 Предлагаю и вам кратко познакомиться с этой классификацией.

  1.  «Тромбон». Приходит в школу по собственной инициативе. Возмущённый, негодующий, возбуждённый, с претензиями в открытой форме, уверенный в неправильных действиях педагога требует отчёта и оправданий. Слышит только себя.
  2. «Контрабас». Приходит в школу по вызову педагога. Кажется, внешне спокоен, но чувствуется напряжение, какая-то собранность, готовность к защите своих позиций. У такого родителя припасены веские аргументы не в нашу пользу. И каждый «укол» с нашей стороны искусно отражается с помощью продуманной тактики. Контекст высказываний у таких родителей означает: «Это ваша работа. Вам за это платят деньги». СЛ 14
  3. «Удобный родитель», кажется на первый взгляд, так как выбирает роль «провинившегося ученика». Он приходит в школу либо сам, либо по вызову педагога, часто не сразу, а лишь со 2-го или 3-го приглашения. Здесь нужно сказать о некоторых разновидностях этого типа родительского поведения:

а) «Виолончель». Искренне расстраивается, испытывает неловкость, чувство вины, соглашается с претензиями педагога, старается выполнить рекомендации, чтобы изменить ситуацию.

б) «Арфа». Родитель – манипулятор, который завуалировано, воздействует на наше сознание и поведение.

                Одной из наиболее важных тем, затронутых в работе нашего клуба, была тема родительского собрания-практикума «Роль родителей в предшкольной жизни  детей»

Цели:

  • познакомить родителей с особенностями развития шестилеток;
  • помочь родителям выявить факторы риска у своего ребенка;
  • дать рекомендации по проведению игр, направленных на формирование произвольности поведения и проведению  игровых упражнений, способствующих развитию тонкой моторики рук;

Вопрос, вызвавший наиболее большой интерес – это результаты рисуночного теста «Школа», СЛ 15 который проводился с детьми. Этот тест проводился с целью определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Каждый из родителей мог познакомиться с  рисунком своего ребёнка. Рисунок оценивался по трем показателям: цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка.

Цветовая гамма – высокую оценку получают те рисунки, где преобладают яркие, чистые, светлые тона (желтый, светло-зеленый,  голубой, оранжевый). Низкую - где рисунок выполнен в темных тонах.

Линии и характер рисунка – о положительном отношении к школе говорят тщательно аккуратно прорисованные объекты, рисунок выполнен длинными, сложными линиями, без разрывов и стираний. Если в рисунке имеются стирания, О школьной тревожности говорит сила нажима штриховки: слабая - страх и неуверенность в своих силах, заниженная самооценка; чрезмерный нажим – проявление демонстративного протеста, агрессивность.

Сюжет рисунка – если на центральном месте рисунка изображена школа, детали украшения, дети, сидящие за партами, школьный класс, солнце, лето, значит у ребенка сложилось эмоционально-благополучное отношение к школе. Если отсутствует школьный сюжет, изображены тучи, дождь, слякоть, то у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации.

Если рисунок ребенка имел низкую оценку, то родителям было рекомендовано  обратиться за консультацией к школьному психологу.

        Результаты работы такого клуба говорят сами за себя. В 1-ом классе нашей школы нет дезадаптационных детей, а количество детей с высоким уровнем адаптации составляет до 70%.

Оценка деятельности  в данном направлении проходит через мониторинг, результаты которого показывают, что оптимальный уровень эффективности работы педагогов с семьей имеет положительную динамику.   В течение года с родителями проводились соцопросы, анкетирование, целью которого было выяснение отношения родителей к организации образовательного процесса в МОУ Прогимназии. Родители отметили, что  наиболее  полезными и  эффективными формами работы  являются  совместные мероприятия   детей и родителей (87%); деловые игры, тренинги (89%); клубы для родителей (93%).   Родители активно участвуют не только в просмотре и анализе открытых мероприятий, но и  пишут отзывы, пожелания педагогам, заполняют карты оценки деятельности детей. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет каждому родителю увидеть реальные достижения своего ребенка. Главным итогом работы клуба «Будущий первоклассник» я считаю сплочение коллектива родителей нашего класса. И на сегодняшний день мы уже третьеклассники, а коллектив родителей очень сплочённый, дружный, активный. Все родители с удовольствием посещают родительские собрания, активно участвуют в жизни класса и школы, с удовольствием проводят совместные мероприятия с детьми и во всём поддерживают друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"

Чтобы ребенок в школе был успешным......

Родительский клуб в работе педагога-психолога школы

В статье описан опыт работы педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся в рамках Родительского клуба.Также представлена программа работы Родительского клуба "Мы вместе!", реализ...

Разработка плана работы «Родительского клуба»

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое значение. Для таких детей контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значител...

План работы «Родительского клуба» на 2016 – 2017 учебный год.

План работы «Родительского клуба» на 2016 – 2017 учебный год. Основным направлением в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Такой...

План работы «Родительского клуба» на 2019 – 2020 учебный год.

Цель работы Родительского клуба - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников с ОВЗ. Привлечение родителей к сот...

План работы «Родительского клуба» на 2019 – 2020 учебный год.

Цель работы Родительского клуба - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников с ОВЗ. Привлечение родителей к сотрудн...

«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка» (из опыта работы родительского клуба «Лад»)

В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для до...