«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка» (из опыта работы родительского клуба «Лад»)
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Маслакова Алексеевна Анастасия

В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для достижения эффективного результата. Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих -  школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

На методическом объединении учителей начальных классов и педагога-психолога, мы обсудили проблему чтения, отношение учащихся  к книгам. Мы пришли к выводу, что нам необходимо сформировать родительский клуб. Где он может стать не только местом помощи и консультирования, но и площадкой, где мамы, папы и ребёнок будут получать полезную информацию для качественного обучения и формирования личности ребёнка и семьи в целом.

Школа поставила задачи:

- организовать сотрудничество “ученик-родитель-библиотекарь”;

- возродить традиции семейных чтений;

- повысить культуру чтения в семье;

- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещения библиотеки.

Выполнение поставленных задач реализуются через такие формы и методы, как:

- проведение тематических родительских собраний;

- анкетирование родителей( с целью промежуточного анализа деятельности читательского клуба «Лад»)

- взаимодействие со школьной библиотекой;

- ведение читательских дневников (родителей и учащихся).

- участие детей и родителей в школьных литературных мероприятиях(викторины, квесты).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка

(из опыта работы родительского клуба «Лад»)»

Выполнила:   Маслакова Анастасия Алексеевна

 учитель начальных классов.

                                                                Южно-Сахалинск 2021г.

                                                                        Введение

Тот, кому недоступно искусство чтения,-

не воспитанный человек, нравственный невежда.

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой.

Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Василий Александрович Сухомлинский.

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы- взрослые, родители и учителя.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.

Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и его основа- привычка ребёнка читать. Дети перенимают то отношение к чтению и книге, какое есть у его родителей:

Семья - это начало детского чтения.

Читают родители - читает и ребенок.

В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для достижения эффективного результата. Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих -  школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

На методическом объединении учителей начальных классов и педагога-психолога, мы обсудили проблему чтения, отношение учащихся  к книгам. Мы пришли к выводу, что нам необходимо сформировать родительский клуб. Где он может стать не только местом помощи и консультирования, но и площадкой, где мамы, папы и ребёнок будут получать полезную информацию для качественного обучения и формирования личности ребёнка и семьи в целом.

Школа поставила задачи:

- организовать сотрудничество “ученик-родитель-библиотекарь”;

- возродить традиции семейных чтений;

- повысить культуру чтения в семье;

- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещения библиотеки.

Выполнение поставленных задач реализуются через такие формы и методы, как:

- проведение тематических родительских собраний;

- анкетирование родителей( с целью промежуточного анализа деятельности читательского клуба «Лад»)

- взаимодействие со школьной библиотекой;

- ведение читательских дневников (родителей и учащихся).

- участие детей и родителей в школьных литературных мероприятиях(викторины, квесты).

Практикум.

Начальным этапом создания родительского клуба было проведение родительских собраний в начальной школе.

Тема: «Отношение родителей к чтению детей»

Целью первого этапа стало выявление социально-педагогических проблем в семьях.

Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка.

 Для этого использовались следующие методы:

  1. Наблюдение  
  2. Анкетирование
  3. Беседы.

Данное исследование позволило нам понять проблему  – утрачивание традиций семейного чтения, кризис детского чтения.

Задачи:

  1. Изучить читательскую ситуацию в семье.
  2. Узнать, как поддерживаются традиции семейного чтения.
  3. Узнать на каком уровне культура чтения в семье.

Вопросы анкетирования:

  1. Нравится ли моему ребенку читать? Да,нет
  2. Заставляю ли я своего ребенка читать? Да,нет
  3. Любите ли вы сами читать? Да,нет
  4. Читаете ли вы своему ребенку? Да,нет

Всего участвовало в анкетировании 95 родителей учащихся 1-4 классов.

По мнению родителей, нравится читать-30 человек, не нравится читать- 65 человек.

Большая часть родителей заставляет читать своих детей. Ответили положительно- 73 человека, не заставляют- 22 человека.

Многие родители любят сами читать.

Родители первоклассников ответили, что все читают своим детям, а родители 3,4 классов дали ответ, что не читают, так как их ребенок уже сам умеет читать.

Выводы по результатам анкетирования:

В основном отмечалось положительное отношение родителей к чтению, родители обращают внимание на такую важную сферу развития ребенка, как формирование читательских компетенций. Родительская общественность нуждается в методической и педагогической поддержке со стороны учителей-предметников и классных руководителей.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия школы с родителями, мы все-таки убедились, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является родительский клуб.

Основные направления деятельности клуба «Лад»:

  • Духовно-нравственное развитие личности ребенка;
  • Формирование основ читательской самостоятельности;
  • Воспитание умения «талантливо читать»;
  • Развитие познания и творчества;

Цель работы клуба:

  • Создание информационно-педагогической среды, мотивации чтения школьников в семье.

Задачи клуба:

  • Организовать сотрудничество «ученик-родитель-библиотека»;
  • Возродить традиции семейных чтений;
  • Повысить культуры чтения в семье;
  • Приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

Для достижения поставленных целей был создан совет клуба, состоящий из 5 человек: руководитель клуба (координатор и организатор работы), педагог-психолог (выявляет нуждающиеся в помощи семьи, разрабатывает на дифференцированной основе способы взаимодействия с семьям обучающихся), родители- 3 человека, наиболее активные и заинтересованные участники встреч (оказывают помощь педагогам в проведении заседаний, в оформлении материалов работы клуба).

  В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно поучительная форма общения, клуб строит отношения  семьями на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется с родителями.

Клуб «Лад» проводит школьно-семейные встречи за круглым столом в школьной библиотеке, внеклассные мероприятия с привлечением родителей, открытые классные часы для учащихся начальной школы, школьные мероприятия в рамках внеурочной деятельности.

Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, разнообразными формами работы над произведением, творческие методы заинтересованности ребенка при работе с текстом, новыми именами, которые на слуху у детей, но не известны их родителям.

Виды и формы работы совместно с родителями.

За время работы нашего клуба «Лад», были использованы разнообразные формы работы с семьей, проведены различные мероприятия для родителей и совместно с родителями.

Предлагаем вашему вниманию одно мероприятие читательского клуба «Лад».

Тема: «Литературные формы работы с текстом в рамках учебного и семейного чтения»

Цель мероприятия:

  1. Формирование и развитие у учащихся навыков и умений работы с текстами различных типов и жанров.
  2. Возрождение традиций семейного чтения
  3. Приобщение детей и родителей к чтению как средству межличностного общения.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, творческое воображение, речевую культуру на основе самостоятельной поисковой, творческой деятельности.

Участники мероприятия: родители, дети, педагог-психолог, учителя начальных классов 2 и 4 классов.

  Место проведения мероприятия-школьная библиотека.

План мероприятия:

Вступительное слово председателя клуба «Лад» ( приветствие, цель и задачи данного мероприятия)

Выступление педагога- психолога с темой «О пользе семейного чтения»

Выступление о формах литературного чтения школе и семье учителя начальных классов.

 Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой.

Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению.

Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.

С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному и думающему читателю.

Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны.

Большой интерес у детей вызывают литературные игры.

Литературная игра – это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника.

Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины – формы интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Викторина – один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

Викторины составляются как по одному произведению, так и по творчеству писателя или общей тематике.

Читательская конференция.

Читательская конференция помогает достичь в работе учителя следующих целей:

1.Привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста;

2.Научить их самостоятельному рассуждению;

3.Пробудить фантазию учащихся, развить творческое воображение;

4.Дать навыки работы с литературой разного типа;

5.Развить умения устной и письменной речи;

6.Углубить знания по определённой теме;

7.Способствовать развитию исследовательских способностей учащихся.

Этапы подготовки к читательской конференции

1.Определение темы конференции;

2.Согласование сроков проведения конференции с педагогами, гостями, родителями, участниками;

3.Определение круга вопросов;

4.Определение проблематики творчества писателя, поэта;

5.Просмотр фрагментов кинофильмов, видеоматериалов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции;

6.Организация встреч с людьми, имеющими отношение к конференции; 7.Поиск дополнительной информации;

8.Репетиции с участниками;

9.После конференции - рефлексия 

Формы проведения читательских конференций

  1. Турнир литературных героев.
  2. Театр театральных миниатюр.
  3. Литературный ринг.
  4. Гостиная писателя.
  5. Литературный праздник.

    Деление на группы( присутствующие делятся на группы по цвету программок, которые они получили при входе). см. Презентацию.

1 группа- Инсценировка сказок, произведений известных писателей.

2 группа- Пантомима

3 группа- Работа с пиктограммой.

4 группа- Продолжение басни…

В каждой секции участники не только могли познакомиться с теоретическим аспектом, но и поучаствовать в практической части.

Рефлексия эмоционального состояния «Поле слов»

Родители по завершении заседания родительского клуба «Лад» поделились своими эмоциональными переживаниями. Из 40 предложенных слов необходимо было выбрать 5, отражающих эмоциональное состояние родителей:

1. Открытие – 83%

2. Удовольствие – 75%

3. Спокойствие – 58%

4. Удовлетворение – 50%

5. Продолжение. Понимание. Радость – 42%

 Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Заключение

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой демонстрирует не только пользу от чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения. Проведенное анкетирование с родителями и детьми, позволило сделать нам убедиться, что мы на правильном педагогическом и методическом пути. Показатели анкетирования выросли на 20-30%. Это говорит о том, что поставленные цели и задачи литературного клуба «Лад» реализованы.

Благодаря деятельности клуба появилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интереса к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен б...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....