Главные вкладки

    «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
    статья по теме

    Шарипзянова Рамзия Рафиловна

     

    ·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;

    ·        создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в общеобразовательном  учреждении;

    ·        оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель –   ребенок».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Альметьевского муниципального района РТ

    Семинар на тему:

    «Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности»

    Доклад на тему:

    «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

                                                                                           Подготовили воспитатели:

                                             Шарипзянова Р.Р.

    Галимуллина Р.Р.

    Альметьевск,2013

    Слайды 1,2,3,4,5,6,7

    В последние годы, стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья  в развитии и включения родителей в коррекционно–педагогический процесс, т.к. это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекционно развивающей работы.

    Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно – педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного и школьного  образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности при этом, является установление доверительного делового контакта между семьей, детским садом и школой в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

    Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в общеобразовательном  учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно–образовательном процессе.

    Вот уже 18 лет ежедневно открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья наша школа – интернат VI вида.

    Коррекционное учреждение которое создано для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

        Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

    Слайд 8,9

    Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям являются:

    1. оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;
    2. создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в общеобразовательном  учреждении;
    3. оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

    Задача педагогов проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей. В настоящее время в педагогической практике наши педагоги используют  различные формы взаимодействия, ориентируясь  на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщают родителей к делам школы, класса.

    Слайд 10

    Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, проводится по следующим направлениям.

    Первое, направлено на ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях и потребностях развития собственных детей и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности.

    Второе направление коррекционно–развивающей работы направлено на изучение и коррекцию родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.

    Третье направление предполагает: ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в школе-интернате.

    Коррекционная работа в четвертом направлении, предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.

    Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке праздников и других мероприятий.

    Слайды 11, 12,13,14

    Коррекционно–развивающая работа педагогов с родителями по данным направлениям проводится параллельно и систематически

    1.Консультативно-рекомендательная форма работы специалистов включает первичное психолого–педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого–педагогические обследования.

    2.Лекционно–просветительская работа

    В ходе коррекционно–педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания и обучения детей.

    3.Организация родительских конференций, детских утренников и праздников. Во время этих встреч родители получают полезную информацию, а так же очерчивают тот круг вопросов, на которые еще не смогли получить ответы. Ценность проведения детских праздников, заключается в том, что родители могут увидеть результаты совместного труда педагогов, узких специалистов и самих родителей.

    4.Индивидуально-практические занятия с родителями и их ребенком, на которых родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка.

    5.Подгрупповые занятия

    6.Индивидуально–практические занятия проводятся в присутствие родителя в целях обучения ее правильному и содержательному взаимодействию со своим ребенком. При использовании данного вида занятий, педагогом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно–ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

    7. Наглядные формы:

     библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

    1.На первом этапе педагог работает с ребенком самостоятельно, а родителя просит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность. В начале последующих занятий педагог просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи изменяя характер или вид задания.

    2.На втором этапе родителям предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого педагогом. Например, в проведении совместной пальчиковой игры, выкладывании образца, проведении подвижных игр, физминуток и т.д.

    3.На третьем этапе педагог активно вовлекает родителей в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, он предлагает  самостоятельно выполнить с ребенком задание. В случае неудачи педагог приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

    Таким образом, индивидуально – практические занятия являются эффективной формой обучения родителей элементарным методам коррекционно–развивающей работы с ребенком ограниченными возможностями здоровья. В процессе таких занятий у родителей повышается уровень педагогической компетентности, формирование адекватной оценки возможностей своего ребенка и т.д. И, как следствие, повышается эффективность коррекционно–развивающего процесса. 

    Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. В этом учебном году, яркими мероприятиями с участием родителей учащихся стали праздники «Масленица», конкурс новогодних игрушек, конкурс поделок, праздничный концерт и конкурс «Мамы умеют всё», посвященный Дню Матери.

    Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, вечера «Встреча с профессией»,  концерты художественной самодеятельности, конкурсы, соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

    При работе с семьей особое внимание уделяется тому, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно–педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и родителями.

    Одной из активных  форм участия родителей в жизни школы-интерната коррекционно-образовательном и воспитательном  процессе является деятельность общего, школьного и классного (группового) родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, детского сада; Устава учебного заведения.

    Слайд 15

    Родители - партнёры специалистов, помощники воспитателей, друзья своих детей. Основными задачами в работе с родителями мы считаем: повышение уровня компетентности родителей по проблеме ограничения возможностей здоровья своего ребёнка; активизация коррекционной деятельность родителей в домашних условиях; установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки и взаимопомощи

    Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим педагог помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада и школы  в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы

    Слайд 16

    Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:

    1. - увидеть мир с позиции ребенка;
    2. - относиться к своему ребенку как к равному себе;
    3. - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
    4. - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
    5. - поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести

    Слайд 17

    Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

    1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
    2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
    3. педагогическому просвещению родителей;
    4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
    5. единству требований школы и семьи.

         Слайд 18, Слайд 19                                          

                      Спасибо за внимание!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

    Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

    «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

    Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между семьей и школой и государством....

    "Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"

    Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....

    Родительский всеобуч по теме «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

    Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему прож...

    Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»

    Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

    Доклад "Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы"

    Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы. Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непрехо...