Сообщение на тему «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
учебно-методический материал
Сообщение на тему «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Указом президента Владимира Владимировича Путина от 22 ноября 2023 года 2024 год в России объявлен годом семьи. Указ направлен на популяризацию государственной политики в сфере защиты семьи и сохранение традиционных семейных ценностей. (Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи")
В современном мире семья является главной ценностью, поэтому необходимо повышать педагогическую культуру родителей, воспитательный потенциал семьи. Из главных решений этого вопроса является взаимодействие семь и школы.
В Семейном кодексе РФ определение семьи законодательно не закреплено. Однако в нём указано, что семья — это объединение, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
В толковом словаре Ожегова определение семьи звучит так: «семья – это группа живущих вместе близких родственников.» (толковый словарь Ожегова)
Психолог Л. Д. Столяренко определял семью, как психолого-педагогическую группу людей, функции которой заключаются в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. («Учебники, учебные пособия» Л. Д. СТОЛЯРЕНКО ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ)
Семья для ребенка является и средой обитания, и воспитательной средой. Роль семьи в воспитании ребёнка особенно велика в первые годы его жизни.
Воспитанием и обучением ребёнка занимается не только семья, но и образовательные учреждения.
Словарь по образованию и педагогике даёт следующее определение «школа». Школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание подрастающего поколения на средства государства или частных лиц и обществ. (Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. – 2004. – 512 с)
Ведущей идеей системы образования является создание партнёрских отношений между семьёй каждого учащегося со школой. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на вовлечение родителей в учебный процесс, внеурочную деятельность. (Цацыбин, С. А. Взаимодействие школы и семьи / С. А. Цацыбин. – Волго-град : Учитель, 2004. – 92 с.)
О важности взаимодействия семьи и школы в деле обучения ребенка писал Ян Коменский. Говоря о роли государства в воспитании детей, Коменский писал, что последним «на помощь... даются школьные учителя» (Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я.А.Коменский. - Москва: Учпедгиз, 1955. - 652 с. с. 82).
Ушинский определяет взаимодействие семьи и школы как «процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания» (Егоров, С.Ф. Ушинский: книга для учащихся / С.Ф. Егоров. –Москва: Просвещение, 1977. – 144 с., с.52).
Педагогическое взаимодействие школы и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в школе, семье, социуме. [Курочкина, И. Н. Русская педагогика. / И.Н. Курочкина - Москва:ФЛИНТА, 2011. - 113 с, с. 65].
Ф.П. Черноусова считает, что педагог не должен навязывать родителям (законным представителям) одинаковые формы взаимодействия. Целесообразно использовать сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Рисунок 1
Формы взаимодействия педагогов и родителей | ||
Коллективные | Групповые | Индивидуальные |
|
|
|
(Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004.)
Т. П. Елисеева же выделяет две основные группы форм взаимодействия семьи и школы: традиционная и нетрадиционная. (Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.)
Традиционные формы взаимодействия – те, которые приняты во всех общеобразовательных учреждениях, проверенные годами. К ним относятся родительские собрания, лекции для родителей, педагогические беседы с родителями, совместная организация мероприятий.
Нетрадиционные формы взаимодействия – современные формы взаимодействия с семьёй, которые помогают педагогам эффективно помогать родителям в вопросах воспитания и обучения детей. К ним относятся дискуссии, семинары, тренинги, деловые игры.
Таким образом, содержание всех форм взаимодействия семьи и школы направлено на активное сотрудничество, направленное на гармоничное развитие учащихся. Грамотное взаимодействие педагогов и родителей помогает лучше понять ребёнка, найти пути решения проблем личностного воспитания в семье и школе. Учитель должен понимать, что все использованные формы должны быть направлены на установление доверительных отношений между родителями, учащимися и школой, объединение их в один коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между семьей и школой и государством....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...

Выступление и презентация по теме "Взаимодействие семьи и школы"
Отличный алгоритм работы с семьёй для классных руководителей и социальных работников....

Родительский всеобуч по теме «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему прож...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»
Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...
Доклад на тему: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Доклад на тему:<<Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников>>...
