Родительский всеобуч по теме «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
материал (3 класс) на тему

Дорофеева Елена Викторовна

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дорофеева Е.В.                                                                                          МАОУ «Селенгинская гимназия»                                                                                                                                                                                              

Родительский всеобуч по теме

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Цель: укрепление детско-родительских взаимоотношений

Задачи:

  • организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, устранение барьеров к пониманию детей;
  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Форма проведения: семинар-практикум.

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Оборудование: 

  •  цветная бумага
  • мультимедийное оборудование,
  •  фломастеры, ватман
  •  видеоролики
  •  буклет «Позитив»
  • анкета «Обратная связь»
  • домашнее задание - методичка

Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в соответствии с выбранным цветом по группам

Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход собрания

Слово предоставляется заместителю директора по начальным классам Дорофеевой Е.В.:

(слайд 1)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вновь приветствовать вас на родительском всеобуче. На подобных заседаниях родительского всеобуча вы познакомились с федеральным государственным образовательным стандартом, который выступает развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования. На втором заседании вы познакомились что такое образовательный модуль. Сегодня тема нашего всеобуча  «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях» Эпиграфом нашего собрания будут такие слова "Родители - не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры"

      Новый образовательный стандарт обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию с учителями отводится в нем особая роль.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

  Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

(слайд 2) Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Вот такую систематическую, последовательно организованную работу мы начинаем на сегодняшней встрече.

Перед родительским собранием вам была предложена анкета, целью которой было выяснить средний возраст родителей второклассников, социальный статус, какую роль определяют для себя родители, каков уровень знаний родителей по вопросам семьи.

(слайд 3)

Родителям были предложены следующие вопросы.

1.Ваш возраст ____, семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть)

2.Какова, по Вашему мнению, роль семьи в современных условиях образования?

ведущая

ведомая

отстранённая (нужное подчеркнуть)

3.Знаете ли Вы типологию семей? ____

4.К какому типу относите Вы свою семью? _________________________

5.Каким Вы видите своё участие, участие своей семьи в совместной учебно-воспитательной работе?

В анкетировании приняли участие 47 семей. (слайд 4)

1.Средний возраст родителей 3-их классов - 36 лет

неполные - 15

полные - 32

2.Роль семьи:

ведущая - 36

ведомая - 8

отстранённая - 3

(слайд 5)

3.Типология семей:

знают - 26

не знают - 21

4.Родители считают, что семьи по типу - это нормальная, дружная, благополучная, многодетная, обеспеченная, традиционная, гармоничная, демократичная.

5.Участие родителей:

активное - 15

всё для ребёнка - 6

помогать в учёбе - 5

выполнение домашнего задания - 4

чем могу, помогу; в контакте с педагогическими работниками; в единстве и согласованности воспитательного влияния школы и семьи

Результаты анкеты позволили нам очертить круг проблемных вопросов, которые мы будем освещать на родительских всеобучах.

 Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют нам осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Какие типы семей выделяют расскажет Иванова Н.В.

Что такое семья? (высказывание родителей)

Просмотр видеоролика «Дети говорят».

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:
   1) степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём,
   2) степень проявления заботы,
   3) требовательность,
   4) последовательность в реализации стиля воспитания,
   5) аффективная устойчивость родителей,
   6) тревожность,
   7) характер системы управления в семье в целом.
  
Виды семей по параметрам

Определите тип воспитания, просмотрев ролик. (социальный ролик «Ваша семья»).
   По каждому из указанных параметров можно выделить несколько случаев, имеющих дифференциальную ценность:
   1 - принятие / равнодушие / неприятие
   2 - заботливость / беззаботность
   3 - разрешительный (вид) / допускающий / ситуативный / ограничительный
   4 - последовательность / непоследовательность
   5 - устойчивость / неустойчивость
   6 - тревожность / спокойствие
   7 - авторитарный / демократический / попустительский
   Как видно, теоретически может быть до 3*2*4*2*2*2*3=576 видов семейного воспитания.

Чтобы информация усвоилась лучше, проведем небольшую разминку: Улыбнитесь друг другу, познакомьтесь

Я озвучиваю какие-то моменты, касающиеся нашей жизни, если это про вас, выполните те действия, которые я попрошу:

1.Встаньте пожалуйста все - Если у вас 1 ребенок, присядьте 1 раз, 2 -2 раза, 3- 3 раза и т. д. Начинаем одновременно И раз!

2.Садитесь пожалуйста Если у вас в семье девочка, помашите правой рукой. Спасибо

3.Если у вас мальчик, помашите левой рукой

4.Если и мальчик и девочка — помашите двумя руками

5.Если у вас в семье все идет гладко, проблем не бывает, похвалите себя, погладьте по голове

6.Если вы интересуетесь проблемами воспитания, читаете книги, смотрите передачи, находите информацию  в интернете, встаньте с места, Спасибо, присаживайтесь

7.Если вы очень-очень любите своих детей, громко похлопайте!!!

Итак СЕМЬЯ а что же обозначает это понятие?

Группы получают задание Дать определение этому понятию (5 мин) Выступление 5 мин

А теперь давайте послушаем, что об этом думают дети (РОЛИК 1)

Ни один родитель не желает своему ребенку зла. Но бывают моменты, как бы мы не любили своих детей, не можем справиться с ситуацией, начинаем задавать вопросы «В кого он уродился?», «Откуда это у нее?». Порой хочется закричать, бессилие выхлестнуть в гневе. Иногда опускаются руки, растерянность сменяется либо апатией, либо стремлением в понять , исправить ситуацию. Дети вдруг меняются, и не понятно даже, любят они родителей или нет. Откуда это? Это очень сложный вопрос, за одну встречу конечно же все охватить не возможно, но давайте начнем с основ. Во первых давайте определимся опять-таки. Что означает слово ВОСПИТАНИЕ (ответы родителей).

Слово воспитание имеет приставку ВОС. Восхождение от малого к большому вместе с ребенком, от примитивного к сложному. Главное -  определить ЦЕЛЬ. Кого мы хотим воспитать? Кого возьмем за образец? Себя? Представьте, что вы на перекрестке. Есть много дорог, по которым можно идти. Но если не знаешь, куда хочешь попасть, что может произойти? (ответы родителей). Правильно, можно долго плутать или вообще, сесть на том же перекрестке и вообще никуда не пойти.

Сегодня мы поделимся опытом своим родительским друг с другом

ВОПРОСЫ ГРУППАМ:

1.Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Ваши действия...(дадите другое блюдо, разрешите выйти из-за стола, не выпустите из-за стола, пока все не съест)

2.Ваш ребенок во дворе крупно поссорился со сверстниками. Вы...(идете во двор и разбираетесь с детьми, советуете ребенку самому уладить конфликт, предлагаете остаться дома)

3.Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы...(начинаете его ругать, кричать, Попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете вместе и разберете с ним задание)

4.Ваш ребенок скрыл от вас полученные двойки( вы в гневе и за двойки, и за их скрытие, запрещаете все, кроме уроков; пытаетесь помочь исправить положение; физически наказываете ребенка)

5.Ваш ребенок гораздо позже назначенного времени вернулся домой...(не выяснив причины, начинаете ругать; обсудите случившееся, выясните, почему задержался; договоритесь, что впредь опазданий не будет; накажите)

От того, какой стиль воспитания в семье, такую форму реагирования вы выбрали.

Вообще есть 5 самых конкретно выраженных стилей воспитания.

1.Индифферентный (гипоопека, безразличный) -

2.Либеральный (попустительский)

3.Авторитарный (диктат, доминирование)

4.Гиперопека

5.Авторитетное воспитание (демократический стиль, сотрудничество)

6.Хаотический стиль (непоследовательное руководство)

Когда мы хотим определиться, какой же стиль у нас, и помогают книги, видеоматериалы, самрефлексия. Сегодня мы познакомимся с мнением психолога об одном из стиле, и возможно поспорим с ним (РОЛИК 2) Мнение родителей, поправки.

Мы хорошо поработали, отдохнем Игра «МАНЕКЕН»

Все мы играем какие-то роли. На работе одни, дома другие. Одна из главных — это конечно же роль мамы Итак, у нас есть непростой манекен, а механический. Умеет двигаться, показывать действия

Начиная с 1 группы оживляем свой манекен (что нужно для жизни — приборы, вещи, приспособления; как выглядит; какие увлечения; настроения,эмоции и т. д.)У какой группы получится более полная  картина, мы увидим. МАНЕКЕН от группы выходит, группа его оживляет. 5 мин на работу группы со списком 10 мин на выступление.

РИСУНОК. Не случайно на столах сегодня фломстеры и бумага. Все дети любят рисовать. Сегодня родители представят своих детей в образа цветов и нарисуют их. Хорошо. Посмотрите на свой рисунок, у вас есть возможность что-то добавить с позиции родителя. (Если нужно, родители поправляют рисунок)5мин. Это тоже диагностика. Если цветок в горшке - ; размер цветка; цвета; сорт.

Сегодня мы должны осознать :Мудрость приходит через опыт.  Положительный он или отрицательный, зависит от нас (РОЛИК 3)

ВОСПИТАНИЕ-  упорный труд. Систематический, не прекращающийся, пожизненный. Очень хорошо, если у вас сегодня появились вопросы. Рецепта воспитания счастливого, успешного, красивого, благополучного ребенка нет. Но мы можем помочь друг другу. Учителя родителям, родители-учителям Родители-родителям, дети-родителям -  главное уметь слушать, видеть подсказки, и не забывать про цель, к которой идем.

Уважаемые родители, перед вами Анкета «Обратная связь» Пожалуйста, заполните ее 5 мин

Заключительное слово родителей 1 от группы, администрации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между семьей и школой и государством....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Родительское собрание по теме: "Взаимодействие семьи и школы в интересах ребёнка"

ldquo;Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это ...

Методическая разработка конспекта родительского собрания на тему "Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних"

   Данная методическая разработка родительского собрания познакомит родителей с причинами появления отклоняющегося поведения у детей, действиями родителей с "трудными" детьм...

Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях

Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...