АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА
рабочая программа (1 класс) на тему

Баяндина Любовь Николаевна

Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchiy_rostok.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Липецкой области

«Специальная школа-интернат с.Ериловка»

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                              от 31.08.2016 г. №63

                                                              Директор школы_______О.Н. Самойлова

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК»

ДЛЯ 1 КЛАССА

на 2016-2017 учебный год

                                                                         

                                                                            Рассмотрена

                                                                            на методическом Совете

                                                                                                 протокол № 1   от  29 .08.2016  г.

I. Пояснительная записка

1.1. Цели курса:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.

Задачи:

Формировать приёмы функциональной грамотности;

Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю-значит расту…»

Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека.

1.2. Нормативно-правовые  документы, на основе которых разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) (далее Программа)

1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

2. СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания  организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 г., регистрационный N 38528);

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; информационными письмами Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016г №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями и учебными пособиями» и от 19 августа 2016г. №07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

4.  Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5.Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

1.3 Место  программы  в учебном плане

Программа рассчитана на 32 ч. в год (1ч. в неделю).

1.4. Общая характеристика курса

Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

1.5.Формы организации образовательного процесса

литературные игры,

 конкурсы-кроссворды

 библиотечные уроки

 путешествия по страницам книг

 проекты

 уроки-спектакли.

1.6.Технология обучения

     В  практике занятий используются такие педагогические и психологические приёмы:

 развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;

  • формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
  • стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
  • нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
  • побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции
  • интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);
  • устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);
  • создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
  •  «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
  • чтение по ролям;
  • драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа  героя, события и т.д.
  • сочинение предыстории или продолжения описанного события;
  • творческий пересказ от лица разных героев;
  • превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);
  • сочинение истории с  заданными героями, но с изменением основного тона;
  • рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.

1.7. Личностные и предметные результаты освоения АООП

В результате освоения программы «Читающий росток» у школьников формируются следующие предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;

Личностные умения:

  • уметь работать с книгой
  • участвовать в беседе о прочитанной книге
  • соблюдать правила поведения в библиотеке.

II. Содержание программы и планируемые результаты освоения АООП

В результате изучения курса «Читающий росток» «научится:

       Учебные книги первоклассника.

распознавать элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление); правилам пользования книгой;

правилам поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе

рассматривать,  читать и слушать.

Писатели детям

инсценировать картины-эпизоды из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники

играть в разные игры,  отгадывать загадки, сочинять загадку.

Русские народные сказки. Сказки народов мира

узнавать  героев  народных сказок,  инсценировать сказки.

Книги-сборники стихотворений для детей

находить нужное произведение в книге-сборнике по иллюстрациям, в виде игры «Кто быстрее найдёт произведение в книге?»;

участвовать в конкурсе «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

юмористических стихов.

Книги о животных

узнавать животных,  узнают много интересного о них, попробуют сочинить рассказ

«Мой маленький друг».

III.  Учебно-тематический план

3.1. Учебно-тематический план

№занятия

Программный материал

Кол-во часов

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

1

2

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

3,4

Хорошо живётся - хорошо и поётся.

Книга-сборник «Тень, тень-потетень: русские народные игры, песенки, потешки, сказки».

2

5,6

Сила-то небольша, да ухватка хороша.

Сказка братьев Гримм «Лиса и гуси».

2

7,8

Хорошее начало – половина дела.

Сказка В. Берестова «Аист и соловей».

2

9,10

«…Но чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить…»

Сказка В. Осеевой «Добрая хозяюшка».

2

11,12

Чужая сторона – мачеха.

Е. Чарушин «Волчишко».

2

13,14

В семье дружат – живут, не тужат.

Ю. Коринец «Я и кролики».

2

15,16

Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна.

В. Сутеев «Мышонок и карандаш».

2

17,18

Всякий человек по делу узнаётся.                                                                    Р. Сеф «Необычный пешеход».

2

19,20

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

Б. Заходер «Мордочка, хвост и четыре ноги».

2

21,22

Около чего постараешься, тому  и порадуешься.

Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

2

23,24

Под лежачий камень вода не течёт.

Русская народная сказка «Нет козы с орехами».

2

25,26

Как человек захочет, так он о том и похлопочет.

М. Пришвин «Ёж».

2

27,28

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Чтение стихотворений А. Барто.

2

29,30

Дружба заботой да подмогой крепка.

Сказка Д. Биссета «Альбатрос и черепаха».

2

31

Без дела жить – только небо коптить.

С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

1

32

По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению.

1

3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Класс  для проведения занятий;

2.ЭОР;

3. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.

4. Интерактивная доска. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Читающий лицей"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...