Занятие по экологии в старшей группе.
план-конспект на тему

Мудрак Ольга Васильевна

1.Беседа об осени (обобщающая).

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенности жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования  растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

2.Дидактическая игра «Детки на ветке».

Цель: учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

3.Дидактическая игра «Кто, где зимует».

Цель: уточнить знания детей о том, кто, где зимует.

4.Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Развивающая среда: календарь природы, игрушка «Каркуша», игра «Детки на ветке», кувшинчик, тарелка, стакан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_beseda_ob_oseni.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Беседа об осени»

Занятие по экологии в старшей группе.

1.Беседа об осени (обобщающая).

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенности жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования  растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

2.Дидактическая игра «Детки на ветке».

Цель: учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

3.Дидактическая игра «Кто, где зимует».

Цель: уточнить знания детей о том, кто, где зимует.

4.Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Развивающая среда: календарь природы, игрушка «Каркуша», игра «Детки на ветке», кувшинчик, тарелка, стакан.

Ход занятия:

1.Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и А. Плещеева «Осень наступила…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

                                                                   А.С. Пушкин

Алексей Плещеев об осени написал так:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели,

В теплые края

Сегодня мы с вами поговорим об осени и расскажем, о ней все, что знаем. Можно пользоваться календарем природы.

Какая погода была в сентябре? (октябре, ноябре)

Как она менялась?

Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца?

Как менялся покров земли?

Почему?

Как  это связано с изменением погоды?

Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.
Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

  1. Месяц СЕНТЯБРЬ.

Сентябрь - Хмурен, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.

Сентябрь - Это пора бабьего лета, когда сухо и тепло, а природа постепенно готовится к холодам. Самая грибная пора и время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы  сбиваются в стаи. А в лесу становится тише, листья заметней желтеют и скоро начнется листопад.

  1. Месяц ОКТЯБРЬ.

Октябрь - Грязни, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца. Смотри! Весь лес стал золотым. Листья от легкого дуновения ветра слетают, искрясь пестрыми красками на солнце. Эту пору называют "Золотая осень". Совсем немного времени и листья слетят с деревьев полностью.

Самая яркая и красивая  пора золотой осени  приходится на начало октября. Ветер шумит  листопадом. В парке и в лесу можно собрать цветной гербарий из листьев самых удивительных раскрасок. Становится прохладней, уже и куртку можно застегивать на все пуговицы и не забывать брать с собой зонтик. Ведь осенняя погода капризная, да и дождик не такой теплый, как летом.

  1. Месяц НОЯБРЬ.

Ноябрь - Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме.

Вот и потеряли деревья последние листья. Лес стал просвечивать, пустым и мокрым. Стало заметно холодать, тут не далеко и до морозов, и вот, вот покажется первый снег. И радость заполнила прохожих, ведь на улице все в одночасье стало белым бело, а значит наступает зима. А значит скоро новый год.

А теперь обсудим состояние  животного  мира осенью.

Что произошло с насекомыми?

Когда они исчезли? Почему?

Изменился ли состав птиц на участке, в лесу?

Куда исчезли ласточки, скворцы и др.?

Почему они улетели в теплые края?  (холодно, нечем питаться)

Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?

Каким трудом занимаются осенью люди?

Итог беседы.

Осень – это такое время года, когда в природе все меняется:

  • День становится короче.
  • Солнце греет слабее.
  • С каждым днем холоднее.
  • Часто идут дожди.
  • Небо пасмурное и хмурое.
  • Листья желтеют и опадают,  вянут цветы и трава.
  • К концу осени  - заморозки, выпадает снег.

Осень в лесу

Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т.к.  холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли.

Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке.  

Осень в городе

Люди собирают урожай овощей и фруктов,  вспахивают почву, делают заготовки на зиму, утепляют жилище.

Физкультминутка

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая –

Показ рук поочередно.

Рвут на грядках сорняки

 И друг дружку моют.

Имитация движений.

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая –

Показ рук поочередно.

Воду моря и реки

Загребают плавая.

Выполняют плавательные движения.

2.В гости к детям прилетела Каркуша и рассказывает им  интересную историю, которую она услышала в лесу.

«Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.

Бабочка-крапивница сказала: «Я буду под крышей сарая зимовать, там есть теплая и уютная щель».

«А я, - сказал муравей, -…»  «А мы …», - зажужжали пчелы, жуки. «Ая, - зашуршала  гусеница, -…».

Что сказали насекомые?

Где они будут зимовать? (ответы детей)

3.Каркуше очень понравилось, как вы ребята отвечали, и она решила с вами поиграть немножко. Дидактическая игра «Кто, где зимует».

Дети делятся на две команды одни  - «ветки» – им раздаются листики, другие – овощи – им раздаются «детки». По сигналу «детки» найдите свои «ветки» каждый становятся так, чтобы у него и товарища картинки совпадали по принадлежности  к одному и тому же растению.

4.Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

«Молодцы ребята! – говорит Каркуша. – За это я вам открою один секрет о воде».

Предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой.

Льется вода? Почему? (Потому что она жидкая)

Дети наливают воду в стакан, тарелку, кувшин. Вода меняет форму, она принимает форму того предмета, в котором она находится.

Дети благодарят за секрет и прощаются с Каркушой и приглашают её ещё к себе в гости. Воспитатель предлагает детям раскрасить раскраски с осенними пейзажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по математике для старшей группы

Открытое занятие по математике в старшей группе детского сада по теме: Счет предметов до 10...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»

«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коммуникации в старшей группе ТЕМА: «Задания Смешариков».

Закреплять правильное отчетливое произношение звуков; определять место звука в слове; подбор антонимов;  развивать умение последовательно пересказывать рассказ; уточнить знания детей о...

Интегрированное музыкальное занятие с детьми в старшей группе. Тема: «Волшебные приключения в зимнем лесу»

Волшебные приключения в зимнем лесу» интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы.Дети ищут волшебную ягоду «Снеженику», но Снежная Королева заколдовала их, превратив в суг...

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Письмо в Африку"

Расширять и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи, формировать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, позн...

Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрыв...

Конспект занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Жалобная книга природы»

Расширять представление о природе, учить делать выводы, устанавливать взаимосвязь...