Психологическая готовность и адаптация к школе
статья (1 класс) на тему

Варганова Инна Сергеевна

В данной статье рассмотрены интеллектуальные, социальные и эмоциональные аспекты подготовки ребенка к учебному процессу в общеобразовательной школе. Данная статья расчитана прежде всего для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon адаптация первоклассников64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе и адаптация к школьному обучению детей 6 – 7 лет

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Школа - это новые условия жизни и деятельности ребёнка, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. При этом происходит изменение всей жизни ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.

Для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия:

  • эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
  • усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
  • успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
  • эмоциональное благополучие.

Адаптация ребёнка к школе происходит далеко не сразу и строго индивидуально. Для этого потребуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.

Существует такой термин «школьная зрелость». Этот термин возник в связи с проблемой поступления в школу детей 6 лет. Работая с шестилетками, специалисты впервые столкнулись с тем, что некоторые дети к этому возрасту еще не достигают того уровня развития, который позволил бы им успешно обучаться в школе. Психологи определяют школьную зрелость как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Школьная зрелость малыша определяет его готовность к обучению в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости.

     интеллектуальная зрелость,

эмоциональная зрелость,

социальная зрелость.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), которая включает концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; выделение фигуры из фона; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Таким образом, можно сказать, что интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребёнок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень интересное задание.

Социальная, или коммуникативная, зрелость — это, прежде все​го, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться требованиям сложившейся ситуации. Он принимает «правила игры»: не стремится продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок.

К сожалению, при подготовке ребенка к школе и при определении уровня его школьной зрелости основное внимание уделяется только интеллектуальному уровню развития ребенка. Однако, одной из главных причин школьных неудач ребенка могут стать недостаточная эмоциональная и социальная зрелость, недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Насколько тяжело будет в школе ребёнку, который не умеет и не хочет общаться с другими детьми, стесняется учительницы и не может спросить ее, если что-то не понимает, расстраивается и опускает руки, когда не может сам решить задачу.

Выделяются две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, которые связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, которые связаны непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович, 1972, с. 23-24).

Система воспитания и обучения предполагает определённые ступени взросления:

1) ясли, детский сад - дошкольное детство;

2) школа - с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, именно здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни;

3) высшая школа или работа - взрослые люди.

Таким образом, школа - это связующее звено между детством и взрослостью. При этом, если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы обязательный процесс, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни.

Именно поэтому есть объяснение тому, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им совершенно недостаточно только удовлетворить свою познавательную потребность. Им так же необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, когда включаются в учебный процесс, как серьезную деятельность, которая приводит к определённому результату, такому важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой совокупность двух потребностей: познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку полностью включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности. Это всё выражается в сознательном формировании и исполнении целей и намерений, т.е. произвольном поведении ученика.

Произвольности уделяется большое внимание при психологической подготовке к школе. Главный камень преткновения психологической готовности к школе - это слабое развитие произвольности.

Сложность возникает в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны - слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Приступая к школьному обучению весь процесс опирается на уже имеющийся уровень развития произвольного поведения.

При характеристике психологической готовности детей к школе главным выделяется роль общения в развитии ребенка. Определяются три сферы:

  1. отношение к взрослому,
  2. к сверстнику,
  3. к самому себе.

          Уровень трёх сфер общения определяет степень готовности к школе и соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

В дополнение к выше изложенному, выделяют ещё одну составляющую психологической готовности к школе – это развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как уровень его логического мышления, так и общее развитие ребенка. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Поступив в школу, ребёнок уже сделал первый шаг к взрослению, к самостоятельности. Но по прошествии нескольких месяцев маленький ученик всё менее охотно делает уроки, стремится найти малейший повод, чтобы пропустить занятия, отказывается играть и общаться с одноклассниками. Вдруг он вообще не хочет больше посещать школу и предпочитает вернуться в детский сад.

Дезадаптация характеризуется нарушением процесса приспособления к окружающей среде.

Понятие «школьная дезадаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, которые возникают у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Школьная  дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. 

Выделяют следующие признаки дезадаптации:

1.Отвлекаемость.

2. Непослушание.

3. Двигательная расторможенность.

4. Пассивность на уроке.

5. Скованность при ответах.

6. Растерянность при малейших замечаниях.

7. Печальное, тревожное настроение.

8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик.

9. Застенчивость.

10. Раздражительность.

11.Страх перед ответом или письменным заданием.

12.Занятие посторонними делами.

13.Ответы тихим голосом.

14.Жалобы на головные боли, боли в животе.

15. Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие.

16.Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса.

В зависимости от того, какая область школьной жизни представляет для ребёнка наибольшие трудности, определяется основное направление психологической поддержки.

При этом необходимо помнить, что успешная адаптация к школьной жизни во многом определяет дальнейшие успехи или неудачи ребёнка.

Используемая литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.
  2. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
  3. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Образцова Т. Н. – М.: Лада, 2010. – 192 с.
  4.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2007. с.37-42
  5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д.: "Феникс", 2008.
  6.  Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2006. - 808 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Критерии психологической готовности детей к обучению в школе. рекомендации психолога....

Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

Психологическая готовность к обучению в школе.

Психолого – педагогические требования к ребенку, поступающему в первый класс....

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Психологическая готовность к обучению в школе.

Данный материал рекомендуется для выступления на родительском собрании будущих первокласников....

Психологическая готовность к обучению в школе

Материал для родительского собрания будущих первоклассников...